Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Воспитание как часть педагогического процесса. Вопрос о воспитании - это вопрос не только о средствах и методах воспитания, но и вопрос о ценностях




Вопрос о воспитании - это вопрос не только о средствах и методах воспитания, но и вопрос о ценностях, нормах и прави­лах, которые человек воспринял и которыми руководствуется в жизни. Это в значительной мере вопрос о том, что человек по­нимает под словами «хорошо» и «плохо», вопрос о добре и зле.

Образовательный процесс, который усилиями сотен и тысяч педагогов строится в учебных заведениях России, как и жизнедеятельность россиян в целом, реализуется в слож­ной и во многом противоречивой ситуации. Изменение об­щественного строя в стране привело к обострению социально-экономических проблем. Ученые отмечают, что нарастают тен­денции социальной, региональной, этнической и конфессио­нальной дезинтеграции общества. Возрастает степень его криминализации, растет безработица. Значительная часть молоде­жи подвергается опасности стать наркоманами, снижается уро­вень психического и физического здоровья молодого поколе­ния, все чаще мы говорим о бездуховности молодежи.

Что может быть реально противопоставлено этим негатив­ным тенденциям? Какие цели выбирать: благородные, но не­легкие, или сомнительные, но зато легко достижимые? Как со­хранить идеалы в наше непростое время? От того, как решит эти вопросы сам педагог, зависит его способность воспитать ребенка. Поэтому воспитание других надо начинать с воспита­ния самого себя, с выработки своей системы ценностей.

Ориентиры, действительные для любых условий и стран, точнее, вектор, указывающий направление поиска, всегда есть. Это общечеловеческие ценности, изложенные в Декла­рации прав человека, нормы и принципы Декларации прав ребенка, Конституции Российской Федерации, Закона РФ «Об образовании».

360

В сложившейся в России в конце XX столетия ситуации практически каждый человек, а тем более педагог или тот, кто готовит себя к педагогической деятельности, вынужден сам на­рабатывать и постигать нормы и правила поведения в социуме, принципы организации жизнедеятельности - своей собственной и своих воспитанников. Корни и фундамент, к счастью, у нас сохранены благодаря многовековой российской культуре. Ло­сев и Достоевский, Бердяев и Гумилев, Пушкин и Толстой -далеко не полный перечень тех, кто оставил нам, россиянам, бес­ценное наследие, прибегнуть к которому сегодня самое время!

Ответы на некоторые вопросы, касающиеся средств, мето­дов и приемов воспитания, вы найдете в следующих главах. Вместе с тем будущим педагогам, стремящимся стать настоя­щими профессионалами, недостаточно этих знаний. Полезно познакомиться и с новыми концепциями воспитания, которые разработаны отечественными учеными и практиками в по­следние годы. Это работы Е.В.Бондаревской, И.М.Ильин­ского, Н.М.Таланчук, В.А. Караковского, П.И.Бабочкина, Н.В.Селивановой, Л.И.Новиковой, а также концепции «Я -Москвич», «Истоки».

Главная цель воспитания - формирование Гражданина, Личности, способной полноценно жить в новом демократиче­ском обществе и быть полезной этому обществу. И поэтому персональный выбор человека, решившего профессионально заниматься воспитанием подрастающего поколения является ответственным и благородным поступком.

Понятие «воспитание» и его взаимосвязь с понятием «со­циализация». Обучение - один из элементов педагогического процесса. Вторым важнейшим элементом выступает воспита­ние. Оба эти процесса представляют собой процессы целена­правленного влияния на ребенка.

Воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления. Это ключевой, основной элемент социализации, так как именно воспитание дает возможность ребенку быстрее освоить ком­плекс наиболее значимых для общества ценностей и норм.

Как говорилось выше, процесс социализации может быть стихийным или целенаправленным. Стихийное знакомство и присвоение ребенком социальных норм происходит в то вре­мя, когда ребенок играет со сверстниками во дворе, смотрит телевизор, видео, самостоятельно читает книги, смотрит жур­налы. Процесс целенаправленного влияния на ребенка (или взрослого) с целью освоения им социальных норм, который происходит в семье и в школе, и называется воспитанием.

361

Воспитание - процесс целенаправленного влияния, целью кото­рого выступает усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой об­ществом системы ценностей.

В литературе часто описывается процесс самовоспитания. Самовоспитание также представляет собой процесс целена­правленной социализации. В этом случае ребенок сам оказы­вает влияние на свои действия. Обычно самовоспитание есть результат и продолжение процесса воспитания.

Специфика воспитания. Отличие воспитания от обучения. Развитие человека требует организации двух взаимосвязан­ных процессов - обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и поэтому, пересекаясь друг с дру­гом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально от­личаются друг от друга методами и формами организации. В настоящем разделе мы рассмотрим основные теоретические проблемы воспитания.

Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы учителя не нужен. При этом обычно ссылаются на то, что государство перестало проводить ярко выраженную политику в области воспитания молодого поколе­ния. Следовательно, и в школе воспитание - ненужная работа, которая не дает развиваться индивидуальности ребенка. Ко­нечно, учитель, организуя воспитание, создает определенные рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется им и поддерживается; тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную на­правленность. Иными словами, учитель в ходе процесса воспи­тания целенаправленно развивает социально-ориентированные элементы индивидуальности ребенка.

Развитие в России новых экономических механизмов предъявляет к каждому человеку более жесткие требования и в отношении уровня образованности, и в отношении умения «вписаться» в окружающую среду, умения общаться с окру­жающими, т.е. к тому, что мы называем воспитанием.

Другая группа педагогов пытается утверждать обратное, делая при этом те же выводы. Они утверждают, что воспита­ние необходимо, но оно уже заложено в обучении (поскольку обучение носит воспитательный характер) и, следовательно, специально организовывать его нет никакой необходимости. По их мнению, ни в какой особой воспитательной работе, кроме обучения, школа не нуждается.

Методика преподавания, методика подачи учебного пред­мета не всегда может заключать в себе воспитательные задачи.

362

В некоторых случаях воспитательная область - область чистого воспитания - совершенно отдельная сфера деятельности педа­гога. Она имеет свои задачи и логику, которые являются срав­нительно независимыми от задач и логики обучения.

Обучение строится, ориентируясь в основном на освоение учащимися основ различных наук. Воспитание же связано с освоением ребенком тех норм поведения, которые сложились в обществе, а также с формированием личностных черт и ка­честв человека.

Можно наблюдать в жизни, когда у иного человека есть определенные знания и умения, но не хватает воспитанности (страдает культура отношения к людям, не выработаны обще­ственные мотивы поведения и т. д.). Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материа­лом по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности или подворовывать мелкие вещи одноклассников. Как видим, обученность и воспитанность -далеко не одно и то же.

Обучение и воспитание имеют ряд общих черт. Можно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и о их взаимопроникновении друг в друга.

Прежде всего нужно отметить, что воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения. Взрослый, прежде чем тре­бовать от ребенка освоения норм поведения, рассказывает о них и о необходимости их придерживаться, т.е. он передает ре­бенку знания о данных нормах. Затем, когда учитель помогает ребенку накопить индивидуальный опыт управления своим поведением и проигрывает одну и ту же ситуацию несколько раз, он помогает ученику выработать навыки поведения. В обоих случаях мы имеем дело с обучением, в ходе которого идет освоение ребенком модели поведения в данной ситуации.

Другая сторона единства обучения и воспитания состоит в том, что стиль общения и методы организации обучения за­ключают в себе большой воспитательный потенциал. Обучение представляет собой важнейшую форму организации совмест­ной деятельности учащихся и их общения с педагогами и друг с другом. Оно помогает раскрывать нормы и правила наиболее продуктивного нравственного поведения. В процессе деятель­ности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьни­ков, учат соотносить свои действия и поступки с требованиями классного коллектива, закаляют их волевые качества.

И конечно, много общего у обучения и воспитания образу­ется в подходах к организации педагогического процесса, сов-

363

падают некоторые методы работы. К примеру, в системе как учебной, так и воспитательной работы широко используются методы объяснения, контроля и т. д.

Рассматривая процесс воспитания, можно выделить несколь­ко составляющих элементов, которые осуществляет учитель:

а) формирование у учащихся потребности в выработке то­го или иного качества;

б) овладение учащимися знаний о личностных качествах;

в) формирование умений, навыков и привычек поведения.

Все эти этапы осуществимы только при включении учащих­ся в различные виды и формы активной деятельности. Для ре­шения задач, стоящих на каждом из этих этапов, педагог орга­низует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него учащихся. Только включив учащихся в деятельность, учитель может добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.

Особенности воспитательного процесса. Воспитание, как говорилось выше, есть относительно самостоятельный про­цесс, имеющий ряд особенностей. Во-первых, необходимо уяснить, что воспитание - процесс целенаправленный. Основ­ным ориентиром воспитания служит общественная направ­ленность. Воспитание становится эффективным, когда педа­гог специально выделяет цель воспитания или модель, к ко­торой он стремится. Наибольшая эффективность достигает­ся в том случае, когда цель воспитания известна и понятна воспитаннику, и он соглашается с ней, принимает ее.

Во-вторых, процесс воспитания - процесс многофактор­ный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъек­тивных факторов. Личность подвергается воздействию множе­ства разнохарактерных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект не­однозначности результатов воспитания. Очень часто полу­чается, что в одних и тех же условиях результаты воспита­тельных воздействий могут существенно различаться. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния учителя и объективных условий, тем успешнее идет воспитание.

В-третьих, огромную роль в воспитании играет личность педагога: его педагогические умения, черты характера, лич­ностные качества, ценностные ориентиры. Это говорит о тоу, что воспитание, как и педагогическая деятельность, в целом является искусством.

364

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновен­ного эффекта. Его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результа­ты процесса обучения. Между началом педагогического воз­действия и устойчивым проявлением воспитанности порой может лежать длительный период. Даже при четкой органи­зации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя.

В-пятых, особенностью воспитательного процесса выступа­ет его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педа­гогического процесса, - это процесс систематического взаимо­действия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы оно ярким ни было, не способно сильно повлиять на поведение ученика. Для этого необходима система регулярных педагогических воздействий. Если же процесс воспитания нере­гулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось. При этом педагог не может углублять и разви­вать свое влияние, вырабатывать новые устойчивые привычки.

Принципы воспитания. Успешно осуществлять воспитание учитель может только в том случае, если он постоянно при­держивается определенных принципов. Принцип - это обоб­щенное руководство или правило, постоянно при различных условиях и обстоятельствах проводимое в жизнь.

Процесс воспитания как относительно самостоятельный вид деятельности предполагает свои принципы, обусловлен­ные целями воспитания. Принцип - это то, что педагог пла­нирует, к чему стремится; это путь, который позволяет педа­гогу привести детей к идеалу.

Конечно же, различные педагоги выбирают различные принципы. Это обусловлено их мировоззрением, стилем об­щения, чертами характера. В основном эти принципы соот­ветствуют духу времени, в котором живет данный человек.

Принципы, на которые опирается педагог, составляют оп­ределенную систему. От того, выбрал ли педагог взаимоис­ключающие или взаимодополняющие принципы, зависит эф­фективность его влияния на детей.

Наибольший успех в воспитании дает система принципов, приведенных ниже.

Формирование личностного стиля взаимоотношений ученика со сверстниками и педагогом. Психолого-педагогические ис­следования последних десятилетий показали, что в воспита-

365

нии первостепенное значение имеет знание воспитателем не столько возрастных и индивидуальных особенностей учащих­ся, сколько учет личностных характеристик воспитанников. Личностные качества определяют ведущие человеческие ха­рактеристики - основные ценностные ориентации, жизненные планы, идеалы, общую направленность деятельности, доми­нирующие мотивы поведения. Именно поэтому развитие лич­ностных качеств является основной задачей воспитания.

Выдвижение системы положительных (ближайших, средних и далеких) целей. Психологи утверждают, что основной движу­щей силой развития ребенка, тем ключиком, который позволя­ет полностью «включить» его в деятельность и получить мак­симальный эффект, является мотивация. Именно мотив застав­ляет ребенка во время выполнения заданий на уроке или игры «в школу» полностью отключаться от других мыслей и вклады­вать в это дело всю свою душу. Можно с уверенностью сказать, что тот педагог, который умеет «собирать» внимание детей, увлекать их перспективами предлагаемого дела, заинтересовы­вать их, формировать сильное стремление к деятельности, явля­ется мастером своего дела. Формулирование мотива - очень сложная задача. Чаще всего для того, чтобы сформировать мо­тив, недостаточно поставить перед ребенком одну цель и разъяс­нить ее преимущества. Наиболее действенным является выстраи­вание нескольких целей («перспективных линий развития», как говорил А.С.Макаренко). При этом каждая цель имеет свой масштаб (выиграть в этой игре, научиться ставить палатку или готовить какое-либо блюдо, сходить в поход весной, выработать в себе какое-либо качество, стать интересным человеком и т.д.) и, конечно же, свой временной период (один день, неделя, год, не­сколько лет, вся жизнь). Обязательным условием выступает взаимосвязь всех этих целей, их поддержка друг друга. Ближние цели (на один - пять дней) вытекают из средних, а средние обос­нованы и поддержаны дальними. Такое построение целей позво­ляет подбирать и менять ближние цели, подбирая более соответ­ствующие характеру и возрастным особенностям воспитанников.

