КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инновации и реформы в современной Российской школе в 80-90-х годах 3 страница
В традиционном образовании негласно действовал «кукушкин принцип»: каждый новый предмет пытался выкинуть из гнезда школьных знаний своих собратьев. При переходе от учебного предметоцентризма к образовательным областям возрастание вариативности становится важным условием рождения новых интегрированных курсов, дающих целостную, а не мозаическую картину мира. Еще недавно казалось незыблемым то, что в обществе существует исключительно эволюция по «чистым» линиям разных типов образовательных учреждений. Иными словами, жесткие границы существовали не только между государствами, но и самостийными типами образовательных учреждений. Между тем, как показывает весь опыт эволюции, «чистые» линии неизбежно приводят к регрессу и препятствуют росту разнообразных форм жизни. Особенно быстро вымирают биологические и социальные организмы, программа функционирования которых жестко подогнана к стандартным, неизменным условиям существования. На динамической фазе жизни общества неизбежно начинает преобладать эволюция по «смешанным» линиям. Именно поэтому идет стремительный процесс скрещивания школы с детским садом, с вузом, появляются колледжи, технические лицеи и т.д. Особый интерес вызывает возникновение раз- 524 личного вида школ в системе дополнительного образования, куда ребенок ходит сам, со своими интересами и мотивами к познанию и творчеству. Эволюция образовательных учреждений по «смешанным» линиям делает более гибкой и устойчивой к разным переменам образовательную систему России. Она позволяет развивающейся личности ребенка более бесконфликтно реализовывать себя в мире непрерывного вариативного образования, а не быть вечным мигрантом, перебегая с одной территории на другую. Формула «задача рождает орган» является законом любой эволюции, и поэтому нормально, когда задачи развития общества на динамической фазе его истории приводят к такой дифференциации образования, которая обеспечивает интеграцию образовательного процесса России.
Многообразие педагогических технологий и типов образовательных учреждений неизбежно привело к появлению вариа-тивных учебников и учебных программ. Вместе с тем очевидно, что количество новых наименований учебников не находится в прямой связи с обновлением содержания образования. Особенно медленно идет обновление содержания в высших педагогических учреждениях. Прорыв обновления содержания учебников прогнозируется по двум направлениям. Первое - так называемые «мотивирующие учебники» в системе дополнительного образования. Основная задача всего этого цикла - пробудить интерес у ребенка, мотивацию к познанию, воспитать в нем желание учиться. Второе направление - это учебники по метадисциплинам, сквозным дисциплинам. Новые метадисциплины, к числу которых относится экология, право и экономика, как это ни парадоксально на первый взгляд, более открыты идеям культурно-исторической педагогики развития. В этих дисциплинах авторы и учителя, не прошедшие тренинга традиционной информационной педагогики в педвузах, приходят из научных институтов и университетов и более дерзко вводят, например, культурно-функциональный подход к экономике в средней школе. Вариативное образование вызвало переход от монофункциональных технических средств обучения к полифункциональным средствам и информационным технологиям. Происходит постепенное изменение технических средств обучения по их функции и методу в учебном процессе: от наглядно-демонстрационных - к обучающим, от отдельных пособий и приборов - к микролабораториям. Особое место все более явно занимают информационные технологии, которые становятся не просто средством обучения, а приучают ученика жить в инфор-
525 мационной среде, приобщают его к информационной культуре. Тем самым по своей культурно-психологической функции информационные технологии решают такую задачу вариативного образования, как включение школьника в мировое образовательное и культурное пространство нашего изменяющегося мира. Проблема, однако, в том, что на сегодняшний день общее среднее образование еще не создает и не может создать условий для проявления и развития потенциальных возможностей личности большинства учащихся, для формирования индивидуальной, целостной духовной культуры, стержнем которой является желание и умение самостоятельно учиться. Пока обеспечивается в лучшем случае только развитие, ^ не саморазвитие личности в условиях так называемой массовой школы. Качественного образования не происходит еще и потому, что в школе сегодня не осуществляется переориентация с учебного предмета на личность ученика. Реальные достижения в этой области принадлежат педагогическим коллективам отдельно взятых авторских школ, чего нельзя пока сказать о подавляющем большинстве образовательных учреждений. Низкая социальная ориентация школьных программ является одной из причин повышенной тревоги молодежи и даже страха перед будущим. Школа пока не выполняет свою основную функцию - социализацию личности, формирование ее социальной программы. Сегодня даже школа повышенного уровня мало и недостаточно эффективно воспитывает у своих учеников познавательную культуру, навыки и умения самостоятельной учебы. Основываясь на информационно-объяснительном, механическом принципе обучения, даже учебные заведения повышенного уровня не решают задачи индивидуализации образовательного процесса, повышения культуры познавательного труда, формируют у своих воспитанников неадекватную завышенную самооценку. Поэтому готовить учителя необходимо не только по стандартам минимума знаний для средней школы, но и по стандартам повышенного образования с целью обеспечения его высокого качества, переориентации на формирование познавательной культуры.
В педагогических учебных заведениях нарастает инновационное движение. Поиски связаны с необходимостью перехода от подготовки учителей, способных к передаче определенных знаний и формированию простейших умений и навыков, на подготовку педагогов-творцов, способных обеспечить развитие ребенка. Контрольные вопросы и задания 1. Какие группы нововведений в образовании вы знаете? 2. Чем отличается реформа от педагогической инновации? 3. Может ли реформа включать в себя педагогические инновации? 4. Какие особенности и этапы развития имеет реформа 80-90-х годов? 5. Чем отличается альтернагивное образование от вариативного и какое более перспективно в будущем? 6. Как вы думаете, какие основные задачи сюя! перед реформой на настоящем этапе развития системы образования? Литература Асмолов А. Г. Стратегия развития вариативного образования в России / Дошкольное образование в России Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 1996. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». - М., 1996. Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) / Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. - М., 1996. Днепров Э.Д. Пересмотр Закона «Об образовании»: опасности и необходимость. - М., 1995. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |