Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алмазов Б. Н. Потребность в воспитании глазами ребенка




ХРЕСТОМАТИЯ

Ниже приводятся выдержки из книг, написанных в разное время. Тексты расположены в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Надеемся, что читатель не только почерпнет из этих отрывков по­лезную для себя информацию, но и проявит интерес ко всему пер­воисточнику или захочет прочитать другие книги на эти темы. Неко­торые позиции, изложенные авторами, иногда совпадают между со­бой или перекликаются с нашими, иногда они в чем-то расходятся.

Каждый текст так или иначе "привязан" к одной или нескольким темам, что обозначено в списке литературы звездочкой (*), рецен­зии — двумя звездочками (").

(Из кн. "Психологическая совместимость с детьми")

...Нам бы хотелось сказать несколько слов о великой пользе стандартов воспитания.

Берясь за воспитание ребенка, мы начинаем новое для нас дело и постоянно экспериментируем, стараясь понять, в чем состоит его оригинальность. Это прекрасно — дети и должны вырастать ориги­нальными — но хорошо ли мы при этом знаем типичные черты, в ко­торых все несовершеннолетние повторяют друг друга? К сожалению, многолетний опыт работы с ребятами не позволяет нам считать боль­шинство родителей надежными партнерами в работе. Отдельные чер­ты характера, сиюминутные мотивы поведения, текущие огорчения сегодняшнего дня заслоняют многим из них то, что лежит в основе отношения ребенка к воспитанию, и они, если можно так выразиться, суетятся на поверхности явления, мечутся от частности к частности, огорчаются по пустякам и драматизируют мелочи. Поэтому, изложив общую линию развития личности несовершеннолетнего, мы хотим дать читателю один технический совет.

А именно, рекомендовать сравнительно несложный прием, с помо­щью которого можно ориентироваться, каким путем пойдет отклоня­ющееся развитие характера, если уж вам приходится считаться с серь­езными проблемами средовой адаптации вашего ребенка.

Допустим, что у вас появилось сомнение в том, что ребенок стара­ется оправдать ожидания воспитателей, и возникли опасения, что часть его жизненных сил уходит в нежелательном направлении. Не торопитесь с выводами, и до того, как выразить свое отношение к его неправильному (по вашему мнению) поведению, попробуйте нарисо­вать следующую схемку.

Возьмите лист бумаги и из точки в его центре проведите три от­резка прямой под углом в 120 градусов. По каждому из отрезков вы будете обозначать позицию, которую ваш ребенок занимает в кол­лективе, в семье и среде неформального общения.

Будем считать, что в центральной точке — самая лучшая позиция, а далее чем ближе к концу отрезка, тем позиция хуже, а на конце — самая плохая. Рекомендуем пользоваться семью "степенями ухудше­ния".

Для примера можно привести градации, которыми мы пользуемся в своей практике. В коллективе: уважаем; без авторитета; имеющий отдельное поручение и хорошо справляющийся с ним; авторитетен без определенного поручения; член коллектива без определенного статуса; неприветствуемый член коллектива; бойкотируемый. В се­мье: пользуется дружеским расположением родителей со взаимной привязанностью; привязанность к родителям окрашена излишней подчиняемостью и зависимостью; замкнут, контакт с родителями не­достаточный; конфликтное поведение без разрыва связей с родителя­ми; примыкает только к одному родителю; разрыв связей с семьей по инициативе ребенка; выталкиваемый из семьи. В среде неформально­го общения: лидер; приветствуемый член группы; независимый, охот­но принимаемый; примыкающий без проблем для себя; независимый и необщительный; примыкающий ценой помыкания; отвергаемый.

Не обязательно следовать нашему примеру, можете составить для себя иную шкалу показателей, но оставьте два условия: центральная и периферийная позиция должны отражать крайние позиции: между ними должно умещаться еще пять промежуточных позиций.

Пометив на каждом отрезке место, соответственно роли, которую ваш ребенок занимает в коллективе, семье и среде неформального общения, вы получите три точки. Теперь возьмите циркуль и из этих точек проведите окружности радиусом в две позиции (диаметром в четыре). Комбинация этих окружностей отразит сложившуюся вос­питательную ситуацию.

Как следует интерпретировать полученную схему? Мы предлагаем вашему вниманию несколько правил, которые вывели, исследуя про­блемы средовой адаптации детей отроческого возраста и подростков. На младших школьников эти правила не распространяются.

1. Если окружность соприкасается или захватывает центральную точку схемы — в данной сфере отношений особых проблем средовой адаптации ожидать не следует.

2. Если все окружности захватывают частично друг друга — ребе­нок чувствует себя достаточно уверенно.

3. Если одна из окружностей не достигает центра и не касается Других окружностей, когда те соприкасаются с центром и взаимно пе-

ресекаются, т.е. появляется дистанция, это означает, что в данной сфере отношений у ребенка возникли проблемы, заставляющие его переживать известное психическое напряжение. Можно с большой степенью вероятности предположить, что он будет психологически защищаться от возникших проблем способом, который мы обозна­чили, как "феномен исключения третьего". А именно, проблемы, свя­занные с самоутверждением в данной сфере отношений, вытесняются из сознания, как не заслуживающие внимания. То есть развитие лич­ности идет однобоко, пока не приводя к прямому столкновению со средой, но с риском потерпеть поражение, когда испытания придутся в "место наименьшего сопротивления". Типичный пример такого ро­да — надлом характера маменькина сынка, уберегаемого от общения со средой неформального общения, при соприкосновении с армей­ской "дедовщиной".

4. Если с центром соприкасается или захватывает его только одна окружность, а две другие отстоят от нее на дистанции, проблемы сре-довой адаптации бывают труднопреодолимы. Защищаясь от них, ре­бенок должен затрачивать серьезные усилия, чтобы отгородиться от психического напряжения, порождаемого конфликтами с окружаю­щей его средой. Его внутренний мир формируется по принципу "эко­логической ниши". То есть, интересы, складывающиеся в той сфере отношений, где ему удается сохранить за собой хорошие позиции, драматизируются как очень значимые. С помощью различного рода пристрастий, хобби, ритуалов он чрезвычайно обогащает круг пере­живаний в этой сфере отношений. Одновременно, в двух других сфе­рах происходит отторжение ценностей, по поводу которых он начина­ет улыбаться презрительной улыбкой отверженного, естественно, по­ка это ему удается.

Можно не сомневаться, что в ответ на наше стремление приобщить его к жизни в этих сферах отношений он будет демонстративно выби­рать путь, ведущий к поражению.

5. Если все три окружности удалены от центра и не соприкасаются друг с другом, приходится считаться с "феноменом отщепенца". В двух словах, суть его состоит в невозможности опереться на внутрен­ние позиции личности. Ребенок становится очень зависим от внешней среды, от отношения к нему со стороны окружающих, которые его принимают.

Уязвимым местом характера становится слабость нравственных ориентаций, угодливость с готовностью злорадствовать при униже­нии покровителей. Эта пассивная форма протеста, маскирующаяся готовностью сотрудничать и благодарностью за поощрения, по сути, самая коварная форма педагогической запущенности, по поводу ко­торой народная мудрость проницательно заметила, что "в тихом ому­те черти водятся".

Полученная вами наглядная схема позволяет предположить, на ка­ком фоне протекают видимые всем отклонения в поведении, что мо­жет быть истинной причиной конфликта, для которого- каждый от­дельный проступок не имеет принципиального значения. У вас появи­лась возможность прогнозировать направление мотивов поведения 90

вашего ребенка и в известной степени предвидеть и предполагать, ка­кой стиль отношений ему будет предпочтительнее. Остается самим выбрать верную позицию.

В чем же будет состоять стержень нашей позиции, ее основная ли­ния, "гнуть" которую нужно неуклонно и последовательно, не сбива­ясь от мелких огорчений и не впадая в эйфорию от успехов? По-види­мому, в самой общей форме ее можно представить себе как задачу подвинуть позицию ребенка ближе к центру схемы. Это означает, что его нужно в коллективе научить эффективно работать, в среде не­формального общения — уметь строить отношения, в семье — вер­нуть воспитанию доверительный тон.

Задачи очень непростые, и мы хотим для начала дать несколько со­ветов предупредительного свойства. А именно, помнить три очевид­ные истины, о которых мы почему-то постоянно забываем, когда нас охватывает благородное, но нетерпеливое желание побыстрее пре­одолеть проблемы становления личности.

Во-первых, нельзя требовать от человека, чтобы он по нашему же­ланию изменился в чувствах: стал решительнее, добрее, доверчивее, смелее. К сожалению, благородными по приказу не становятся, это внутреннее движение души, без которого можно научиться лишь ма­нерам поведения. Недаром, А. Фрейд в свое время с грустью замети­ла, что блестяще воспитанные выпускники приютов по своим нравст­венным качествам мало отличаются от своих уличных собратьев по

судьбе.

Во-вторых, насильственное повышение престижа, когда мы навя­зываем человеку роль, не позаботившись подготовить его к ней внут­ренне, влечет за собой (в полном соответствии с шутливо изложен­ными, но чрезвычайно точными наблюдениями С.Н. Паркинсона) только повышение тревожности в себе, подогреваемое, сверх того,

раздраженным тщеславием.

В-третьих, оправдывать чужие честолюбивые ожидания много труднее, чем смириться со своим скромным положением в социаль­ной среде.

Банальность сказанного очевидна, и вряд ли кто-то рискнет ут­верждать противное, но в этом месте мы хотели бы попросить читате­ля на минуту отвлечься от текста, даже если он не относит себя к чис­лу неудачников воспитания, и ответить себе, что больше свойственно его собственной манере воспитания: подталкивать ребенка к постав­ленной цели, не обнаруживая своей направляющей воли, или тянуть его "за уши", не считая нужным маскировать свои усилия.

Возможно, при гармоничном развитии детей некоторая насильст-венность их приобщения к культуре и не вредит. В конечном счете они должны знать, чего от них хотят. Но в отношении детей, чьи спо­собности не позволяют им эффективно вписаться в воспитательную среду, подмена детской воли родительской чревата сомнительными последствиями. Наши, не лишенные раздражения требования к ре­бенку быть именно таким, как нам хочется, как правило, лишь усили­вают давление среды. Ведь не обстоятельства задвигают наших детей

на четвертые и пятые роли, а их собственные возможности не позво­ляют им занять более престижные позиции.

Раскрыть способности мало- и среднеодаренного ребенка, сохра­нить ему уверенность в успехе, уберечь от столкновения с чужим (и собственным) тщеславием и в конечном счете примириться с самим собой, — задачи педагогической реабилитации. <...> Нам остается только напомнить еще два правила, которых нужно придерживаться, если вам придется не только воспитывать, но и заниматься перевоспи­танием детей.

Первое из них гласит, что преодоление защитных способов поведе­ния идет тем же путем, каким шло их формирование. Образно гово­ря, подняться вверх можно лишь по лестнице, которой спустился вниз.

То есть, ушедший в свою скорлупу отщепенец, сначала сможет опереться на успех лишь в одной из сфер отношений и создаст себе "экологическую нишу" с возможностью сотрудничать по одному из направлений, где позволит соприкасаться со своим "Я", сначала пре­одолевая внутреннюю тревогу, и лишь потом все более уверенно, но с еще долго сохраняющейся готовностью шарахнуться в другую микро­среду от настойчивого воспитателя.

При восстановлении приемлемого уровня средовой адаптации в од­ной из сфер отношений можно предпринять усилия в следующей:

позволяя ребенку до определенного времени отсекать проблемы, ос­тающиеся в третьей из них. Преодоление проблем в двух сферах от­ношений станет надежной гарантией восстановления гармоничного развития личности.

Второе правило состоит в предупреждении попытки преодолеть проблемы адаптации по нескольким направлениям сразу. Другими словами, заранее выбирайте сферу отношений, где нужно пригото­виться прощать ребенку неправильное поведение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.