КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов
Коллектив — средство повышения общего тонуса индивида. Коллектив — условие всестороннего развития задатков личности. В этом тезисе — явная двусмысленность: личная свобода достигается через обогащение личности чужим опытом, т. е. обеспечением всестороннего развития, тем самым ставя личность в зависимость от общественного опыта, подчиняя ее этому опыту. Человек, будучи вне коллектива, не обладает повышенно!, и вообще какой-либо активностью. Следовательно, необходимо постоянно находиться в «массе», в коллективе и, соответственно, принимать участие только в коллективных действиях, избегая чего-либо самостоятельного. Неизбежной становится девальвация личности, как ценности — и для человека, и для коллектива. Сам по себе человек развиваться не может и, как личность вне коллектива — «всех других» — ценности из себя не представляет. Человек обречен на коллективизм, у него нет иного пути развития, кроме коллективистского. Шаг вперед, два шага назад. Вынесенное в подзаголовок название известной статьи В. И. Ленина проясняет общее представление о вкладе А. С. Макаренко в советскую воспитательную стратегию. Применение понятия «педагогические системы» относительно советского периода достаточно условно. Очевидно, что в это время существовала только одна система — коммунистического воспитания, в жестких рамках которой было временно допущено функционирование как бы экспериментальной системы А. С. Макаренко. Современная педагогическая наука продолжает эксплуатировать теорию коллективистского воспитания. Задействуются как открытые А. С. Макаренко, так и развитые его последователями цели, принципы, признаки; органы, методы, формы и этапы развития коллективистских отношений. В связи с этим достаточно архаично и парадоксально выглядят попытки реставрации коллективистского воспитания в современных пособиях по педагогике. Показателен подход И. П. Подласого к такому «недостатку» коллективистского воспитания А. С. Макаренко, как «попытки преодолеть индивидуальную природу человека» (20): эти попытки были «прямолинейными и упрощенными». Следовательно, требуется их продолжить, в углубленном и расширенном варианте, сохраняя «сильную идею» в неприкосновенности. Оказывается, что проблема заложена не в идее коллективистского воспитания, а в «неумении воплотить ее в жизнь» (там же).
У истоков коллективистского воспитания в СССР стоит единственная в своем роде и трагически одинокая фигура Макаренко. В своих разработках он постоянно прибегал к помощи тех источников, в живительную и целительную для общества пользу которых свято верил сам. Главнейшим из них была марксистско-ленинская философия, опорным моментом которой становится для Макаренко идущий от Гегеля, Фейербаха, Маркса, включенный в доктрину большевизма, антиперсонализм. Суть его в том, что человек может реализовать себя только в коллективной жизни и в конце концов растворяется в ней, признав примат родового бытия над своим личным бытием. Отсюда и полное неприятие Макаренко опыта американской школы начала XX века с ее ориентированной на личный успех моделью развития человека. Настроения и идеи советского периода помогали Макаренко перевести философские абстракции в практическую плоскость: необходимость воспитать человека, который жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами, человека с «хоровым началом» (А. В. Луначарский); воспитать общность переживаний, сознания себя как части целого, перестроить сознание ребенка с индивидуалистического на коллективистское, развивать личность влиянием коллектива, сказывающимся на психике человека (Н. К. Крупская).
Трагизм и одиночество А. С. Макаренко, вероятно, состоят в том, что он пытался соединить принципиально несводимые понятия — коммунистический коллективизм и гуманизм. Но самое невероятное — ему удалось достичь этого. Одной из причин успеха этого феномена является беспрецедентная для того времени свобода педагогического поиска, которая была предоставлена только Макаренко с благословения ГПУ-НКВД. К этим ведомствам относились и колония им. А. М. Горького и коммуна им. Ф. Э. Дзержинского, где осуществлялись социально-педагогические эксперименты массового перевоспитания юных правонарушителей. Аналогов такому эксперименту советская педагогика не имела. Вероятно, объяснение этого феномена состоит не только в том, что взятый на повышение квалификации в 30-е годы в аппарат НКВД Макаренко автоматически становится его сотрудником. Колония и коммуна под руководством Макаренко долгие годы были своеобразной советской педагогической Меккой, местом паломничества представителей «прогрессивного» искусства, общественных и политических деятелей зарубежных стран. Поддержанию мифа о «самой гуманной» социалистической педагогике способствовал широко разрекламированный опыт социалистического перевоспитания. Неопровержимым аргументом в пользу разработанной Макаренко системы перевоспитания является то, что ни один из его выпускников впоследствии не вернулся в исправительно-трудовые учреждения как рецидивист, никто из них не прельстился на вольницу уголовной «малины», никто не стал предателем во время Великой Отечественной войны. Секрет «соединения несоединимого», коммунистического коллективизма и гуманизма, становится понятен в контексте поддержки его экспериментов со стороны ГПУ-НКВД. Однако, эта поддержка и неослабевающий контрдоль в конечном итоге сыграли роковую роль и в судьбе Макаренко, и в судьбе его последнего педагогического детища — коммуны им Дзержинского. Главной причиной отстранения Макаренко oт педагогической работы в 1935 году, по нашему мнению, стало то, что по многим теоретическим положениям, успешно реализованным на практике. Макаренко вступил в противоречие с советской педагогической доктриной. Очевидно, идеологический аппарат посчитал, что бесконечно не может продолжаться игнорирование основополагающих для советского государства концептов даже для отдельно взятого закрытого учреждения.
Мы полагаем (поскольку определенно утверждать не можем, так как значительная часть архива Макаренко до сих пор остается скрытой в спецхранах), что главным поворотным пунктом в замаскированной борьбе с опытом Макаренко стало использование в его практике главного принципа самоуправления — перемены и сочетания ролей в учебно-трудовом коллективе. Самоуправление как камень преткновения. Проблема самоуправления и ее успешное решение в жизни коммуны им. Ф. Э. Дзержинского еще с 1928 года привлекли внимание ГПУ, именно в это время Макаренко предложил дать детскому коллективу возможность «творить формы своей жизни и быта», но уже тогда это было недопустимо в обычной школе, а в учреждении с дисциплинарно-караульным уставом — недопустимо вдвойне, поскольку противоречит основам тюремной педагогики. Тем не менее ему удалось настоять на своем. На практике это воплощалось в реализацию одного из ленинских принципов организации управления социалистическим обществом. В одной из своих последних работ Ленин настаивал на необходимости ротации, постоянной смены руководителей во избежание их «закостеневания и обрастания элитными связями». Однако этот принцип в советской бюрократии не был реализован. Не нашел он применения и в более высоких эшелонах власти — на партийном и правительственном уровне, где на посты назначались не столько благодаря компетентности руководителя, сколько по соответствию критерия личной преданности вождю, который им же и определялся и который лично осуществлял «ротацию». Макаренко слишком буквально понял заложенную в этот принцип идею; самоуправление в коммуне строилось действительно на основе постоянной ротации временного руководства. В советы командиров и другие органы самоуправления коммунары не назначались, а выбирались своими товарищами, с обязательной аргументацией всех «за» и «против» той
или иной кандидатуры. Недопустимым было оставаться на одном и том же посту одному человеку. К началу 30-х годов окончательно сложилась тоталитарная система управления страной, где выборы народной власти стали чисто формальной акцией. На долгие годы установился несменяемый «актив» — партийно-правительственное руководство. Школьное самоуправление становится такой же фикцией, как и самоуправление государственное. Вся управленческая иерархия становится элитной, действуют и элитные принципы: кастовости, засекреченности, невнимания к инициативе снизу, элитных связей, привилегий, неподверженности критике и контролю и т. д. Опыт Макаренко подрывал основы советской бюрократии прежде всего своей эффективностью. Мириться с этим было нельзя и в 1935 г. Макаренко отстраняют от руководства коммуной. В дальнейшем его уникальный педагогический опыт подвергся тщательной идеологической проверке и коррекции и в значительной степени был фальсифицирован. Подводные рифы коллективизма. Опыт Макаренко изобилует комплексом парадоксов, анализ которых способствует пониманию феномена успеха «соединения несоединимого». Одно из основополагающих явлений гуманистической философии — свобода, в частности, свобода выбора, в опыте коммунарского воспитания трактовалась Макаренко в соответствии с основной догмой коммунистческой философии: свобода — это осознанная необходимость (К. Маркс). В связи с такой трактовкой свобода рассматривалась как воспитание умения осознавать необходимость подчинения. В контексте условий исправительно-трудового учреждения иной вариант трактовки свободы был бы не только неуместен, но и недопустим. Но Макаренко рассматривает явление шире, он автоматически распространяет его (в соответствие с марксистской методологией) практически на всю систему воспитания в Советском Союзе. Необходимость подчинения как основное условие реализации свободы личности, становится закономерностью воспитательного процесса. Кроме этого проявления все остальные возможности свободы личности не актуализируются, что неминуемо приводит к невозможности ее воспитания как личности творческой. Используя огромный воспитательный потенциал самоуправления, Макаренко передает практически все функции руководства в руки коммунаров. Но при этом, используя свой знаменитый принцип «параллельного действия», воздействуя на актив и коллектив в целом, которые принимают внешне заданную идею за свою собственную и распространяют ее на отдельных членов коллектива, он добивается как бы автоматического перевода внешнего управления в необходимую функцию сознания. При хорошо отлаженной системе самоуправления коммунары спокойно принимают чужие идеи за свои собственные, более того, используют их в «борьбе с недостатками». Соединение марксистского понимания свободы с принципом параллельного действия выглядело так. В соответствии с коммунарской традиций коллектив имеет право решать судьбу отдельных членов, если по мнению коллектива, личное решение является неправильным. Решение о выборе профессии отдельными коммунарами становилось предметом обсуждения и на уровне совета командиров, и на уровне общего собрания коммунаров. Если, по мнению Макаренко, выбор сделан неправильно, то он не беседует с выпускником, пытаясь разубедить его, а беседует с представителями актива, ненавязчиво объясняя им преимущества иного выбора для этого выпускника. Затем уже простым голосованием на общем собрании — с подачи актива — принимается решение о судьбе того или иного человека (13). Подобными «коррективами» изобилуют многие произведения Макаренко, где коллективные вмешательства в судьбу отдельных людей рассматриваются как великое достижение советской педагогики. Другой парадокс — личность отдельного коммунара рассматривается у Макаренко как «активный участник воспитательного процесса, субъект воспитания». Каждый коммунар, справедливо полагал Макаренко, представляет из себя отдельную неповторимую личность, которую необходимо уважать. Но уважение основывается не на «абстрактной любви», которая, по его мнению, «развивает у детей эгоизм, лень, избалованность, расхлябанность». Здесь необходима «требовательная любовь»: чем больше уважения к человеку, тем больше требования к нему (14). Наиболее полно требовательность по отношению к отдельной личности проявляется в требованиях коллектива. Каждый член коллектива, являясь его субъектом, одновременно становится и выразителем интересов всего коллектива. Мнение каждого коммунара подчинено общественному мнению, за границы которого он не имеет права выходить. Общественное закономерно возвышается над личным, а субъект воспитания автоматически становится его объектом. Но это перевоплощение незаметно, поскольку осуществляется самими воспитанниками (принцип параллельного действия), которые в данный момент выступают как активные субъекты по отношению к отдельному воспитаннику. Таких скрытых ловушек, поставленных в расчете на возможные антиколлективистские «происки», в теории и практике Макаренко очень много: принцип отношений ответственной зависимости как один из законов жизни коллектива, трактуется, с одной стороны, как непреложное право личности на свободу своих проявлений, но с другой стороны, в полной зависимости от общественного мнения, по отношению к которому у коммунаров воспитывается чувство долга и ответственности. Среди отличительных признаков детского коллектива, определенных Макаренко как главное условие его нормального функционирования, мы находим такие признаки, как мажор, — постоянная бодрость, готовность действовать, но только совместно, коллективно; ощущение собственного достоинства, но вытекающее из ценностей своего коллектива; дружеское единение членов коллектива, но только в самом коллективе, а не за его пределами, в группировках или в парах; активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному деловому или игровому действию, но только в рамках коллектива (15). Очевидно, что в таких условиях личность теряется, ее подчинят «гомо коллективус» — человек коллективный, чье творчество ограничено возможностями коллектива и необходимостью подчинения собственного «я» общественным требованиям. Это не удивительно, поскольку главной задачей социалистического («нашего») воспитания Макаренко видит воспитание коллективиста, т. е. человека общественного, для которого личное возможно реализовать только через призму требований общества, государства, олицетворенных в образах партии и ее вождя. Комплекс вождя. Диссонансом приверженности Макаренко идее коллективизма звучит в его творчестве другая тема, которую условно можно назвать «комплексом вождя». Педагогическая деятельность Макаренко была не только ориентирована на образы Ленина и Сталина (последнего в особенности), но и проходила в свете неистового, фанатичного преклонения перед ними, отражение которого он жадно впитывал, формируя себя как личность столь же уникальную.
В письмах 1928 г. к Г. С. Салько мы находим такие строчки'. «много читаю Сталина и прямо прихожу в восторг....Мой мир — мир организованного созидания человека. Мир точной сталинской логики, но здесь столько своего, что это мой мир». В другом месте этого же письма — уже ощущение себя как личности, если не равной Сталину, то очень к ней приближенной по уровню возвышения над обыденностью (над толпой? над коллективом?): «мой мир в несколько раз сложнее Вселенной Фламариона... Мой мир — люди, моей волей созданная для них разумная жизнь в колонии и постоянная 'борьба со стихией утверждающих себя «Я» (1). В этом небольшом отрывке мы находим не только прямое влияние сталинских подходов к преобразованию общества, но и далекие отголоски идей социалистов-утопистов, где воля отдельных личностей определяет судьбу коллективизированной массы. Становится очевидным, что идеи мессианства были весьма близки Макаренко, а именно — представление о себе как о некоем сверхруководителе, незаметно, но фатально и мощно влияющем на народные массы. Особенно ярко влияние этих представлений проявилось в принципе параллельного действия, где воспитатель как бы отстранение, опосредованно руководит действиями своих воспитанников, влияя не на воспитуемых, а на промежуточную единицу — актив. Проявились они и в системе требований, предъявляемых воспитателем на различных стадиях формирования коллектива. С позиции воспитателя-мессии наиболее значима вторая стадия. На этом этапе он начинает процесс отстранения от прямого руководства, как бы уходит в тень, предоставляя ученикам-единомышленникам, разделяющим его взгляды, как бы полную педагогическую свободу. В действительности руководство воспитателя не отменяется и не передается, оно лишь видоизменяется, становится скрытным для большинства воспитанников. Имеем ли мы дело с педагогическим подлогом? В опыте Макаренко — нет. Но теория и практика его последователей, препарировавших макаренковский опыт в соответствии с идеологическим заказом, позволяют ответить утверднтельно. Памятуя о специфике макаренковского контингента, который, тем не менее, даже в условиях исправительно-трудового закрытого заведения управляется сменяемым активом, имеет смысл вспомнить, какой актив «самоуправления» имела и имеет послемакаренковская школа. Поскольку школа всегда была и остается моделью общества и государства в миниатюре, то и активу была уготована та же. судьба, что и всем институтам советского государства. Он должен был стать незаменяемым, постоянным, как руководство партией. И он стал таковым. В этом контексте вторая стадия развития коллектива приобретает совершенно иной смысл. Отозвавшимися на первые, прямые требования воспитателя (учителя) оказываются, как правило, те ученики, которые уже имеют представления о том, что такое власть, даже в масштабах одного класса. Они уже знают — от родителей, старших товарищей, в силу развитости своих приспособленческих качеств — какие выгоды и льготы сулит им место в активе. Они понимают, что это место — надолго, что процедура выборов формальна и, в основном, ее исход зависит от отношения учителя к тому или иному ученику, что даже если их не назначит учитель, то одноклассники, в силу своей инертности и лени, все равно поддержат тех, кто «сам хочет». Современная трактовка формирования коллектива открыто предлагает все условия, необходимые для создания элитной группировки в классе, школе, питательной средой для которой становится наушничество, доносительство, формализм лидеров. Круговая порука, как неизбежное следствие элитных объединений, становится нормой отношений между активом и остальными учениками класса. Более того, сам учитель становится во многом зависимым от своего актива, который, набрав определенный вес и влияние в классе, зачастую ловко манипулирует общественным мнением и весьма своеобразно «направляет учителя». Но у Макаренко все три стадии работали успешно. Секрет успеха — в личности воспитателя и в специфике контингента. Секрет последовавших неудач при попытке переноса макаренковского опыта во все типы учебных заведений — в механическом копировании и в забвении принципа перемены и сочетания временных ролей. Результатом такого воспроизведения стали феномены коллективной безответственности, создания коллектива ради коллектива, иллюзии возможности сочетания коллективистского воспитания с личностным подходом к учащимся. Возвращаясь к парадоксам Макаренко, отметим, что «комплекс вождя» удивительным образомне вписывается в его же теорию коллективистского воспитания. Очевидно, поэтому в своих известных произведениях он никогда не говорит о мессианской роли учителя вообще и о себе в этой роли. Тем не менее, влияние идей мессианства пронизывает его теорию и практику, все выше поднимая фигуру учителя над учениками. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Дополните перечень последствий коллективистского воспитания своими наблюдениями. 2. Как вы можете объяснить феномен реставрации традиций коллективистского воспитания в современной школе и науке? 3. Что общего и различного в понятиях класс, коллектив, группа, бригада, объединение, община? Па основании каких ценностей происходит организация людей в каждом из объединений? 4. Определите источник происхождения понятия «коллектив». 5. Какие философские идеи определяют смысл коллективизма? 6. Почему философское представление о человеке, как существе общественном оказалось более привлекательным для разработки коммунистических теорий образования, чем представление о человеке, как личности? 7. На основании проведенных вами социометрических исследований объясните, почему коллектив класса распадается на микрогруппы и группировки. 8. Установите, каким образом сказалось коллективистское обобществление личности на взаимоотношениях людей в различных социальных системах. 9. Определите различие между понятиями «воспитание коллективистов» и «воспитание в коллективе». 10. Правомерно ли отрицать, что школа — это живое социальное целое, которое влияет на личность и испытывает ее влияние на себе? 11. Какие факторы повлияли на непринятие А. С. Макаренко зарубежных моделей, ориентированных на воспитание личного успеха? 12. Используя понятия «парадоксы самоуправления», «объективные и субъективные причины успеха и отстранения», «подводные рифы коллективизма», «комплекс вождя», опишите феномен педагогического творчества А. С. Макаренко. 13. Определите, насколько личностный фактор А. С Ма- каренко оказался способным влиять и корректировать жесткость его же педагогической системы. 14. Почему идеи педагогического мессианства оказались близки А. С. Макаренко? Насколько они соответствуют его педагогической практике? 15. Каким образом может использоваться в гуманистической педагогике принцип параллельного действия?
*** Личность Макаренко продолжает оставаться одной из немногих «знаковых фигур» на педагогическом небосклоне, приобретая в обыденном учительском сознании все более явственный ореол символа, для отправления культовых поклонений. Вместе с тем, его педагогическое наследие, помимо его открытий как в общих, так и частных вопросах воспитания, оставило и огромное количество «подводных рифов». Современный школьный кора1бль все чаще царапает по ним своим днищем. Когда же учитель принимает на веру, без глубокого размышления, все постулаты макаренковской теории и практики, когда он пытается безоглядно следовать жестким канонам его педагогики, опасность получить пробоину становится реальностью. Вероятно, поэтому не стоит упускать из виду, что созданная А. С. Макаренко система коллективистского воспитания была чрезвычайно гуманизированным для своего времени, но все-таки лагерным вариантом педагогики. Нельзя отрицать значения для современных молодежных объединений таких характеристик, как высокая сплоченность, товарищество, взаимовыручка, целостность позиций и т. п. Но при коллективистской направленности воспитания они неизбежно снимают гуманистический потенциал заложенных в них ценностей. В связи с этим появляется острейшая необходимость «отделить злаки от плевел», расчистить педагогическое сознание от излишне эмоционального упоения как былыми, так и новыми кумирами, достаточно трезво разобраться с тем, что соответствует и не соответствует человеческим смыслам образования.
Глава 3. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА И КРИЗИС ТРАДИЦИИ.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |