КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конспекты лекций 1 страница
Тема 1. ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА* I. Социальное воспроизводство поколений. 2. Осуществление общечеловеческого в индивидуальном. 3. Образ жизни. 4. Человек: самоцель и самоценность. 5. Гуманизм: вера в возможности человека и реальность их раскрытия. 6. Целостность внутренней и внешней жизнедеятельности человека. 7. Пространство и время: педагогический аспект. 8. Необходимость преодоления социо- и школоцентризма, бездумного однообразия и формализма. 1. Каждый из нас — участник сложного и непрерывного процесса социального воспроизводства поколении. Он восходит к глубокой древности, к тому времени, когда стадо становилось обществом, и составляет главный смысл существования человечества, а потому и ровесник ему и в прошлом, и в настоящем, и в будущем. Биологическая сущность людей остается принципиально неизменной, в том числе и функция биологического воспроизводства, а социальная — изменяется по мере развития цивилизаций, преемственно воспринимается и передается от поколения к поколению. Социальность может быть представлена интеграцией (единством и взаимодополнением) следующих аспектов: осознания себя членом общества, субъектом взаимодействия с ним, с другими людьми, с группами; сознательного выполнения норм социального бытия, принятых данным обществом; способности приложить личные усилия для приобщения к социальным ценностям как их освоения и созидания; реализации познавательной, трудовой, семейной, досуговой функций на основе гуманизма и духовности. Социальность — это культура мышления и культура чувств, культура духовной жизни и культура поведения. Именно социальность не только отличает человека от животного, но и делает его Человеком; с этой точки зрения она выступает наиболее общим признаком общечеловеческого. Образование Человека (человекообразование) — результат его социального воспроизводства — и есть творение и самотворение его социальности.
Процесс социального воспроизводства поколений характеризуется рядом противоречий. На уровне общества: между традиционными *Данным словосочетанием здесь и далее обозначается человекообразование — процесс созидявня в сшосозмдгм целостного человека как единства разума и чувств, духа и воли. представлениями — и новыми явлениями, между идеалом социальности — и реальным ее состоянием, между целесообразными для общественного развития темпами и глубиной социальности различных слоев населения — и действительной ее динамикой, в ряде случаев отрицательной и т.д.; на уровне отдельного человека: между общественными нормами — и их личным осознанием и следованием им; между духовными потребностями — и возможностями и способами их удовлетворения; между реальными внешними (идущими от общества и государства) влияниями на развитие социальности — и ограниченностью внутренних установок, усилий самого человека на такое развитие, и пр. Однако, хотя социальность — явление, социально-исторически обусловленное, хотя ему присущи самые острые противоречия, ничто не может ни прервать, ни остановить вечные процессы социального воспроизводства поколений и образования Человека. Можно и нужно лишь адекватно их стимулировать. Для этого и образовалась педагогика, всегда социально ориентированная и обращенная к каждому из нас.
2. Педагогика исходит из того. что социальность включает в себя культуру, воспитанность, образованность человека. У каждого из нас их уровень и сочетание различны: любой человек индивидуально сочетает общее и особенное в физическом строении (мужском или женском), в психических свойствах и процессах, в духовном облике.
. Избыток или дефицит одного из них, нарушение целесообразного сочетания в триаде — в числе главных причин общественных бед и личных драм. Социальная валеология как и профилактика и преодоление социальных болезней общества и человека — целевая установка для педагогики. 3. В качестве возможной интегративной характеристики всех ипостасей социальности может быть представлен образ жизни. Это — единство целей, ценностей, материальных условий, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения как отдельного человека, семьи, так и производственных, учебных, общественных организаций и объединений людей. Он формируется как результат взаимодействия людей и окружающей природной и социальной микро- и макросреды: она — через государственное устройство, средства массовой информации, формы общественного сознания (науку, религию, искусство), через бытовые традиции и условия — влияет на человека, но и он, реализуя собственную активность, воздействует на среду, создавая свой образ жизни. Целостно знать человека — значит знать его образ жизни.
Образ жизни также имеет черты общего (менталитет страны, формы политической власти, экономический уклад и пр.), особенного (своеобразие региона, предприятия, творческий союз и т.д.) и единичного (данный коллектив, данная семья, школа, наконец, данный человек). Каждый из уровней этой иерархии влияет на другие, испытывая их влияние. Какой бы из уровней мы ни рассматривали, какую бы соответствующую ему педагогическую задачу ни решали (от разработки основ государственной стратегии социального воспроизводства поколений, прежде всего механизмов и путей ее реализации, до поиска форм эффективной помощи самовоспитанию конкретного подростка), можно рассчитывать на успех, лишь учитывая всю иерархию, т.е. возможно более широкий круг параметров образа жизни.
4. Человек — высшая ценность, его благо — высшая цель всякого общества (при всей известной истории множественности ценностей и целей). Высшая ценность — именно человек, единственный носитель разума и духа, реальный творец цивилизации, материальной и духовной культуры, самого себя. Он способен не только ошибаться, но и исправлять свои ошибки, не только ввергать себя и других в социальные катаклизмы, драмы и трагедии, но и преодолевать противостояние добра и зла. Такие высокие слова относятся и к человеку вообще (к человечеству и его истории), и к каждому из нас: потрясения испытывают как общество, так и любой из людей, будь то младенец, зрелый человек или старик. Чтобы предупредить или преодолеть зло, человеку нужны силы, желание и умение сопротивляться и самоутверждаться, обретаемые в знаниях, в собственном опыте.
Знания и опыт помогают обрести школа, семья, армия, производство, общественные объединения — и педагогика им в помощь. Для педагогики исходна высшая цель — благо человека, т.е. участие (наряду с экономикой, политикой, общественным устройством) в дости- жении каждым из людей личного счастья — полноты самовыражения в социальности, т.е. в культуре, воспитанности, образованности, духовном богатстве, гармонии со средой. Так ценности становятся обоюдно адекватными целями общего, особенного и единичного. "Венец творения" и творец всего — Человек. 5. Отношение к человеку — главный показатель не только общественной морали, но и нравственности каждого из нас. Это отношение может быть добрым или недобрым, внимательным или равнодушным, предвзятым или объективным... Важно, чтобы оно было гуманным. Гуманизм — активное человеколюбие, т.е., в первую очередь, исходная вера в положительные возможности человека: его разума и воли, его целей и стремлений, в то, что природой ему даны — пусть в большей или меньшей мере — задатки и способности — потенциалы, требующие лишь благоприятных условий, чтобы раскрыться на благо ему самому и окружающим, всему обществу. Гуманизм выступает как бы вектором социальности, выражаясь в таком качестве личности, как гуманность. Она воплощается в способности принимать других такими, каковы они есть, верить в их добрые намерения, помогать стать лучше.
Разумеется, мера гуманности, способы ее проявления у разных людей различны: они зависят и от самого человека, и от того, к кому отнесены, и от внешних обстоятельств — образа жизни, конкретной ситуации. Есть люди с плохим характером и дурными наклонностями, есть правонарушители, есть и преступники. Вера в человека не абстрактна, а потому не исключает, но предполагает требовательность к нему, борьбу с его ошибками, помощь в преодолении недостатков. Речь идет о борьбе не с человеком, а за человека. Вера в его возможности — внутреннее состояние, которое должно реализоваться в живой практике отношений, общения.
Гуманность как эффективная практика предполагает веру в возможности человека, их реализацию и совершенствование. Эта вера абсолютно необходима всякому педагогу — учителю, воспитателю, командиру, руководителю производства. Тщетны усилия стабилизи- ровать те или иные стороны образа жизни, решать конкретные педагогические задачи без внутренней гуманистической установки на успех. В то же время гуманная атмосфера социума, всего общества создается гуманностью каждого и всех, кто его составляет.
6. Процесс образования Человека, динамика его социальности значительно и облегчаются, и осложняются целостностью внешней и внутренней сторон жизнедеятельности человека. Внешнее — не только облик, "прикид", манера поведения, речи, это и деятельность, дела и поступки, стиль общения; внутреннее — потребности и мотивы, мысли и житейский опыт, чувства и самоощущение, подсознание и интуиция. Первое — проявления социальности, второе — ее реальные основы. Они, хоть и своеобразны, но неотделимы: "явление существенно, сущность является" (В.И. Ленин). Конфликт между ними, сознательно допускаемое внешней и внутренней сторонами несоответствие оказываются либо драмой жизни "вопреки своей натуре", либо лицемерием, двоедушием.
Помогать развитию социальности — значит прежде всего влиять на стержневое, внутреннее в человеке, т.е. на то, чем он движим, к чему стремится, какие дороги выбирает, на его убеждения, принципы, на основе которых он старается строить свой образ жизни. В то же время все это проявляется в его реальных действиях, отношениях. Поэтому педагогу, кем бы он ни был, так важно понимать эту целостность, знать ее разные стороны, заботиться не только о внешнем благополучии, но и о духовном, нравственном обогащении, которое достижимо лишь единством необходимых условий вне человека и усилий его самого — в целостном процессе человекообразования. 7. Как и всякий процесс, образование Человека происходит в пространстве и во времени. Это весьма сложно и нередко противоречиво. Здесь и самая близкая сфера Человека — семья, что он создал сам, продолжаясь в ней и новых поколениях, преемственная той, в которой он родился и вырос. Своеобразно с ней и между собой "пересекаются" другие сферы, в том числе многоступенчатая образователь- ная — от общеобразовательной до профессиональной, пронизанная самообразованием. За ней следует или ее сопровождает сфера производственная. В течение всей жизни человек находится в сфере досуга, интересуется искусством, увлекается техникой, верит в Бога, общается с друзьями и приятелями, так или иначе участвует в общественной деятельности. Объем пространства включает и более широкие сферы: предметно-материальную среду (от присущей городу или селу до обстановки дома и оборудования школьного, вузовского кабинета и книжного фонда в местной библиотеке) и средства массовой информации, государственную политику и общественное настроение.
Значимые для каждого из нас сферы пространства оказываются порой в очень непростых отношениях: останавливается производство — и семья остается без средств к существованию; каждого тревожит рост преступности; подростку трудно в школе; многих раздражает засилие рекламы и зарубежных сериалов на телеэкране; родители недовольны компанией дочери... Некоторые сферы нередко весьма агрессивны в своем антигуманизме, искажая, а то и извращая социальность человека. Такую противоречивость нельзя отменить ничьим указом или постановлением. Можно лишь смягчить противоречия, но они и необходимы, ибо их преодоление важно для развития, накопления опыта преодоления, без которого нет динамики ни общества, ни самого человека. Нелепо специально создавать трудности, чтобы их героически преодолевать.' Еще более нелепо не видеть того, с чем можно и нужно бороться, и не учить вести такую борьбу.
Время формирования социальности данного человека — все время его существования, от зачатия до физической смерти. Для педагога важно, во-первых, что это не равномерное движение, но процесс содержательно дискретный: в нем выделяются периоды, наиболее благоприятные для целенаправленной помощи социальности. Таковы раннее детство, школьные годы, армейская служба (для юношей), студенческие годы, создание семьи, появление новых поколений, са-10 мостоятельная работа по профессии, пребывание на заслуженном отдыхе... На каждом из условных этапов осуществляется свой вклад в человекообразование. Особенно важно в годы ученичества целенаправленное приобщение к знаниям и способам овладения ими, ко взаимодействию со сверстниками, к будущей профессии, когда всерьез обдумываются жизненные планы и пути их осуществления и еще нет других сущностных задач, таких, как работа и добывание хлеба насущного для семьи, для детей. Во-вторых, время требует бережного к себе отношения: оно необратимо, и потому особенно важно показывать значимость режима, чередования часов, отведенных на занятия и отдых, содержательной насыщенности, рациональной организации не только рабочего, но и свободного времени. Так совмещаются пространство и время, создавая поле образования Человека.
8. Разнообразие людей, образов их жизни, условий социальности — реальность бытия. Неудачи человека в той или иной сфере его жизнедеятельности чаще всего возникают из-за или неблагоприятного стечения обстоятельств, или неуживчивого характера, и нередко по причине ошибочных установок директивных органов в осуществлении социального воспроизводства поколений, из-за нормативов, противоречащих реальностям жизни. К числу таких установок, пережитых (и до конца не преодоленных) нашим обществом, могут быть отнесены социоцентризм, когда основной ценностью объявляются интересы государства, общества, социума, а развитие отдельного человека отходит на второй план, в то время как любое противопоставление интересов порочно; школоцентризм, когда только на школу, другие звенья системы образования возлагается главная ответственность за формирование подрастающих поколений, практически облегчая, а то и снимая ответственность с семьи, общества, государства; жесткое антидемократическое однообразие типов учебных заведении, учебных программ и режимов, противоречащее разнообразию способностей и интересов, возможностей людей; формализм, неизменное следствие однообразия, когда форма становится самоцелью, независимо от обстоятельств сковывая собственную активность, творчество человека, когда отметка как таковая заменяет собой оценку знаний, процветает процентомания, отчетность оказывается выше живого дела и его действительных результатов. Нельзя не видеть, что в последние годы многие установки общество начало успешно преодолевать, но не все пока удается или из-за живучести дурных традиций, или из-за недостатка новых идей, отвечающих условиям эпохи и требующих длительной проверки. Неверные установки имеют общий признак: они не отвечают гуманистическим принципам. Декларируя "все для человека", мы уходили 11 в противоположную сторону. Было бы нелепо вовсе отрицать безусловные достижения прошлых десятилетий, но многие из этих достижений сложились, в сущности, вопреки ошибочным идеологическим установкам.
В числе факторов, призванных развить лучшее, преодолеть ошибки, создать истинно гуманное общество людей высокой социальности, — педагогическая теория и практика, адекватная реальным условиям бытия, а потому способствующая образованию Человека. "Каждый решает по-своему" 1. Гегель точно и лаконично определил душу как мыслящее сердце. Как вы понимаете взаимосвязь разума и чувства? Что, по-вашему, преобладает у вас? В чем драматизм ситуации, когда, по словам известного литературного героя, "ум с сердцем не в ладу"? Можно ли воспитывать их единение? Если нет, то почему? Если да, то как? 2. Чеховский герой утверждает: "В жизни ничего не бывает потом!" Как вы понимаете, что это значит? Разве нет будущего, которое наступит не сейчас, а потом? Разве не приходится и нам, взрослым, и детям нашим некоторые дела оставлять на потом, если уж никак их не осуществить теперь? Может, дело в том, что надо "просто" научить ребят и взрослых ценить время? А может, оно и излечит, прояснит? Как это объяснить, как в этом убедить? А если речь идет о важной способности предвидеть последствия своих шагов? 3. На студенческом семинаре спорят будущие учителя: — Индивидуальность — это просто частный, конкретный случай всеобщего. — Ничего себе "просто"!.. Все разные, пойди разберись, и каждый претендует быть особенным, хочет оставаться собой, а среди людей самоутверждается по-своему, иногда довольно круто, за их счет... — Значит, индивидуальность — то, что отличает одного человека от другого? Почему надо обязательно сравнивать с кем-то? А судьи кто? — Почему обязательно "судьи"? Да и есть ли они — совесть, душа? — Мне кажется, они есть, а индивидуальность — то. что может дать миру, людям только данный человек! Как думаете вы? В чем особенности вашей индивидуальности? Она была задана генетически? Выработана вами? Сложилась под влиянием других людей или обстоятельств? 4. Сегодня у всех на слуху слова "гуманизм", "гуманистический", "гуманность"... Их связывают с человеколюбием, человеческим отно- шением к людям. Но вспомним авторов, придумавших Остапа Бенде-ра; им принадлежит суждение, мол, полюбить человечество нетрудно — полюбить надо соседа... Как вы понимаете смысл этого суждения? Согласны ли с ним? Если оно верно, то что же такое гуманизм? Что в данном случае значит "полюбить": увидеть в другом человека? Поверить в его духовные возможности? Принимать его таким, как он есть? Сочетается ли гуманизм с требовательностью, борьбой, конфликтами с людьми, жесткостью отношений? Считаете ли вы себя гуманным человеком? Если да, то на каком основании? 5. Интеллигентность — состояние души или социальное положение? Какие качества человека или его образа жизни она, по-вашему, предполагает? Только положительные? Почему же тогда приходится слышать выражение "жалкий очкарик", а то и, простите, "вшивый интеллигент"? Интеллигент и интеллект — слова, восходящие к общему корню. Случайно ли это? Однозначна ли связь интеллигентности и образованности? Всякий ли обладатель высшего образования, а то и кандидатского или докторского диплома — интеллигент? А связь с профессиональной принадлежностью: "простой" рабочий не может быть интеллигентом? Всегда ли в интеллигентных семьях вырастали интеллигенты? Да или нет? Почему? А в неинтеллигентных? Интеллигентность — это отношение прежде всего к себе или к другим людям? Это благообразная внешность, культурная речь и манера общаться или внутреннее достоинство? (Впрочем, правомерно ли такое противопоставление?) Что, с вашей точки зрения, несовместимо с интеллигентностью? Не быть интеллигентом — это плохо? А быть — гарантия расположения к себе других людей? Вы считаете себя интеллигентным человеком? Да или нет, на каком основании? 6. "Что такое счастье — каждый понимал по-своему", — писал А. Гайдар в светлой и романтичной повести про Чука и Гека. А как понимаете вы? Как нечто, данное течением жизни или добытое трудными усилиями? Счастье—это обладание чем-то или борьба за него? Это плотское или духовное? Это сфера отношений или сфера быта? Кто это — счастливая женщина, счастливый мужчина? А счастливый ребенок? В чем "больше" счастья — брать (получать) или давать? Когда о ком-то говорят: "счастливая у него (у нее) судьба"? Что такое "трудное счастье", "слезы счастья"? Счастливый случай всегда неожи-данен? Можно ли быть счастливым в одном и несчастным в другом? Вы бывали счастливы? В чем? Как это проявлялось? Попробуйте восстановить происхождение слова "счастье"? Какие слова в русском языке этимологически аналогичны? Согласны ли вы с известным утверждением: человек — кузнец своего счастья? Да, нет — почему? Как вы помогаете ребенку вырасти счастливым? Получается? 7. Искусство — одно из средств отражения действительности, одна из форм общественного сознания; для отдельно взятого человека — 13 средство познания и преобразования окружающего, каково оно было, есть и будет. Специфика искусства — будь то литература или живопись, музыка или театр — художественный образ, рожденный сочетанием слов, звуков, красок, линий. Приобщение к искусству — прежде всего созерцание, восприятие созданного мастерами или творчество читателя, зрителя, слушателя? Творения искусства — удел только избранных, привилегия таланта? Почему, чем и как воспитывает искусство? Чему учит? Приобщение к искусству — роскошь или необходимость? И правда: можно ли "познать алгеброй гармонию", зачем физику лирика, а лирику — сухие и точные знания? Не противоречат ли друг другу гуманитаризация образования и жесткий переход к цивилизованному рынку? Чем вы можете объяснить, что слова "искусный", "искуствено", "искуство" (так в источнике. — Б.В.) приводятся В.И. Далем в одной статье — "Искушать" (Т. II. С. 52)? Как вам удается приобщаться к искусству? Удовлетворены ли вы этим? Если нет, чего вам не хватает? Как приобщаете к искусству близких вам людей? И приобщаются? 8. Великий Николай Рерих: "Всякое отрицание не творяще". Разве нет в реалиях жизни такого, что достойно только отрицания (бездуховность, война, преступление и т.д.)? И разве творчество — создание нового! — не означает отрицания отжившего? Как вы полагаете: правомерно ли отрицание без утверждения и утверждение без отрицания? Как их сочетание проявляется в характере, отношениях, поступках того или иного человека? А в ваших? 9. Помните: Б. Пастернак, описывая раздумья Юрия Андреевича Живаго, бросает: "Он думал о творении, твари, творчестве и притворстве" ("Новый мир". 1988. № 3. С. 132). Все слова — однокоренные! Как вы думаете: почему они так совместились в размышлениях человека? Что в них общего и отличного? И почему все-таки одного корня? 10. Что такое творчество? — Говорят, реализованная способность создания нового. Однако нового для кого — для самого творца, для других людей? Все новое создается из уже существующего — в чем же тогда творчество? Может быть. в нетривиальном решении задачи? Решении самостоятельном? Может, в способности мечтать и добиваться осуществления мечты? В способности к воображению? Творении себя, друзей, своего времени? А разве эмпатия, сочувствие другим не проявления творчества души? В чем лично вы чувствуете себя творцом? 11. Великий российский просветитель В.Г. Белинский: "Дети — гости настоящего и хозяева будущего". Как образ — блестяще! Но столь ли точна мысль по существу? Разве сегодня дети "в гостях" у своего времени? Разве они не живут в настоящем и настоящим, а лишь пользуются привилегией особо опекаемых? Чувство гостя — не провоцирует ли оно некоего социального эгоизма, иждивенчества, благосклонного и снисходительного принятия чьей-то заботы? Ваше детство — ощущение безмятежности и всеобщего восхищения вами, или нелегкий труд учения, выполнения домашних обязанностей, бре- мя тревожности за будущее? Кем — гостями или хозяевами жизни — вы хотели бы видеть своих детей? 12. Без конца слышим: век информации, информационный взрыв, средства массовой информации, институт информации... А что она — только сведения, знание, выраженное в битах или иных условных единицах? Есть ведь и язык — средство общения людей, народов, прошлого и настоящего, есть культура, запечатлевшая безграничную информацию, есть искусство, обессмертившее ее. А что есть информация с "просто" человеческой, с психологической точки зрения? Живя, вступая в отношения и общение с людьми, мы даем им информацию о себе: непосредственно, через органы чувств, или обобщенно — как образ, при этом человек как бы управляет информацией о себе — костюмом или прической, манерой говорить или косметикой. Часто передаваемая таким образом информация и воспринимаемая другими — очень различны, поэтому возникают ошибки, конфликты, недоразумения. Что такое "произвести впечатление"? Как бы вы объяснили своему ребенку, что такое "быть и казаться"? Всякое ли искажение (умолчание, утаивание) информации есть сознательная ложь, безнравственность? Взаимокомпенсируема ли внешняя и внутренняя информация? Отсутствие отрицательной информации — всегда ли признак благополучия? Информированность, обширные знания, эрудиция — всегда позитивны? Что, по-вашему, объективно и что субъективно в информации? 13. Культура — безгранична, так как она есть все созданное человечеством. Очевидна невозможность все знать, ко всему приобщиться, всем владеть. Значит, бессмысленны и попытки все узнать? Что же —• если не все, то и ничего? Объективно оправданное бескультурье? Столь же очевидная нелепость! Недостижимость предела вовсе не исключает стремления, движения к нему! Человеку необходимы культура мышления и культура эмоций, культура отношений и культура общения, культура рефлексии и культура поведения, внешнего облика, речи...
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |