Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновации и реформы в современной Российской школе в 80-90-х годах 3 страница




В традиционном образовании негласно действовал «кукуш­кин принцип»: каждый новый предмет пытался выкинуть из гнезда школьных знаний своих собратьев. При переходе от учебного предметоцентризма к образовательным областям возрастание вариативности становится важным условием ро­ждения новых интегрированных курсов, дающих целостную, а не мозаическую картину мира.

Еще недавно казалось незыблемым то, что в обществе су­ществует исключительно эволюция по «чистым» линиям раз­ных типов образовательных учреждений. Иными словами, жесткие границы существовали не только между государства­ми, но и самостийными типами образовательных учреждений. Между тем, как показывает весь опыт эволюции, «чистые» линии неизбежно приводят к регрессу и препятствуют росту разнообразных форм жизни. Особенно быстро вымирают биологические и социальные организмы, программа функ­ционирования которых жестко подогнана к стандартным, неизменным условиям существования.

На динамической фазе жизни общества неизбежно начина­ет преобладать эволюция по «смешанным» линиям. Именно поэтому идет стремительный процесс скрещивания школы с детским садом, с вузом, появляются колледжи, технические лицеи и т.д. Особый интерес вызывает возникновение раз-

524

личного вида школ в системе дополнительного образования, куда ребенок ходит сам, со своими интересами и мотивами к познанию и творчеству.

Эволюция образовательных учреждений по «смешанным» линиям делает более гибкой и устойчивой к разным переме­нам образовательную систему России. Она позволяет разви­вающейся личности ребенка более бесконфликтно реализовы­вать себя в мире непрерывного вариативного образования, а не быть вечным мигрантом, перебегая с одной территории на другую. Формула «задача рождает орган» является законом любой эволюции, и поэтому нормально, когда задачи разви­тия общества на динамической фазе его истории приводят к такой дифференциации образования, которая обеспечивает интеграцию образовательного процесса России.

Многообразие педагогических технологий и типов образо­вательных учреждений неизбежно привело к появлению вариа-тивных учебников и учебных программ. Вместе с тем очевидно, что количество новых наименований учебников не находится в прямой связи с обновлением содержания образования. Особен­но медленно идет обновление содержания в высших педагоги­ческих учреждениях.

Прорыв обновления содержания учебников прогнозирует­ся по двум направлениям. Первое - так называемые «моти­вирующие учебники» в системе дополнительного образования. Основная задача всего этого цикла - пробудить интерес у ре­бенка, мотивацию к познанию, воспитать в нем желание учить­ся. Второе направление - это учебники по метадисциплинам, сквозным дисциплинам. Новые метадисциплины, к числу кото­рых относится экология, право и экономика, как это ни пара­доксально на первый взгляд, более открыты идеям культурно-исторической педагогики развития. В этих дисциплинах авторы и учителя, не прошедшие тренинга традиционной информаци­онной педагогики в педвузах, приходят из научных институтов и университетов и более дерзко вводят, например, культурно-функциональный подход к экономике в средней школе.

Вариативное образование вызвало переход от монофунк­циональных технических средств обучения к полифункцио­нальным средствам и информационным технологиям. Проис­ходит постепенное изменение технических средств обучения по их функции и методу в учебном процессе: от наглядно-демонстрационных - к обучающим, от отдельных пособий и приборов - к микролабораториям. Особое место все более явно занимают информационные технологии, которые становятся не просто средством обучения, а приучают ученика жить в инфор-

525

мационной среде, приобщают его к информационной культуре. Тем самым по своей культурно-психологической функции ин­формационные технологии решают такую задачу вариативного образования, как включение школьника в мировое образова­тельное и культурное пространство нашего изменяющегося мира.

Проблема, однако, в том, что на сегодняшний день общее среднее образование еще не создает и не может создать условий для проявления и развития потенциальных возможностей лич­ности большинства учащихся, для формирования индивиду­альной, целостной духовной культуры, стержнем которой явля­ется желание и умение самостоятельно учиться. Пока обеспечи­вается в лучшем случае только развитие, ^ не саморазвитие личности в условиях так называемой массовой школы.

Качественного образования не происходит еще и потому, что в школе сегодня не осуществляется переориентация с учебного предмета на личность ученика. Реальные достиже­ния в этой области принадлежат педагогическим коллективам отдельно взятых авторских школ, чего нельзя пока сказать о подавляющем большинстве образовательных учреждений. Низкая социальная ориентация школьных программ является одной из причин повышенной тревоги молодежи и даже стра­ха перед будущим. Школа пока не выполняет свою основную функцию - социализацию личности, формирование ее соци­альной программы.

Сегодня даже школа повышенного уровня мало и недоста­точно эффективно воспитывает у своих учеников познава­тельную культуру, навыки и умения самостоятельной учебы. Основываясь на информационно-объяснительном, механиче­ском принципе обучения, даже учебные заведения повышен­ного уровня не решают задачи индивидуализации образова­тельного процесса, повышения культуры познавательного труда, формируют у своих воспитанников неадекватную за­вышенную самооценку.

Поэтому готовить учителя необходимо не только по стан­дартам минимума знаний для средней школы, но и по стан­дартам повышенного образования с целью обеспечения его высокого качества, переориентации на формирование позна­вательной культуры.

В педагогических учебных заведениях нарастает иннова­ционное движение. Поиски связаны с необходимостью пере­хода от подготовки учителей, способных к передаче опреде­ленных знаний и формированию простейших умений и навы­ков, на подготовку педагогов-творцов, способных обеспечить развитие ребенка.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие группы нововведений в образовании вы знаете?

2. Чем отличается реформа от педагогической инновации?

3. Может ли реформа включать в себя педагогические инновации?

4. Какие особенности и этапы развития имеет реформа 80-90-х годов?

5. Чем отличается альтернагивное образование от вариативного и какое более перспективно в будущем?

6. Как вы думаете, какие основные задачи сюя! перед реформой на настоящем этапе развития системы образования?

Литература

Асмолов А. Г. Стратегия развития вариативного образования в России / Дошкольное образование в России Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материа­лов. - М., 1996.

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Феде­рации «Об образовании». - М., 1996.

Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возмож­ностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) / Дошкольное образование в России. Сборник действую­щих нормативно-правовых документов и научно-методических ма­териалов. - М., 1996.

Днепров Э.Д. Пересмотр Закона «Об образовании»: опасности и необходимость. - М., 1995.

Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. - М., 1994.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.