КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Синергетические ориентиры воспитанияПочему именно в кризисе обнаруживается возможность Какой педагогический потенциал можно обнаружить в кризисном состоянии системы? «постичь неразумное»? 4. Какой оптимистический заряд дает человеку понимание неразумного в своей жизни? 5. Дайте свое пояснение феномену учительского пессимизма в контексте переживаний по поводу кризисных ситуаций. 6. Поясните, чем обусловлены противоречивые оценки роли учителя с позиций самого учителя и с позиций учащегося. 7. Согласны ли вы с тем, что существует связь между профессиональным поведением учителя и значительным снижением познавательной активности учащихся? Чем она определяется с позиций педагогической синергетики? 8. Какие изменения должны произойти для повышения эффективности педагогической деятельности? 9. Согласны ли вы с тем, что описанная в тексте модель «хорошего ученика» — типичное явление? 10. Как вы считаете, почему в тексте утверждается, что. 332 педагогические меры жесткого противостояния наркомании эффективны по отношению к тем, кто имеет сравнительно высокие уровни развитости самосознания и культуры, чье самосознание нуждается в более высоком уровне самоутверждения? Не кажется ли вам такое утверждение неуместным? 11. Проанализируйте мотивы, приводящие молодежь к употреблению наркотиков. Дополните их своими представлениями и соображениями о том, как выйти из описанной ситуации в вашем конкретном городе, поселке, селе, станице. 12. В чем состоит педагогическая опасность простых и однозначных, «абсолютных» ценностей и истин? 13. Почему потенциал педагогической саморганизации свойствен российскому сознанию? Обоснуйте свою позицию. 14. Составьте перечень основных показателей «стихийной самоорганизации» российских педагогов. Выделите положительные и отрицательные составляющие. Разработайте вариант преодоления одной отрицательной и развития одной положительной характеристик самоорганизуемого сознания. В соответствии с изменившимися представлениями о субъекте и объекте воспитания, его содержание переориентируется на совместный с учеником поиск личностного смысла и личностных ценностей самоорганизации. В качестве ориентиров выступают основные положения педагогической синергетики. Они самоорганизуют умения учителя определяться в собственных педагогических действиях. При разработке ориентиров использован материал из смежных с педагогической синергетикой исследований Р. Г. Баранцева, Л. Г. Брылевой, В. Г. Буданова, А. А. Добрякова, О. В. Заславской, Л. А. Котельниковой, М. Ю. Опенкова, Н. М. Смирновой, уточненный, дополненный и адаптированный для использования в воспитательных целях результатами наших исследований. Открытость учебно-воспитательной информации. В соответствии с методологией синергетики, путь познания должен быть в той же мере открытым, как и изучаемый предмет. В противном случае воспроизведение изучаемого предмета в мышлении будет искаженным, обедненным — редуцированным Открытость — это способ представления в учебном и воспитательном материале открытых для дополнения, неустоявшихся, неравновесных, парадоксальных (фе- номенальных) фактов, не имеющих однозначной трактовки. Способ их познания — критическая рефлексия — позволяющая производить обращение к смыслотворчеству субъектов обучения вместо механического заучивания. Следствием такого представления учебного и воспитательного материала становится введение требования — «методологического императива» — постоянного пояснения субъектом обучения и воспитания своих смысловых значений рассматриваемого явления. Имея в виду, что гуманистическая система воспитания — прежде всего — открытая система, становится очевидным, что наряду со свойствами свободного саморазвития, самоорганизации, жизнеспособности ей необходимы и свойства неравновесия, нестабильности, нелинейности, случайности и т. д. При отсутствии составляющей одной из частей, удерживающих баланс самоорганизации, воспроизведение изучаемого предмета в мышлении будет редуцировано к упрощенной, но-нежизнеспособной схеме. С другой стороны, феномен и акт редукции, т. е. упрощенной схематизации, требует от педагога глубокого осмысления заложенного в нем провокационного потенциала. Смысл этого, казалось бы, частного феномена, особенно губителен для российского педагогического менталитета, гораздо более подверженного соблазну простого и быстрого достижения цели, чем западноевропейский, американский, японский и др. менталитеты. В связи с этим, востребуется задействование в содержании изучаемых явлений развитого синергетикой феноменологического принципа эйдетической редукции (Э. Гуссерль), т. е. прояснения сущности феномена посредством обращения к его ядру — ноумену (И. Кант), содержащему смысловую основу феномена, данную как бы в очищенном от наслоений предрассудков и идеологий, реальном виде. Включение «обыденных» пониманий (экспертных оснований, приписываемых значений). Реализует одно из гуманистических требований, предъявляемых к человеку познающему, выбирающему. Оно состоит в необходимости постоянного пояснения им собственных значений феноменов учебного или воспитательного материала. Благодаря этому происходит включение вненаучных представлений в контекст науки, что обеспечивает появление личностного смысла. Он возникает при «встрече» обыденных пониманий и объективных (внешних, заданных) смыслов, которые неизвестны, но предугадываемы. Включение «обыденных», донаучных пониманий учащимися становится возможным при использовании их в качестве экспертов. Мнение эксперта содержит лишь момент субъектной истины. Оно не подлежит оценке на истину или ложь. Его задача — сопоставление различных ракурсов видения, рассуждения по аналогии и т. д. — экспертиза явления, условий его существования, развития, преобразования и т. д., где ориентация на истину становится «мягким», ценностным ориентиром, исключающим единственность и абсолютность истины. Конечным результатом экспертной деятельности, как в некотором роде универсального метода самопознания и самопреобразования, являются: оценка как итог согласования личностно окрашенных мнений; возможность разноаспектной реализации истины в различных мнениях; реализация в экспертизе не только интеллекта, но и всего духовного и эмоционального, субъектного опыта учеников, как экспертов. Самоидентификация. Специфической формой самоорганизации является самореализация личности. Необходимым условием самореализации выступает преобладание в личностных смысловых установках позитивной стороны — соответствия чему-либо. Несоответствие вызывает накопление противоречий, напряжений, кризисов. Соответствие делает •возможным и необходимым их разрешение и является интегрирующим условием — связью для нелинейного развертывания сущности личности. Идентификация является условием начала становления личности, ее самореализации. Самоидентификация — это самоуподобление, самоотождествление и соответствие личности с кем-либо или с чем-либо. Зачастую самоидентификация выступает как эмоционально-познавательный процесс неосознаваемого отождествления субъекта с другими субъектами или явлениями. Немецкий философ И. Г. Гердер (1744—1803 гг.) первым привлек внимание к положению, что среди основных человеческих потребностей особое место занимает потребность принадлежать к определенной профессиональной и социальной группе, объединенной некоторыми общими связями. Эта потребность глубоко укоренена в сознании и зачастую неосознана. Эйдетическое прояснение сущности посредством «вынесения за скобки» всего несущественного в явлении выявляет все тождественное, соответствующее, чем обладает как возможностью субъект и изучаемый им объект. При этом происходит освобождение и взаимное усиление существенного,. что вызывает развитие, резко ускоряя результативность и полноту целостного самоосуществления. Обобщенный способ оптимизирования условий самореализации состоит в нахождении и создании как во внутренних, так и во внешних условиях личности тождественных ей положительных и отрицательных «референтов», отражающих стороны, средства бытия, как элементов, интегрирующих развитие. Апробация данного способа в психолого-педагогической методике «референтации» с 60-х годов в искусстве и политике открывает возможность использования его и в содержаний учебно-воспитательного материала. Успешная самоидентификация зависит от уровня культуры личности. Она определяет эффективность выбора пути жизненного самоопределения, который происходит перед окончанием школы. Для этого необходимо создание условий, проясняющих смысл предстоящей деятельности, «вчувствования» в ее предмет и способы освоения. Между личностью и идентифицируемым с ней объектом предстоящей учебной или профессиональной деятельности должна быть организована эмоциональная связь, содержанием которой