Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы преемственности дошкольного и начального образования 1 страница




Формы массовой внеклассной воспитательной работы

Формы индивидуальной внеклассной работы

Цели и задачи внеклассной воспитательной работы

Сущность внеклассной воспитательной работы

Внеклассная воспитательная работа - это организация пе­дагогом различных видов деятельности школьников во внеучеб-ное время, обеспечивающих необходимые условия для социализа­ции личности ребенка.

Прежде всего следует определить место внеклассной вос­питательной работы в педагогическом процессе школы.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой со­вокупность различных видов деятельности и обладает широки­ми возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

416

Рассмотрим эти возможности.

Во-первых, разнообразная внеучебная деятельность спо­собствует более разностороннему раскрытию индивидуаль­ных способностей ребенка, которые не всегда удается рас­смотреть на уроке.

В I классе одной из подмосковных школ за несколько ми­нут до новогоднего огонька выяснилось, что испортилась электрическая гирлянда. Учительница пошла за помощью. Когда она вернулась со старшеклассником, оказалось, что гирлянда уже работает, потому что ее починил ученик I ласса - недисциплинированный, неаккуратный, смышле­ный, но неусидчивый на уроках Кирюша. Так учительница узнала об увлечении ребенка электротехникой и в дальней­шем создавала ситуации, позволяющие развить его техниче­ские способности.

В этом классе, но уже на втором году обучения, удивила всех «почти двоечница» Таня К. На работе в лесничестве при посад­ке елочек она так ловко, быстро, красиво работала, что обо­гнала многих ребят из средних и старших классов, и уже невоз­можно стало смотреть на нее как на «отъявленную лентяйку».

Вспомните подобные примеры из своего школьного опыта, и вы убедитесь, что внеклассная работа помогает преодолеть стереотипы в восприятии ребенка как ученика. Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореали­зации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т. е. положительному восприятию самого себя.

Во-вторых, включение в различные виды внеклассной ра­боты обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнооб­разии человеческой деятельности, ребенок приобретает необ­ходимые практические умения и навыки.

Например, в «секретной мастерской» второклассники после уроков вместе с учительницей изготавливают различные сувени­ры из «киндер-сюрпризов», пластмассовых бутылок, а на обще­классном занятии «Мы идем в гости» учатся преподносить по­дарки, заботиться о других и т.д.

В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная ра­бота способствует развитию у детей интереса к различным ви­дам деятельности, желания активно участвовать в продуктив­ной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с оп­ределенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоя­тельно организовать свою собственную деятельность. Это осо­бенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в сво-

14 Педагогика

417

 

бодное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм.

Замечено, что в школах, где хорошо организована разно­образная внеклассная воспитательная работа, «трудных» детей меньше и уровень приспособления, «врастания» в об­щество выше.

В-четвертых, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, за­ботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого че­ловека и пр. Причем каждый вид внеучебной деятельности -творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой -обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.

Например, когда дети ставят спектакль, они получают один опыт общения - опыт взаимодействия, в большей степени на уровне эмоций. При коллективной уборке класса они приобретают опыт распределе­ния обязанностей, умения договариваться друг с другом. В спортивной деятельности дети понимают, что такое «один за всех, все за одного», «чувство локтя». В КВНе принадлежность к команде будет восприни­маться уже по-другому, следовательно, и опыт коллективного взаимо­действия будет другим.

Таким образом, внеклассная работа является самостоя­тельной сферой воспитательной работы учителя, осуществ­ляемой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достиже­ние общей цели воспитания - усвоения ребенком необходимо­го для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Специфика внеклассной воспитательной работы проявля­ется на уровне следующих задач:

1. Формирование у ребенка положительной Я-концепции, которая характеризуется тремя факторами: а) уверенностью в доброжелательном отношения к нему других людей; б) убежденностью в успешном овладении им тем или иным ви­дом деятельности; в) чувством собственной значимости. По­ложительная Я-концепция характеризует позитивное отно­шение ребенка к самому себе и объективность его самооцен­ки. Она является основой дальнейшего развития индивиду­

418

альности ребенка. «Трудные» дети, как правило, имеют от­рицательные представления о себе. Педагог может или уси­лить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей. В учебной деятельности в силу многих причин (сложности ее для ребенка, большого количества детей в классе, недостаточного профессионализма учителя и др.) не всегда удается сформировать положительную Я-концепцию у каждого ребенка. Внеклассная работа дает воз­можность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллек­тивного взаимодействия. Для скорейшей социальной адап-тапции ребенок должен положительно относиться не только- к себе, но и к другим людям. Если у ребенка при наличии поло­жительной Я-концепции сформированы умения договари­ваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разре­шать конфликты, уважать мнение другого и т.д., то его взрос­лая трудовая деятельность будет успешной. Полностью поло­жительная Я-концепция формируется только в коллективном взаимодействии.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формиро­вание интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребенка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребенок должен научиться занимать­ся полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать ее.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нрав­ственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется че­рез эстетические представления в творческой деятельности.

5, Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете на­правлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве на­правления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой - усиливает воспитательное воздействие на ребенка.

14*

419

 

Перечисленные задачи определяют основные направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной ра-доте они должны конкретизироваться в соответствии с осо­бенностями класса, самого педагога, с общешкольной вне-учебной работой и пр.

Функции внеклассной воспитательной работы. Цель и за­дачи внеклассной воспитательной работы придают специфи­ческий характер функциям целостного педагогического про­цесса - обучающей, воспитывающей и развивающей.

Обучающая функция, например, не имеет такого приори­тета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она выполняет роль вспомогательной для более эффективной реа­лизации воспитывающей и развивающей функций. Обучаю­щая функция внеклассной работы заключается не в формиро­вании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении детей определенным навыкам поведения, коллектив­ной жизни, навыкам общения и пр.

Огромное значение во внеклассной работе имеет разви­вающая функция. Она заключается в развитии психических процессов школьника.

Развивающая функция воспитательной работы заключает­ся также в развитии индивидуальных способностей школьников через включение их в соответствующую деятельность. Напри­мер, ребенка с артистическими способностями можно привлечь к участию в спектакле, празднике, КВНе и пр. Ребенку с мате­матическими способностями можно предложить участвовать в математической олимпиаде, рассчитать наиболее интересный и безопасный маршрут прогулки по городу за определенное вре­мя. В индивидуальной работе с этим ребенком педагог может предложить составить примеры, задачи для ребят и т.д.

Развивающая функция внеклассной работы заключается в выявлении скрытых способностей, развитии склонностей, ин­тересов ребенка. Заметив, что ребенок интересуется чем-либо, педагог может сообщить дополнительную интересную ин­формацию по этому вопросу, предложить литературу, дать поручение, лежащее в области интересов ученика, создать та­кие условия, в которых ученик получает одобрение детского коллектива за свою компетентность по данному вопросу, т.е. педагог открывает новые возможности ребенку и тем самым укрепляет его интересы.

Как же можно использовать информацию о функциях внеклассной работы при подготовке конкретной деятельно­сти? Для того чтобы получить положительные результаты,

420

необходимо сформулировать цель. Допустим, вы хотите провести с детьми беседу о правилах поведения в гостях. Вы ставите цель: сообщить детям знания о правилах поведения. Эта цель направлена на реализацию обучающей функции и не является приоритетной во внеклассной работе. Поэтому нужно сформулировать цель вашей беседы с детьми так, чтобы она отражала приоритетные функции в соответствии с задачами внеклассной работы, а сообщение новых знаний о правилах поведения в гостях будет одной из задач этой беседы. Это может быть: формировать у детей желание при­держиваться определенных правил при хождении в гости;

развивать интерес к правилам этикета; формировать этиче­ское понятие «норма поведения», скорректировать имею­щиеся представления детей о правилах поведения в гостях и т.д. Цель, задачи, функции внеклассной работы влияют на отбор ее содержания.

Содержание внеклассной работы представляет собой адап­тированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные ас­пекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, тех­ника, взаимодействие между людьми, мораль и пр.

Специфика содержания воспитательной внеклассной рабо­ты характеризуется:

- во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздей­ствия требуется обращение к чувствам ребенка, его пережива­ниям, а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции);

- во-вторых, в содержании внеклассной работы опреде­ляющее значение имеет практическая сторона знаний, т. е. со­держание внеклассной работы направлено на совершенствова­ние разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки («Занимательная азбука», «Веселая математика» и т.д.), отрабатываются умения само­стоятельной работы при поиске информации, организации раз­личных внеклассных дел («Вечер сказок», викторина «Мой лю­бимый город»), коммуникативные («общенческие») умения, умения сотрудничать (коллективный труд, КВН, спортивные, сюжетно-ролевые походы, игры); умения соблюдать этические нормы (повседневное общение, «Этикет и мы», «Путешествие в страну дорожных знаков» и пр.). Поскольку в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с пози­ции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

421

Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного ин­тереса, положительной мотивации в обучении, совершенство­вания учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм. Это может быть «Клуб почемучек», «Турнир любознательных», «Что? Где? Когда?», экскурсии в Политехнический музей, на производст­во, посещение разнообразных выставок и т.д.

Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания по­ложительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в кол­лективе, снятия нервного напряжения: Эффективны такие формы, как «Игроград», «Огонек», «Юморина», «День ва­ренья», дискотеки и пр. Очень часто во внеклассной работе объединяются именно эти два аспекта - познавательный и развлекательный. Например, «Поле чудес», «Занимательная... (математика, история, география и т.д.)», конкурс фантазе­ров, викторины, «Вечер загадок» и пр. Для того чтобы оп­ределить, какой из аспектов преобладает, нужно проанали­зировать цели, задачи, приоритетную функцию, реализуе­мые педагогом в конкретной форме.

Оздоровительно-спортивная деятельность детей во вне­классной работе необходима для их полноценного развития, так как в младшем школьном возрасте, с одной стороны, на­блюдается высокая потребность в движении, а с другой сто­роны, от состояния здоровья младшего школьника зависит характер изменений в работе организма в подростковом воз­расте. Спортивно-оздоровительная деятельность осуществля­ется в экскурсиях на природу, в спортивных, подвижных иг­рах, спартакиадах, походах и пр.

Трудовая деятельность во внеклассной работе отражает содержание различных видов труда: бытового, ручного, об­щественно полезного, обслуживающего. Для педагога пред­ставляет определенные трудности организация трудовой дея­тельности во внеклассной работе, но его усилия стоят того вос­питательного результата, который дает разнообразная систе­матическая трудовая деятельность школьников.

Данный результат проявляется в сформированной потреб­ности к труду, в умении занять себя. Трудолюбие, трудовые умения и навыки формируются в мастерской Деда Мороза, кружках «Иголочка и ниточка», «Шпунтик и Винтик», «Книж-киной больнице», ремонтной мастерской класса, при регуляр­ном проведении «Дня чистоты». Во внеклассной работе можно организовать изготовление наглядных пособий к уроку, иг-

Творческая деятельность предполагает развитие склонно­стей, интересов детей, раскрытие.их творческого потенциала. Творческая деятельность отражается в таких формах, как концерты, конкурсы песни, чтецов, рисунка и пр., театр, ди­зайн-клуб.

Перед вышеперечисленными деятельностями в качестве одной из задач стоит задача формирования нравственного, эмоционального и волевого компонентов мировоззрения школьников.

Нравственная сфера формируется через знакомство и при­нятие нравственных понятий и освоение норм поведения: в беседах, диспутах, игровых занятиях и других формах.

Важнейшими составляющими мировоззрения школьников выступают экономические, экологические взгляды и убежде­ния. Они формируются при использовании таких форм, как «Экономическая школа Скруджа Мак Дака», беседа «Что та­кое экономика?», «Операция "Дерево в городе"», экологиче­ская экспедиция «В гостях у старичка-лесовичка», беседа «Наши домашние любимцы», посещение театров, обсуждение кинофильмов,мультфильмов и пр.

Содержание внеклассной работы не во всех школах одина­ковое. На него оказывают влияние следующие факторы:

1. Традиции и особенности школы. Например, если в шко­ле приоритет обучения, то во внеклассной воспитательной работе может преобладать познавательный аспект. В школе под патронажем религиозной конфессии внеклассная работа будет содержать соответствующие духовно-нравственные по­нятия. Экологическое воспитание станет приоритетным в школе соответствующего профиля и пр.

2. Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.

3. Особенности самого учителя, его интересы, склонно­сти, установки. Если учитель стремится к получению высо­ких результатов в обучении детей, то и во внеклассной ра­боте он будет отбирать то содержание, которое способству­ет достижению этой цели, т е. организовывать познаватель­ную деятельность. Для другого педагога важно в процессе обучения формировать личность ученика, поэтому во вне­классной работе он будет отдавать приоритет трудовой и творческой деятельностям; воздействовать на школьников через организацию оздоровительно-спортивной деятельно­сти будет педагог, любящий спорт.

423

Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огром­нейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Предло­жены классификации по объекту воздействия (индивидуальные, групповые, массовые формы) и по направлениям, задачам вос­питания (эстетическое, физическое, нравственное, умственное, трудовое, экологическое, экономическое).

Особенностью некоторых форм внеклассной работы в школе является то, что используются популярные в детской среде формы, пришедшие из литературы, - «Тимуровская, шефская работа», или из телевидения: КВН, «Что? Где? Ко­гда?», «Угадай мелодию», «Поле чудес», «Огонек» и др.

Однако непродуманный перенос телевизионных игр и кон­курсов в формы внеклассной работы может снижать качество воспитательной работы. Например, игра «Любовь с первого взгляда» построена на сексуальном интересе к партнеру и мо­жет способствовать преждевременному развитию сексуально­сти у детей. Подобная опасность таится и в конкурсах красоты «Мисс...», где внешность выступает в качестве престижной упа­ковки, поэтому подобные конкурсы могут вызвать комплекс неполноценности у некоторых детей и отрицательно сказаться на формировании положительной Я-концепции.

Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее воспитательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.

Методы и средства внеклассной работы представляют со­бой методы и средства воспитания (см. соответствующие раз­делы учебника), выбор которых определяется содержанием, формой внеклассной работы. Например, выбрав общекдасс-ное занятие «Человек и космос», направленное на развитие познавательного интереса, развитие кругозора детей, педагог может использовать такие методы: беседа с детьми с целью выяснения их интереса, информированности по данному во­просу; поручения детям подготовить сообщения (своеобраз­ный метод рассказа); метод игры будет применяться в различ­ных вариантах: элемент сюжетно-ролевой игры, когда с по­мощью специальных игровых атрибутов (космического «шлема», «ракеты») одного из детей отправляют в «космос» и просят описать, что он видит; составление «плана полета», когда дети должны перечислить те виды работ, которые вы­полняют космонавты; расшифровать загадочные письмена, оставленные на далекой планете (метод приучения в данной форме направлен на приучение детей к работе в группе через четкое распределение обязанностей), и т.д.

424

В качестве средств на этом общеклассном занятии высту­пают: оформление класса (карта звездного неба, портреты космонавтов, фотографии из космоса); музыкальное оформ­ление («космическая музыка», записи переговоров космонав­тов, запуск космического корабля), игровые атрибуты, схема Солнечной системы, видеоматериалы, «послание чужой пла­неты», книги о космосе, рекомендуемые детям.

Итак, рассмотрев сущность внеклассной воспитательной работы через ее возможности, цели, задачи, содержание, фор­мы, методы и средства, можно определить ее особенности:

1. Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности детей, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием, осуществляе­мым в ходе обучения, формирует личностные качества ребенка.

2. Отсроченность во времени. Внеклассная работа - это прежде всего совокупность больших и малых дел, резуль­таты которых отсрочены во времени, не всегда наблюдае­мы педагогом.

3. Отсутствие жестких регламентации. Педагог имеет ббль-шую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной воспитательной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педа­гога за сделанный выбор. Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.

4. Отсутствие контроля за результатами внеклассной рабо­ты. Если обязательный элемент урока - контроль за процес­сом овладения учениками учебным материалом, то во вне­классной работе такого контроля нет. Он не может существо­вать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспита­тельной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оце­нить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств.

Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень раз­вития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.

5. Внеклассная воспитательная работа осуществляется на переменах, после уроков, в праздничные, выходные дни, на каникулах, т.е. во внеучебное время.

425

6. Внеклассная воспитательная работа имеет широкий круг возможности для привлечения социального опыта родителей и других взрослых.

Требования к внеклассной работе. Исходя из особенностей внеклассной воспитательной работы, назовем определяющие требования к ней.

1. При организации и проведении внеклассной работы обязательна постановка цели. Отсутствие цели порождает формализм, который разрушает отношения между педагогом и детьми, в результате эффективность воспитания может быть равной нулю или иметь отрицательные результаты.

2. Перед началом необходимо определить ожидаемые ре­зультаты. Это помогает сформулировать задачи таким обра­зом, чтобы они способствовали достижению общей цели-усвоению ребенком социального опыта и формированию по­зитивной системы ценностей.

3. В воспитательной внеклассной работе необходим оп­тимистический подход, опора на лучшее в каждом ребенке. Поскольку результаты в воспитательной работе отсрочены, то у педагога всегда есть шанс достичь положительного об­щего результата.

Это становится возможным, если ребенок с помощью пе­дагога поверит в свои силы и захочет стать лучше.

4. Педагог-организатор должен обладать высокими лично­стными качествами. Во внеклассной работе велика роль кон­такта педагога с детьми, установление которого невозможно без определенных личностных качеств педагога. Во внекласс­ной работе дети оценивают педагога прежде всего как лич­ность и никогда не прощают фальши, двойной морали, отсут­ствие бескорыстного интереса к людям.

5. При организации внеклассной воспитательной работы педагог должен быть в постоянном творческом поиске, под­бирая и создавая новые формы, отвечающие сложившейся в классе ситуации. Творчество педагога является необходимым условием для эффективной внеклассной работы.

Организация внеклассной воспитательной работы. Для то­го чтобы данные требования могли быть реализованы в практической деятельности, предлагаем определенную по­следовательность организации внеклассной работы. Она может использоваться как при индивидуальной, так и при массовой работе.

1. Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей школьников и кол­лектива класса для эффективного воспитательного воздейст-

вия и определение наиболее актуальных для сложившихся в классе ситуаций воспитательных задач.

Цель этапа - объективная оценка педагогической реально­сти, заключающаяся в определении ее положительных аспектов (лучшее в ребенке, коллективе), и того, что нуждается в коррек­тировке, формировании и выборе наиболее важных задач.

Изучение осуществляется с помощью уже известных методов педагогического исследования, ведущим среди которых на дан­ном этапе является наблюдение. С помощью наблюдения педа­гог собирает информацию о ребенке и коллективе. Информа­тивным методом является беседа, причем не только с ребенком и классом, но и с родителями, учителями, работающими в клас­се; особое значение имеет беседа со школьным психологом, ко­торый не только расширит представления педагога, но и даст профессиональные рекомендации.

В индивидуальной работе большое значение имеет изуче­ние продуктов деятельности ребенка: рисунков, поделок, сти­хотворений, рассказов и т.д.

В изучении коллектива информативным является метод социометрии, с помощью которого педагог узнает о наиболее популярных и непопулярных детях, наличии малых групп, характере взаимоотношений между ними.

2. Моделирование предстоящей внеклассной воспитатель­ной работы заключается в том, что педагог создает в своем воображении образ определенной формы. При этом следует использовать в качестве ориентиров цель, общие задачи, функции внеклассной работы.

Например, в классе есть мальчик, очень замкнутый, не идущий на контакт с педагогом и детьми. Общая цель - формирование об­щительности, ведущая функция - формирующая в совокупности с развивающей. Допустим, изучение личности этого мальчика пока­зало, что у него очень низкая самооценка и высокая тревожность, конкретные цели - повышение самооценки, снятие тревожности, т.е. формирование положительной Я-концепции. Дети в I классе доброжелательные, ласковые, но нелюбознательные, с практически отсутствующим кругозором. Общая цель внеклассной работы -развитие познавательного интереса, ведущая функция - разви­вающая, конкретная цель - расширение кругозора детей, формиро­вание познавательной активности.

В соответствии с целью, задачами, приоритетными функ­циями внеклассной работы и результатами изучения подби­раются конкретное содержание, формы, методы, средства.

Например, относительно уже упоминавшегося замкнутого мальчика учитель заметил, что напряжение ребенка спадает на уроках рисования, он с удовольствием рисует, охотнее идет на

427

контакт с педагогами. Выбрав в качестве содержания творческую деятельность, педагог на первом этапе работы с ребенком орга­низует общеклассное занятие, на котором дети создают коллек­тивное панно «Бабочки и цветы», раскрашивают трафареты ба­бочек и прикрепляют их к цветам. В данной работе качество не имеет решающего значения и ребенок «обречен» на успех. Педа­гог использует метод поощрения, восхищаясь общим результа­том, выделяет работу данного ребенка, отмечает значение его работы для общего результата.

В случае с классом, где у детей низкая познавательная актив­ность, педагог выбирает в качестве содержания познавательно развивающую деятельность детей, форму - экскурсию в Поли­технический музей по теме «Часы».

И в этом и в другом случае он тщательно продумывает пред­стоящую работу, чем детальнее будет образ, тем больше нюансов он может заранее учесть.

3. Практическая реализация модели направлена на осущест­вление задуманной воспитательной работы в реальном педа­гогическом процессе.

4. Анализ проведенной работы направлен на сравнение мо­дели с реальным воплощением, выявление удачных и про­блемных моментов, их причин и последствий. Очень важен элемент постановки задачи для дальнейшей воспитательной работы. Данный этап очень важен для корректировки воспи­тательных задач, содержания, форм и планирования даль­нейшей внеклассной работы.

В индивидуальной внеклассной воспитательной работе общая цель - обеспечение педагогических условий для полно­ценного развития личности - достигается через формирование у ребенка положительной Я-концепции и развитие разнообраз­ных сторон его личности, индивидуального потенциала.

Сущность индивидуальной работы заключается в социали­зации ребенка, формировании у него потребности в самосо­вершенствовании, самовоспитании. Эффективность индиви­дуальной работы зависит не только от точного выбора фор­мы в соответствии с поставленной целью, но и от включения ребенка в тот или иной вид деятельности.

В реальности не такой уж редкой бывает ситуация, когда индивидуальная работа сводится к отчитыванию, замечани­ям, порицаниям.

Индивидуальная работа с ребенком требует от педагога на­блюдательности, такта, осторожности («Не навреди!»), вдумчи-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 946; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.