Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта




Все активнее в жизнь школы входят методы организации взаимодействия учащихся друг с другом. Введение этих мето­дов способствует, во-первых, накоплению у учащихся соци­ального опыта общения и, во-вторых, освоению учащимися социальных методов организации учебной деятельности.

Психологи доказывают, что попытка изолировать уча­щегося и обучить его только приемам самостоятельной ра­боты представляет собой яркий пример одностороннего подхода к процессу обучения и не способствует приобрете­нию ребенком социального опыта на уроках. Этот круп­нейший недостаток в какой-то степени компенсируют пере­мены между уроками и игры во дворе, около дома. Только здесь дети играют, разговаривают, ссорятся и учатся ми­риться друг с другом, т.е. вступают в межличностное обще­ние и осваивают его. Однако подобное общение стихийно и не столь эффективно, как могло бы быть. Для большинства ребят в ходе стихийного общения не образуются ситуации, способствующие полному развитию социальной сферы лич­ности ребенка. Поэтому стихийное общение не всегда может помочь ребенку решить стоящие перед ним социальные про­блемы. Для наиболее полного социального развития ребенка необходима целенаправленная и планомерная работа, кото­рая посильна только педагогу.

Формирующим элементом в этих методах выступает диа­логическое общение учащихся. С позиций теории деятельно­сти диалогическое общение является важнейшей составляю­щей современного обучения. Диалог образует и поддерживает совместную учебную деятельность, в которой и происходит развитие участника. Он способствует переводу индивидуаль­ных видов деятельности в деятельность совместную, объеди­ненную единой целью. Ключевым для понимания роли диало­гического общения в социальном развитии является тезис о

268

том, что развивается не ребенок, а единство ребенка с бли­жайшим микросоциумом, куда входят сверстники и учителя.

Диалогический способ получения знаний определяет пред­ставления о современном характере знания как динамичного, эволюционирующего, социального продукта, результата со­вместной деятельности людей. Важнейший ориентир совре­менной теории образования - представление об исследова­тельском сообществе учащихся - сообществе, которое под руководством учителя осваивает новые знания.

Можно выделить следующие наиболее часто применяемые методы организации взаимодействия учащихся: освоение эле­ментарных норм ведения разговора, метод взаимной провер­ки, метод взаимных заданий, совместного нахождения лучше­го решения, временная работа в группах, создание ситуаций совместных переживаний, организация работы учащихся-консультантов, дискуссия.

Освоение элементарных норм ведения разговора. Знакомство и активное использование учащимися выработанных обществом правил общения - это, пожалуй, первое, что необходимо усвоить учащимся в начальной школе для успешной в дальнейшем ор­ганизации взаимодействия. Сюда входят следующие правила:

обращаться друг к другу по имени, смотреть на говорящего или на того, к кому обращаешься, выслушивать ответ собеседника до конца, не перебивать его своими репликами или замечания­ми, отвечать коротко и емко, оценку деятельности собеседника начинать с выделения положительных моментов и др.

Организовать эффективное взаимодействие учащихся не­возможно сразу, «со следующего урока» или «с сегодняшнего дня». Для того чтобы учащиеся включились во взаимодейст­вие и «почувствовали» его, они должны обладать хоть каким-нибудь минимальным опытом взаимодействия. Такой опыт накапливается постепенно, в течение длительного периода времени, по мере освоения ребенком все новых и новых прие­мов общения. Поэтому создавать условия для накапливания ребенком опыта простого взаимодействия со сверстниками необходимо с первого дня нахождения ребенка в школе или дошкольном образовательном учреждении.

Метод взаимной проверки лучше всего помогает организо­вать взаимодействие. Проверка двумя учащимися друг у друга правильности выполненных ими заданий всегда вызывает высо­кий интерес. В ходе взаимопроверки школьник свою тетрадь отдает соседу по парте, а тетрадь соседа берет себе для провер­ки. Проверяться могут маленькие, написанные на листочке, самостоятельные работы или записанные в тетради отдельные

задания, упражнения и целые домашние работы. Взаимопро­верка работ начинается со сравнения списанных и решенных заданий с представленными учителем образцами. Ошибки под­черкиваются и обозначаются галочкой на полях. В дальнейшем переходят к дифференцированной оценке.

Прием взаимных заданий способствует быстрейшему развитию взаимодействия. Его суть заключается в том, что на уроке учащиеся выполняют задания, придуманные сосе­дями по парте или другими одноклассниками. Задания, по­лученные от соседа, могут быть подготовлены как на уро­ке, так и дома и являться частью домашнего задания. Этот 'прием помогает учителю достичь сразу несколько целей. Во-первых, учащиеся осваивают технику совместной дея­тельности; во-вторых, они включаются в творческую дея­тельность; в-третьих, проверяется домашнее задание, инте­рес к которому резко повышается.

Дальнейшим развитием приема взаимных заданий выступа­ет прием обсуждения взаимных заданий. Этот прием готовит учащихся к работе в парах сменного состава. Начало уже известно: один учащийся придумывает свою задачу или ин­тересный вопрос к тексту, литературному произведению и т.д., а другой решает эту задачу или отвечает на вопрос. К привычным действиям добавляется новый элемент - про­ведение совместного парного обсуждения придуманной за­дачи и написанного решения. Целью обсуждения является нахождение лучших или просто других вариантов выполне­ния. Передав друг другу задания, учащиеся выполняют их, а затем переходят к поочередному обсуждению придуманных заданий и полученных решений.

Временная работа в группах считается в течение последнего десятилетия одним из наиболее перспективных методов обу­чения. Он представляет собой работу учащихся в составе ма­лых групп по выполнению небольших учебных заданий. Обычное число членов группы три - шесть человек. Разбивка класса производится оперативно, на ограниченное время. Перед груп­пами ставятся задачи «промежуточного» характера, т. е. гото­вящие почву для следующего этапа учебного процесса. Таки­ми заданиями могут быть:

- обмен идеями, собственным опытом;

- выработка правил;

-обмен сведениями и быстрое обсуждение почерпнутого из разных источников;

- решение, что делать дальше, выбор варианта продолже­ния урока;

- постановка вопросов, проблем для предстоящего об­суждения;

- выявление и обсуждение разногласий и расхождений;

- проведение «мозговой атаки»;

- подготовка общеклассной дискуссии;

- пересмотр и переформулирование целей дискуссии, за­шедшей в тупик;

- выход чувств и переживаний, возникающих как реакция на происходящее в классе.

Временной характер этих групп не требует от учителя какого-либо особого подбора участников: группы можно ком­плектовать по имеющейся в текущий момент схеме рассадки учеников по алфавиту, по жребию и т.д. Время работы обычно выбирается более сжатое (при необходимости время работы группы можно продлить). Внутри группы выделяют ведущего, и после внутригрупповых обсуждений представители каждой из групп докладывают классу выработанные группой предложения. Эти предложения суммируются и далее могут обсуждаться всеми учащимися класса совместно.

Создание ситуаций совместных переживаний способствует формированию доверительных отношений между учащимися и представляет собой совместную деятельность учащихся, которая содержит в себе элементы сильного позитивного эмо­ционального переживания. Наиболее сильные переживания проявляются у младших школьников во время ответа перед всем детским коллективом, у доски. Однако нужно стараться использовать такие ситуации на всех этапах учебной деятель­ности учащихся:

- при подготовке к ответу;

- в процессе самого ответа;

- в ходе совместного обсуждения учащимися своих отве­тов, их оценивания и нахождения лучших вариантов.

Для этого в ответе или подготовки к ответу участвует не один, а два или более учащихся, т.е. пара или малая группа. Внесение своей частицы труда, эмоций, радости и, наконец, будущего успеха в общую копилку объединяет учащихся. Учи­тель может помочь учащимся разделить ответ и заранее дого­вориться, кто какую роль выполняет. К примеру, в паре один -только объясняет, другой - только пишет; в группе - кто-то говорит, кто-то показывает, кто-то пишет и т.д.

Организация работы учащихся-консультантов, несмотря на значительную сложность, представляет собой высокоэффек­тивный метод организации взаимодействия учащихся и по­вышения их успеваемости. Основными достоинствами этого

271

метода выступают два момента: увеличение предоставляемого учащимся времени на устные объяснения учебного материала (для более активного развития устной речи учащихся) и фор­мирования в классе системы взаимопомощи.

Используют несколько вариантов метода организации ра­боты консультантов:

- назначение консультантом одного из членов создан­ной или постоянно действующей группы на один урок (фрагмент урока);

- назначение консультанта по какой-то конкретной теме на несколько уроков или постоянно;

- помощь слабым ученикам и подготовка их к ответу учи­телю после уроков (в группе продленного дня);

- помощь учащимся любому желающему во время урока после выполнения своей собственной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.