Создание положительного эмоционального фона и атмо­сферы эмоционального подъема. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитан­ником. Воспитатель должен бороться не с плохими качества­ми, которые есть у ребенка, а за хорошие качества, которые у него еще только будут. В этом основное отличие между учите-* лем-ремесленником, отбывающим на уроках время, и масте­ром. умеющем найти в детях хорошее. Недопустимо акценти­ровать внимание учащихся на их промахах и недостатках.

366

Мастера воспитания действуют наоборот - выявляя и под­держивая отдельные положительные стороны учащихся, фор­мируют у них ощущение постоянного успеха, атмосферу эмо­ционального подъема. Положительный эмоциональный фон позволяет воспитателю сделать удивительно притягательной для детей саму деятельность, стиль воспитательских отноше­ний и даже «дух» всего образовательного учреждения. Спо­койная и уверенная обстановка, где каждый занят своим делом, никто не мешает друг другу, где высокая организация труда и сам труд в радость, а отдых веселый и радостный, где чувству­ется слаженность действий и заботливое отношение друг к дру­гу, не может не оказывать благоприятного воздействия.

Воспитывать через взаимодействие. Основной задачей вос­питания выступает развитие личностных качеств учащегося. Проявляются эти качества в большей степени в ходе общения и взаимодействия ребенка с окружающими его людьми. Кристал­лизация характерных для данного ребенка черт большей ча­стью происходит в процессе взаимодействия со сверстниками, когда ребенок пробует, корректирует и формирует свой стиль поведения. Активизация взаимодействия способствует ускоре­нию процесса формирования личностных качеств. Это очевид­но еще и потому, что активизация взаимодействия предполага­ет не столько увеличение времени, выделяемого на взаимодей­ствие, сколько изменение самих принципов взаимодействия. При этом шире используются групповые и парные формы ра­боты, формируются гуманные отношения в коллективе.

Воспитывать через творчество. Психологи утверждают, что формировать какие-либо качества можно только через деятель­ность. Это очевидно. Однако очевидно и другое: деятельность тоже может быть разной. Одна воспитывает в ребенке способ­ность и стремление к созиданию, другая приучает к подчине­нию и выполнению заданного, учит ни на шаг не отступать от предписанного. Проведенные исследования показывают, что основным недостатком традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящего чело­века, готового к решению сложных и нестандартных жизнен­ных проблем. Выход из такой ситуации только один - активное включение учащихся в деятельность творческого характера и развитие творческих способностей. Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств ребенка. Развитие творче­ских способностей выступает своеобразной гарантией того, что ребенок сможет ориентироваться и находить решения в нестан­дартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности.

367

Контрольные вопросы и задания

1. Какие социокультурные явления предопределили необходи­мость поиска новых подходов к содержанию воспитания?

2. Что предшествует началу воспитательной деятельности кон­кретного педагога?

3. Раскройте особенности воспитания и его отличие от обучения.

4. Существует ли взаимосвязь между процессами воспитания или социализации?

5. Кто из современных отечественных ученых занимается разра­боткой новых концепций воспитания?

6. Напишите основные правила поведения, Принципы, которых вы придерживаетесь в жизни.

7. Составьте свою систему принципов воспитания и обоснуйте необходимость каждого взятого вами принципа. •

8. Начните вести дневник, в котором старайтесь регулярно отме­чать события, факты, свои действия и действия других людей, нося­щих воспитательную направленность. Анализируйте средства и спо­собы, с помощью которых реализуются эти действия.

Литература

Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. - М., 1996.

Громыко Ю.В. Выготскианство за рамками концепции Л.С.Вы­готского. - М., 1996.

Лихачев Б. Т. Философия воспитания. Специальный курс. - М., 1995. Макаренко А. С. Пел. соч.: В 7 т.- М., 1958. - Т. V. Толковый православный молитослов. - Новосибирск, 1996. Философия воспитания и формирование педагогического мыш­ления. Планы семинарских занятий. - М., 1996.

Глава 17 МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Воспитание детей - ответственное, серьезное, нелегкое и творческое дело. Поэтому всякий, кто принимается за него, встает перед вопросом «как»: как заговорить с детьми, как их занять, как успокоить и как развеселить, как объяснить, что­бы поняли, и как сказать, чтобы поверили?

Все это вопросы о методах воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 980; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.