Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Николай Александрович бердяев (1874-1948)




ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ (1853-1901)

Философ, поэт. Замечательный мыслитель, чьи оригинальные философс­кие идеи стали важным и неотъемлемым элементом русской и мировой ин­теллектуальной культуры. Сторонник философии всеединства.

Работы: Красота в природе, Общий смысл искусства, Смысл любви, Оп­равдание добра, Теоретическая философия и др.

Продолжал традицию христианской религиозно-философской антро­пологии понимания человека как «причастного Божеству», что только при признании этого возможно допустить «две великие истины... челове­ческой свободы и человеческого бессмертия».

Единство всего — формула религиозной онтологии Соловьева, обо­значающая связь Бога и мира, божественного и человеческого бытия. Бог есть все.

Обосновал исключительное значение человеческого творчества, способ­ного во всех величайших проявлениях к подлинному религиозному пре­ображению мира.

Выделял в гносеологии 3 вида познания: опытное, разумное и мисти­ческое. Без последнего остальные одинаково приводят к абсурду. Вера выступает не только в ее религиозном значении, но и постоянным ком­понентом эмпирического и религиозного сознания.

Считал, что жизнь любого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

Признавал, что безусловная Истина — есть все, а познающий субъект — ничто вне стремления к Истине.

Верил в абсолютное значение нравственных ценностей. Но особое ме­сто среди них отводил понятию добра. «Выяснить все, что разум, возбуж­даемый опытом, мыслит в этом понятии, и тем самым дать определенный ответ на главный для нас вопрос о должном содержании или смысле нашей жизни».

Усматривал попытки мироотрицания, чуждые христианству тенден­ции, толкающие человечество на совершенно безнадежный тупиковый путь бегства от Эроса, в тенденциях рассмотрения половой любви с пози­ций явного или скрытого положительного смысла или же крайнего аске­тизма, видящего в половой любви главное зло мира. Любовь — одно из ярких и глубоких проявлений личностного начала, «спасение индивиду­альности». Истинная любовь — только разделенная в браке.


Философ и публицист. На рубеже веков примыкал к легальному марксиз­му, в дальнейшем обратился к религиозной философии.

Триада идей: свобода, творчество, личность легла в основу его философ­ского антропологизма. Свободное волеизъявление личности и ее творчес­кое начало — первоисточник бытия.

Основные работы: О назначении человека, Самопознание.

Человек — микрокосм и заключает в себе все.

Человек есть существо многоэтажное.

Человек есть существо противоречивое.

Личность человеческая более таинственна, чем мир.

Цель человеческой жизни: не только «святость» и соответствие библейс­ким заповедям, но и свободное творчество.

Педагогические усилия должны быть направлены не на исправление че­ловека, а на его развитие.

Все люди способны. Творчество как выход за пределы обыденности есть выражение потенциальной гениальности каждого человека.

Периоды творчества:

1. Созерцание прекрасного: создание идеала высшей красоты. Формиро­
вание умений различения прекрасного и пошлого, истинного и ложного,
натурального и искусственного.

2. Освобождение: формирование понятий независимости, свободы и ее
границ, хорошего вкуса, приличий. Проблема свободы и необходимости.

3. Переход к самостоятельному творческому процессу: отход от подража­
ния; умение создавать свое, принимая опыт других; разумное отрицание.

4. Воспитание терпения, спокойствия, умеренного созерцания: обращение
внутрь себя.

5. Самостоятельное творчество: духовный взлет; стремление к совер­
шенству, принятие Бога в себе.

6. Период зрелого творчества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.