является переживание своей тождественности с объектом. Это — первый, высший уровень, осмысленная и эмоционально адекватная личности самоидентификация — полное соответствие. Второй, низший уровень, возникает как результат аффекта — кротковременного, сильно и бурно протекающего переживания в условиях искусственного самовозбуждения. Как правило, он возникает под массированным воздействием внешних факторов — родителей, сверстников, слухов, неверно истолкованной информации, ложного понимания престижности и т. д., приобретая свойство «психической инфекции». Феномен «психической инфекции» характерен для бессмысленного поведения толпы, увлекаемой лидером с психопатическими аномалиями («коллективное сумасшествие»), В профессиональных выборах он проявляется как увлечение «престижными» профессиями юристов, экономистов, переводчиков, тиражируемых вузами без какого-либо соотнесения с потребностями в этих специалистах. В политических выборах он проявляется в увлече-336 иии внешней символикой и атрибутами, броскими и простыми лозунгами организаций типа Русское национальное единство, Российский коммунистический союз молодежи, Национал-коммунистический союз молодежи и т. п. В религиозных выборах коллективное сумасшествие проявляется в сектантских объединениях, где общность интересов представлена фанатичным служением извращенно трактуемым христианским, буддистским, исламским догмам — «Белое братство», сатанисты, кришнаиты и т. д. Это — безмысленно-эмоциональная самоидентификация, частичное или полное несоответствие. На необходимость использования данного ориентира указывает и наличие фрагментарности в восприятии мира, кризис самоидентификации как отдельных личностей, так и социальных групп России. Преодоление стереотипов линейного восприятия действительности, передаваемых образовательными институтами, ориентированными на ушедшее в прошлое стабильное развитие, требует превентивного обучения принципам жизни в неустойчивом, нелинейном мире, где человек должен научиться жить в динамическом хаосе, постигая его законы, законы самоорганизации. Нравственность убеждающей коммуникации. Одним из основоположений синергетики является убеждающая коммуникация, где подход к анализу фактов и их ценностных аспектов базируется на нравственных принципах. Это дает возможность более глубоко понять связь веры и знаний. Проблема общения (коммуникаций) в синергетике рассматривается не столько с позиций направленности, сколько с позиций воздействия источника информации на ее получателя. Синергетика определяет возможность передачи психических состояний одних лиц другим, тем самым способствуя их взаимопониманию и взаимодействию. Аргументация выступает как рационально-логический способ убеждения, способствуя переходу безличной информации в личностно значимую. Для этого информация должна подпитываться личностной энергетикой убеждающего, которая, в свою очередь, дополняет рационально-логическое интуитивно-эмоциональными личностными особенностями. Соответственно, аргумент не может быть безнравственным, а личность его носителя становится своеобразным показателем нравственности. Следовательно, необходимы дополнительные (помимо сиюминут- но возникающих впечатлений) сведения об авторе информации — нравственная характеристика автора информации. Неявная педагогическая этнокультура. Особенностью педагогической культуры выступает ее связь с национальной и общечеловеческой культурой. Разница между культурой и цивилизацией определяется тем, что культура в целом — это выражение и результат самоопределения воли народа или отдельной личности, как носителя этой воли («культурный человек»). Цивилизация — это совокупность достижений техники и связанного с ней комфорта. В этом контексте неявная, имплицитная педагогическая культура является выразителем этнохарактеристики, т. е. тех специфических черт, которые свойственны только для данного этноса. Традиционное игнорирование неявных нравственных ориентации, передаваемых социо-генетически и проявляемых в народной педагогике, обуславливает использование их потенциала не на благо, а во вред нации. Основой для их педагогической интерпретации выступают негативно-ценностные этнохарактеристики: быстрого и нетрудоемкого достижения цели, безрассудочного преклонения силе авторитета, удовлетворенности простыми и однозначными решениями и т. п. Вместе с тем, невостребованными остаются такие позитивно-ценностные характеристики, как неявно присущие характеру россиянина ориентации на открытость, доверительность, простодушность, нравственно-религиозное целомудрие, имперсонализм (антипод эгоизма), смыслоориентированность, одухотворенность, экстернальная интенция интернальных переживаний сознания, опора на интуицию и провидение, иррациональность, недолговременность переживаний обиды и т. д. Тем не менее, их использование в воспитательных стратегиях советского периода рассматривалось скорее в спекулятивных, нежели в нравственно-развивающих целях (коллективистское воспитание, формирование коммунистической «нравственности», безоглядной веры в коммунистические «идеалы» и т. п.). В связи с этим, методологическое умение определять причинно-следственные связи обусловлено умением устанавливать связи смыслов, возникающие при анализе неявных и явных этнохарактеристик в их опосредствовании политико-педагогическими манипуляциями. Социогенетическая нераскаянность. Унаследованная от предшествующих поколений, руководствовавшихся принципом коллективной ответственности при личном неучастии в решении собственной судьбы, данная характеристика стимулирует легкомысленное отношение к возврату коммунистической идеологии, соблазняющей простотой, легкостью и быстротой достижения целей посредством насилия. В отсутствие официального признания вреда, причиненного слепым поклонением коммунистическим идолам, вероятность возврата к безнравственным антиценностям воспитания становится все более ощутимой реальностью. В связи с этим, сопоставительный анализ философских обоснований того или иного подхода к педагогической деятельности способствует выработке самостоятельной, независимой от каких-либо воздействий, потребности учителя неучаствовать во всем, что имеет отношение к навязыванию точек зрения, позиций, убеждении и средств их «формирования». Диалогичность содержания образования. В подлинном диалоге нет не только внешней принудительности, но и внутренней предопределенности. В связи с этим, диалогическая концепция образования ведет речь о пандейе — руководстве к изменению всего человека в его существе. Подлинное образование захватывает и изменяет саму душу в целом, перемещая человека сперва в место его существа и приучая к нему. Таким образом, образование понимается как самодостраивание личности в общении, подразумевающем духовно-семейную связь учителя и ученика. Именно в самодостраивании происходит необратимое событие «перемены ума», которое и является целью образования. В связи с этим данный ориентир приобретает синергетическую окраску, специфика которой выделяет его из традиционных представлений о диалоге. Регулирующее воспитательную практику содержание учебного материала позволяет рассматривать его и педагога, работающего с ним, не как источник информации, а как посредника между культурой и учеником. Содержание учебного материала предстает не как строительный материал культуры, а как сама культура, как элемент ноосферы. В связи с этим оно должно стать предметом интереса всех изучающих его, независимо от индивидуальных предпочтений, присутствовать в сознании не синкретным собранием сведений, но как некая целостность, овладение которой имеет для каждого положительный личностный смысл. В качестве личностных знаков, интегрирующих сумму учебной информации и увязывающих содержание с культурой, выступают понятия «интеллигентность», «личность», «самодостаточность личности», «духовная суверенность в условиях жизненных противоречий» и т. д. Выявление мировоззренческого содержания, его осмысление относится к категории творческой учебной деятельности, требующей определенного уровня культуры мировоззренческого мышления. Одним из главных средств самостроительства личности является мировоззренческое осмысление (интерпретация) содержания образования. Средствами интерпретации выступают: обсуждение вероятностных (стохастических) истолкований научных данных в духе плюрализма концепций, толерантности, осознания явлений аттракции, бифуркации, нелинейности развития, атипизма в любом процессе, использование рассуждений, аргументации, выявление противоречий, комментирование, т. е. всех способов креативного мышления. Мировоззренческое содержание должно быть представлено в учебном материале в неявном, латентном состоянии; растворенное в учебном процессе, оно выступает не как данность, а как возможность. Предметом изучения, содержанием образования становятся процессы, системы, обладающие внутренней логикой, генезисом, источниками, причинно-следственными зависимостями. В целом, содержание образования имеет смысл рассматривать как важнейшее средство формирования культуры мышления, т. е. владение набором «высоких шаблонов» мышления, каждый из которых представляет алгоритм решения ключевых задач познания. Кумулятивный эффект образования. На рынке интеллектуального труда котируются технически грамотные, развитые творческие личности, способные сами приобретать необходимые знания и на их основе порождать новые. Этим требованиям соответствуют специалисты, которые наряду с высоким уровнем технической подготовки получили еще и хорошую гуманитарную подготовку. Подготовленные таким образом специалисты приносят своим фирмам наибольшую прибыль. Такие специалисты быстрее и более качественно овладевают так называемыми «внелогическими» формами знаний: творчество, неформальные умения работы с людьми и т. д. В связи с этим изменяется роль преподавателя (учителя). Его задача состоит теперь в том, чтобы организовывать са- мостоятельную деятельность обучаемых по «человеческим», а не только по «техническим» правилам: спроектировать руководящую программу, гуманизировать структуру и содержание изучаемой дисциплины, определить инвариантную номенклатуру учебных действий, установить их иерархию и т. д. В педагогике личности приоритетным является формирование личностных структур сознания, и только через них — всех иных (познавательных, коммуникативных, организаторских и т. д.) качеств ученика. При этом достаточно функциональное объединение «философского», «психологического», «технического» и «педагогического» в учебно-воспитательном процессе должно быть осуществлено таким образом, чтобы реализовался «кумулятивный» эффект, который, как известно, не равен простой сумме исходных составляющих. Философская, психологическая н педагогическая составляющая знаний должны быть органически «вплетены» в структуру и содержание учебно-воспитательного материала, формирующего мировоззрение творческой личности. В целом, речь идет об обеспечении принципиальной возможности перехода к новым, так называемым, дуальным формам подготовки учащихся, которые опираются как на левополушарные, так и на правополушарные «механизмы» обработки информации функциональными системами головного мозга. Только в этом случае будут созданы благоприятные условия для целенаправленного формирования феномена творчества. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. С чем связана необходимость придания познанию признаков открытости в синергетике? Обоснуйте свою точку зрения в контексте требований гуманизации образования. 2. Почему феномен упрощения рассматривается в синергетике как своего рода провокация? 3. Какое значение для педагогической самоорганизации имеет упрощающий подход к образованию? 4. Используя ориентиры экспертных оснований (приписываемых значений), составьте мини-программу включения обыденных пониманий учащихся на уроке. 5. Поясните, как вы понимаете определение «нелинейное развертывание сущности личности». Приведите примеры нелинейности развития. 6. Каким образом самоидентификация может ускорять процесс человеческого развития? 7. Выделите положительные и отрицательные аспекты самоидентификации. 8. Предложите свой, опережающий вариант педагогического блокирования отрицательных и развития положительных аспектов самоидентификации при оказании педагогической поддержки учащимся в культурных, профессиональных, политических и религиозных выборах. 9. Какой педагогический смысл содержится в утверждении, что проблема общения (коммуникаций) в синергетике рассматривается не столько с позиций направленности, сколько с позиций воздействия источника информации на ее получателя? 10. Какими характеристиками должен обладать аргумент в воспитании, чтобы дополнять рационально-логическое интуитивно-эмоциональными личностными особенностями убеждающего? 11. Приведите пример использования неявных ценностей педагогической этнокультуры в политических целях. 12. Используя какие синергетические позиции можно построить диалог между учителем и учеником, в котором отсутствуют элементы принуждения? 13. Рассмотрите синергетические возможности одной из тем дисциплины, которую вы будете преподавать, используя предложенный О. В. Заславской набор средств мировоззренческой интерпретации содержания образования (истолкование научных данных в духе плюрализма концепций, толерантности и др.). 14. В чем состоит педагогический смысл кумулятивного эффекта образования? * * * Имея в виду законодательно оформленное требование, в соответствии с которым «содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентированно на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации» (Закон РФ «Об образовании», ст. 14), квалификационная характеристика современного учителя должна основываться на самоорганнзуемом педагогическом сознании. Таким образом, на первый план педагогической подготовки должно.быть вынесено создание условий для становления сознания, способного самостоятельно конструировать пространство своих педагогических деятельностей. При этом основным материалом «конструирования» не могут быть хо- рошо известные и прекрасно описанные приемы, методы, технологии и т. д. Их «стройплощадка» — отделочные работы, педагогический макияж, наносимый на фундаментальный каркас самоорганизующейся личности. Основной материал — это собственно работа сознания, которая в гуманистической парадигме не может быть инициирована иначе, как посредством создания условий, побуждающих его самостоятельную смыслопоисковую интеллектуальную деятельность. Культурологический подход к становлению самоорганизуемой педагогической культуры учителя представлен непривычными и достаточно сложными концепциями. Педагогическая феноменология, аксиология и синергетика и разрабатываются исходя из того, что ни одно из их положений не имеет однозначной трактовки. Рассмотренный в этом разделе материал подан так, что порождает больше вопросов, чем дает на них ответы. Разрабатывая современную стратегию самоорганизуемого воспитания, мы исходили из того, что она должна ставить проблемы и давать ориентиры для решения их учителем. Некоторые ориентиры предельно конкретны и их можно рассматривать как прямое руководство к действию: открытость учебно-воспитательной информации, регулирующее воспитательную практику содержание учебного материала, дифференциация понятий обучение и воспитание, включение «обыденных» пониманий, нравственность убеждающей коммуникации и т. п. Другие ориентиры требуют не исполнения, а принятия к сведению их смыслового содержания. Как первые, так и вторые даны. в открытом для дополнения виде. Они нуждаются в творческой доработке и «привязке» к конкретной ситуации. Учителю необходимы не только ориентиры, но и наборы образцов действий: жестких, мягких, прямых, косвенных — помогающих совместить гуманистический тип образования с нормами поведения и требованиями образовательных программ. Вместе с тем, каждый способ «соединения» теории с практикой в самоорганизуемой педагогике личности имеет огромное количество особенностей. Каждая из них носит общий или частный характер, представляя в целом характер и специфику самоорганизуемой тактики практической деятельности учителя. РАЗДЕЛ IV ТАКТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ Глава 1. ТВОРЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ САМООРГАНИЗАЦИИ. 1.1. Новые смыслы принципов. Поворот к принципам, как к тактической основе самоорганизуемого воспитания, обусловлен их спецификой. В педагогике принципы имеют множество значений: основного исходного положения, первопричины; основополагающего теоретического знания; основополагающей этической нормы; ориентиров общей направленности отношений между учителем и учениками и частной организации этих отношений. Многозначность определяет и ситуативный характер использования принципов в зависимости от характера исследовательски-преобразующей деятельности учителя: для отбора содержания учебно-воспитательной работы, для определения его ценностей, смыслов, условий, средств реализации. Сложность перехода от педагогической теории к практике обусловлена отсутствием четкой границы между наукой, как объективной деятельностью, и искусством — субъективным, личностным творчеством, зачастую опосредуемым непросчитываемой интуитивной деятельностью сознания. В педагогике, где большая доля успеха зависит от творческого потенциала учителя, провести эту грань и перебросить «мостик» от науки к практике можно с большой долей условности. Роль этого «мостика» играют принципы, выражающие не только идею, но и возможные направления, ориентиры, а иногда — и варианты ее реализации. Таким образом, принципы в педагогике личности исполняют методологическую (стратегическую) и оперативную (тактическую) функции. Особенность принципов педагогики личности — заложенные в них основы и ориентиры открывают простор для их творческого преобразования и применения в авторских разработках учителей, придавая им недостающий компонент научности. Следует отметить, что отсутствие в личностно ориентированной педагогике каких-либо классификаций методов воспитания и обучения — явление не случайное. Любая методика, составленная на основе классификации, несет в себе заряд заданности, своеобразной обреченности на жесткий порядок действий. Творчество учителя, ограниченное предписательным характером методов, оказывается дозволенным только в этом, узком пространстве. Сама же принципиальная основа позволяет расширить зону творческого поиска педагога, придавая ему характер соответствия научно обоснованным гуманистическим ориентирам. Как было установлено выше, природа педагогического творчества обусловлена работой сознания по переосмыслению учебно-воспитательного материала самим учителем. Переосмысление, по мнению психологов, способствует процессу субъективации, т. е. не только оценке личностной значимости учебного материала, но и осознанию самого себя его субъектом. Особенно рельефно это проявляется, когда создана ситуация необходимости переосмысления и перестройки субъектом содержания своего сознания, своей деятельности, общения, своего поведения.как целостного отношения к окружающему миру. В процессе переосмысления выделяются следующие этапы: актуализация смысла, понимание проблемно-конфликтной ситуации; мысленная апробация стереотипов опыта и поведения, исчерпывание их возможностей; дискредитация (опровержение) прежних смыслов в контексте обнаруженных противоречий; инновация принципов поведения; реализация вновь обретенного смысла (11). Переосмысление — одна из специфических характеристик деятельности сознания. Очевидно, что переосмысливаться, для того, чтобы стать содержанием сознания, должны конкретнее факты и положения. Вместе с тем, в них должен быть представлен не только материал, обосновывающий необходимость того или иного педагогического отношения или действия, но и материал, содержащий контекст открытия, предполагающий возможность интеллектуальной инициативы. Единство содержательного и процессуального аспектов в. педагогике личности — это основа, определяющая смысл ориентации образования на ее сущностное начало — сознание субъекта обучения. «Собственно личностным процессом является усвоение не знания как такового, а извлечение из массива информации собственного личностного знания» (В. В. Сериков). Момент «извлечения» является началом смыслообразования, т. е. и моментом интериоризации знания, и моментом начала становления личности. Однако сам «момент включения момента», его место, установить весьма сложно, если использовать прямые и жесткие способы «включения». Обращаясь к сознанию, а не к мышлению, как результату деятельности сознания, педагогика личности устанавливает порядок этого обращения. Но сознание прерывисто, дискретно, поскольку «подпитывается» дискретной энергетикой неуравновешенности самоорганизующейся «картины» мироздания. Это позволяет описывать его феномен в синергетических терминах. Поэтому порядок обращения учителя к сознанию учеников достаточно условен и представляется как два этапа продвижения педагогического сознания: от общего (стратегического) определения своего места в отношениях с учеником к созданию непосредственных, частных (тактических) условий, необходимых для востребования творческого потенциала личности учащихся. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Опишите новые возможности использования принципов. в педагогике, дополняя предложенный в тексте перечень своими предложениями, 2. Что выступает в качестве материала для переосмысления в стратегических принципах воспитания? 3. Представьте свое понимание утверждения о том, что содержание учебно-воспитательного материала должно содержать контекст открытия. 4. Почему момент извлечения знания из учебно-воспитательного материала считается в личностно ориентированной педагогике и началом становления личности? Проиллюстрируйте этот феномен, используя перечень личностных структур сознания. 5. Какой педагогический смысл имеет востребование твор- ческого потенциала личности учащихся в контексте синергетики (феноменологии, аксиологии)?
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |