КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Алмазов Б. Н. Потребность в воспитании глазами ребенка
ХРЕСТОМАТИЯ Ниже приводятся выдержки из книг, написанных в разное время. Тексты расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Надеемся, что читатель не только почерпнет из этих отрывков полезную для себя информацию, но и проявит интерес ко всему первоисточнику или захочет прочитать другие книги на эти темы. Некоторые позиции, изложенные авторами, иногда совпадают между собой или перекликаются с нашими, иногда они в чем-то расходятся. Каждый текст так или иначе "привязан" к одной или нескольким темам, что обозначено в списке литературы звездочкой (*), рецензии — двумя звездочками ("). (Из кн. "Психологическая совместимость с детьми") ...Нам бы хотелось сказать несколько слов о великой пользе стандартов воспитания. Берясь за воспитание ребенка, мы начинаем новое для нас дело и постоянно экспериментируем, стараясь понять, в чем состоит его оригинальность. Это прекрасно — дети и должны вырастать оригинальными — но хорошо ли мы при этом знаем типичные черты, в которых все несовершеннолетние повторяют друг друга? К сожалению, многолетний опыт работы с ребятами не позволяет нам считать большинство родителей надежными партнерами в работе. Отдельные черты характера, сиюминутные мотивы поведения, текущие огорчения сегодняшнего дня заслоняют многим из них то, что лежит в основе отношения ребенка к воспитанию, и они, если можно так выразиться, суетятся на поверхности явления, мечутся от частности к частности, огорчаются по пустякам и драматизируют мелочи. Поэтому, изложив общую линию развития личности несовершеннолетнего, мы хотим дать читателю один технический совет. А именно, рекомендовать сравнительно несложный прием, с помощью которого можно ориентироваться, каким путем пойдет отклоняющееся развитие характера, если уж вам приходится считаться с серьезными проблемами средовой адаптации вашего ребенка. Допустим, что у вас появилось сомнение в том, что ребенок старается оправдать ожидания воспитателей, и возникли опасения, что часть его жизненных сил уходит в нежелательном направлении. Не торопитесь с выводами, и до того, как выразить свое отношение к его неправильному (по вашему мнению) поведению, попробуйте нарисовать следующую схемку. Возьмите лист бумаги и из точки в его центре проведите три отрезка прямой под углом в 120 градусов. По каждому из отрезков вы будете обозначать позицию, которую ваш ребенок занимает в коллективе, в семье и среде неформального общения. Будем считать, что в центральной точке — самая лучшая позиция, а далее чем ближе к концу отрезка, тем позиция хуже, а на конце — самая плохая. Рекомендуем пользоваться семью "степенями ухудшения". Для примера можно привести градации, которыми мы пользуемся в своей практике. В коллективе: уважаем; без авторитета; имеющий отдельное поручение и хорошо справляющийся с ним; авторитетен без определенного поручения; член коллектива без определенного статуса; неприветствуемый член коллектива; бойкотируемый. В семье: пользуется дружеским расположением родителей со взаимной привязанностью; привязанность к родителям окрашена излишней подчиняемостью и зависимостью; замкнут, контакт с родителями недостаточный; конфликтное поведение без разрыва связей с родителями; примыкает только к одному родителю; разрыв связей с семьей по инициативе ребенка; выталкиваемый из семьи. В среде неформального общения: лидер; приветствуемый член группы; независимый, охотно принимаемый; примыкающий без проблем для себя; независимый и необщительный; примыкающий ценой помыкания; отвергаемый. Не обязательно следовать нашему примеру, можете составить для себя иную шкалу показателей, но оставьте два условия: центральная и периферийная позиция должны отражать крайние позиции: между ними должно умещаться еще пять промежуточных позиций. Пометив на каждом отрезке место, соответственно роли, которую ваш ребенок занимает в коллективе, семье и среде неформального общения, вы получите три точки. Теперь возьмите циркуль и из этих точек проведите окружности радиусом в две позиции (диаметром в четыре). Комбинация этих окружностей отразит сложившуюся воспитательную ситуацию. Как следует интерпретировать полученную схему? Мы предлагаем вашему вниманию несколько правил, которые вывели, исследуя проблемы средовой адаптации детей отроческого возраста и подростков. На младших школьников эти правила не распространяются. 1. Если окружность соприкасается или захватывает центральную точку схемы — в данной сфере отношений особых проблем средовой адаптации ожидать не следует. 2. Если все окружности захватывают частично друг друга — ребенок чувствует себя достаточно уверенно. 3. Если одна из окружностей не достигает центра и не касается Других окружностей, когда те соприкасаются с центром и взаимно пе- ресекаются, т.е. появляется дистанция, это означает, что в данной сфере отношений у ребенка возникли проблемы, заставляющие его переживать известное психическое напряжение. Можно с большой степенью вероятности предположить, что он будет психологически защищаться от возникших проблем способом, который мы обозначили, как "феномен исключения третьего". А именно, проблемы, связанные с самоутверждением в данной сфере отношений, вытесняются из сознания, как не заслуживающие внимания. То есть развитие личности идет однобоко, пока не приводя к прямому столкновению со средой, но с риском потерпеть поражение, когда испытания придутся в "место наименьшего сопротивления". Типичный пример такого рода — надлом характера маменькина сынка, уберегаемого от общения со средой неформального общения, при соприкосновении с армейской "дедовщиной". 4. Если с центром соприкасается или захватывает его только одна окружность, а две другие отстоят от нее на дистанции, проблемы сре-довой адаптации бывают труднопреодолимы. Защищаясь от них, ребенок должен затрачивать серьезные усилия, чтобы отгородиться от психического напряжения, порождаемого конфликтами с окружающей его средой. Его внутренний мир формируется по принципу "экологической ниши". То есть, интересы, складывающиеся в той сфере отношений, где ему удается сохранить за собой хорошие позиции, драматизируются как очень значимые. С помощью различного рода пристрастий, хобби, ритуалов он чрезвычайно обогащает круг переживаний в этой сфере отношений. Одновременно, в двух других сферах происходит отторжение ценностей, по поводу которых он начинает улыбаться презрительной улыбкой отверженного, естественно, пока это ему удается. Можно не сомневаться, что в ответ на наше стремление приобщить его к жизни в этих сферах отношений он будет демонстративно выбирать путь, ведущий к поражению. 5. Если все три окружности удалены от центра и не соприкасаются друг с другом, приходится считаться с "феноменом отщепенца". В двух словах, суть его состоит в невозможности опереться на внутренние позиции личности. Ребенок становится очень зависим от внешней среды, от отношения к нему со стороны окружающих, которые его принимают. Уязвимым местом характера становится слабость нравственных ориентаций, угодливость с готовностью злорадствовать при унижении покровителей. Эта пассивная форма протеста, маскирующаяся готовностью сотрудничать и благодарностью за поощрения, по сути, самая коварная форма педагогической запущенности, по поводу которой народная мудрость проницательно заметила, что "в тихом омуте черти водятся". Полученная вами наглядная схема позволяет предположить, на каком фоне протекают видимые всем отклонения в поведении, что может быть истинной причиной конфликта, для которого- каждый отдельный проступок не имеет принципиального значения. У вас появилась возможность прогнозировать направление мотивов поведения 90 вашего ребенка и в известной степени предвидеть и предполагать, какой стиль отношений ему будет предпочтительнее. Остается самим выбрать верную позицию. В чем же будет состоять стержень нашей позиции, ее основная линия, "гнуть" которую нужно неуклонно и последовательно, не сбиваясь от мелких огорчений и не впадая в эйфорию от успехов? По-видимому, в самой общей форме ее можно представить себе как задачу подвинуть позицию ребенка ближе к центру схемы. Это означает, что его нужно в коллективе научить эффективно работать, в среде неформального общения — уметь строить отношения, в семье — вернуть воспитанию доверительный тон. Задачи очень непростые, и мы хотим для начала дать несколько советов предупредительного свойства. А именно, помнить три очевидные истины, о которых мы почему-то постоянно забываем, когда нас охватывает благородное, но нетерпеливое желание побыстрее преодолеть проблемы становления личности. Во-первых, нельзя требовать от человека, чтобы он по нашему желанию изменился в чувствах: стал решительнее, добрее, доверчивее, смелее. К сожалению, благородными по приказу не становятся, это внутреннее движение души, без которого можно научиться лишь манерам поведения. Недаром, А. Фрейд в свое время с грустью заметила, что блестяще воспитанные выпускники приютов по своим нравственным качествам мало отличаются от своих уличных собратьев по судьбе. Во-вторых, насильственное повышение престижа, когда мы навязываем человеку роль, не позаботившись подготовить его к ней внутренне, влечет за собой (в полном соответствии с шутливо изложенными, но чрезвычайно точными наблюдениями С.Н. Паркинсона) только повышение тревожности в себе, подогреваемое, сверх того, раздраженным тщеславием. В-третьих, оправдывать чужие честолюбивые ожидания много труднее, чем смириться со своим скромным положением в социальной среде. Банальность сказанного очевидна, и вряд ли кто-то рискнет утверждать противное, но в этом месте мы хотели бы попросить читателя на минуту отвлечься от текста, даже если он не относит себя к числу неудачников воспитания, и ответить себе, что больше свойственно его собственной манере воспитания: подталкивать ребенка к поставленной цели, не обнаруживая своей направляющей воли, или тянуть его "за уши", не считая нужным маскировать свои усилия. Возможно, при гармоничном развитии детей некоторая насильст-венность их приобщения к культуре и не вредит. В конечном счете они должны знать, чего от них хотят. Но в отношении детей, чьи способности не позволяют им эффективно вписаться в воспитательную среду, подмена детской воли родительской чревата сомнительными последствиями. Наши, не лишенные раздражения требования к ребенку быть именно таким, как нам хочется, как правило, лишь усиливают давление среды. Ведь не обстоятельства задвигают наших детей на четвертые и пятые роли, а их собственные возможности не позволяют им занять более престижные позиции. Раскрыть способности мало- и среднеодаренного ребенка, сохранить ему уверенность в успехе, уберечь от столкновения с чужим (и собственным) тщеславием и в конечном счете примириться с самим собой, — задачи педагогической реабилитации. <...> Нам остается только напомнить еще два правила, которых нужно придерживаться, если вам придется не только воспитывать, но и заниматься перевоспитанием детей. Первое из них гласит, что преодоление защитных способов поведения идет тем же путем, каким шло их формирование. Образно говоря, подняться вверх можно лишь по лестнице, которой спустился вниз. То есть, ушедший в свою скорлупу отщепенец, сначала сможет опереться на успех лишь в одной из сфер отношений и создаст себе "экологическую нишу" с возможностью сотрудничать по одному из направлений, где позволит соприкасаться со своим "Я", сначала преодолевая внутреннюю тревогу, и лишь потом все более уверенно, но с еще долго сохраняющейся готовностью шарахнуться в другую микросреду от настойчивого воспитателя. При восстановлении приемлемого уровня средовой адаптации в одной из сфер отношений можно предпринять усилия в следующей: позволяя ребенку до определенного времени отсекать проблемы, остающиеся в третьей из них. Преодоление проблем в двух сферах отношений станет надежной гарантией восстановления гармоничного развития личности. Второе правило состоит в предупреждении попытки преодолеть проблемы адаптации по нескольким направлениям сразу. Другими словами, заранее выбирайте сферу отношений, где нужно приготовиться прощать ребенку неправильное поведение.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |