Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Провиденциалистское течение




Человек как продукт среды.

Социологическое течение

Сужали теоретический фундамент педагогики, ориентируясь исклю­чительно на социально-историческое знание как на ее источник.

Представители: Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, М. Вебер, П. А. Кропоткин, Н.А. Рубакин, В. И. Чарнолусский, Н.В. Чехов и др.

Считали природу личности производной от природы общества и его «коллективного сознания». Деятели социологического течения в России внесли большой вклад в развитие теории содержания общего и специаль­ного образования. Это направление в педагогике способствовало расши­рению ее предмета и становлению новых отраслей педагогического зна­ния: социологии образования, сравнительной педагогики и др.

Эмпирическая методология деятелей социального течения и их многочислен­ные выступления по социологическому обоснованию процесса развития личнос­ти в дальнейшем оказали сильное влияние на большинство исследователей соци­ологии образования (К. Манхейм, П. Масгрейв, Р. Беллино, Э. Гемахер и др.). В советское время это направление не развивалось.

Философское и «опытническое» течение

Конкретность человека заключена в его деятельности, прежде всего мыслительной.

Человек есть то, что и как он думает. Природа человека самораскрывает­ся в процессе жизнедеятельности.

Представители: В. Дильтей, Ален (Эмиль Шартье), П. Наторп, А. Уайхед, Б. Рассел, У. Джеймс, С. Холл, Дж. Дьюи, К.Н. Вентцель, СТ. Шацкий, СН. Дурылин, Г.И. Фаддеев, И.И. Горбунов-Посадов и др.

Функции разума созревают самопроизвольно; влечения, воля, интересы, инту­иция имманентны человеческой природе. Жизнь человека есть процесс раскры­тия заложенных в человеке свойств благодаря опыту, накапливаемому человеком в ходе его активной деятельности в окружающей его среде.

Опытническое течение отменяло всякую регламентацию образования, упраздняло нормативную педагогику и отождествляло теорию с практи­кой воспитания и обучения.

Религиозно-ориентированная педагогическая мысль: ортодоксально-кон­фессиональная и неортодоксально-мистическая. Церковь требует от пе­дагогики строгого соответствия своим догмам. Мистические течения выд-


вигали разнообразные условия личного спасения, для которого и необхо­димы воспитательно-образовательные усилия.

Человек как носитель образа Божия.

Представители: М. Бубер, Р. Штейнер, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, В.В. Зеньковский, поздний Л. Толстой, B.C. Соловьев и др.

Подробно раскрывали религиозную сущность отношения человека с миром. Развитие и воспитание личности нацелено на открытие в себе высшего «Я», которое выходит за пределы опыта чувств человека. Надле­жащее свое осмысление педагогика может найти только на почве рели­гии.

Это направление в России уходит корнями в идеологию поздних славяно­филов и Ф.М. Достоевского, которые усматривали в русском религиозно-пси­хологическом типе залог спасения и величия русского народа.

Сторонники этого направления исходили из понимания целостности челове­ка, самобытности личности (в духе христианского «персонализма»), развивали учение о супернатурализме как сверхнаучной тайне жизни, идею примата нрав­ственной сферы и идею общинных корней индивидуальности.

Религиозная философия вскрыла глубинные психологические пласты человеческого отношения с миром в рамках содержательно богатых ант­ропологических концепций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.