Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовность и красота 3 страница




Обнаружение красоты в творениях природы — явление вто­ричное по отношению к творческим способностям человека. "Чтобы человек мог воспринимать красивое в области слуховой или зрительной, он должен сам научиться творить", — утверждал А.В. Луначарский4. Это, разумеется, не значит, что наслаждение от музыки получают только композиторы, а от живописи — только ху­дожники-профессионалы. Но человек совершенно не творческий, с неразвитым сверхсознанием останется глухим к красоте окружающе-

1 Гейзенберг В. Значение красоты в точной науке // Шаги за горизонт. М.:

Прогресс, 1987. С. 275.

2 Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математи­ки. М.: Сов. радио, 1970. С. 143.

3 Антонов O.K. Сов. культура. 1966. Юфевр.

4 Луначарский А.В. О народном образовании // Сборник статей, речей, выступле­ний. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. С. 39.

го мира. Для восприятия красоты он должен быть наделен достаточ­но сильными потребностями познания, вооруженности (компетентно­сти) и экономии сил. Он должен аккумулировать в подсознании эта­лоны гармоничного, целесообразного, экономно организованного, чтобы сверхсознание открыло в объекте черты наилучшего в своем роде, отклонение от нормы в сторону превышения этой нормы.

Иными словами, человек обнаруживает красоту в явлениях приро­ды, воспринимая их как творения Природы; он, чаще всего нео­сознанно, переносит на явления природы критерии своих собствен­ных творческих способностей, своей творческой деятельности. В за­висимости от мировоззрения данного человека в качестве такого "творца" им подразумевается либо объективный ход эволюции, про­цесс саморазвития природы, либо Бог, создатель всего сущего. В лю­бом случае, сознание человека не столько отражает красоту, исходно существующую в окружающем его мире, сколько проецирует на этот мир законы своей творческой деятельности, законы красоты.

Не будучи наделены сознанием и производными от него под- и сверхсознанием, животные не обладают теми специфическими поло­жительными эмоциями, которые мы связываем с деятельностью твор­ческой интуиции, с переживанием красоты. Не обладают чувством такого рода удовольствия и дети до определенного возраста. Отсюда необходимость эстетического образования и эстетического воспита­ния как органической части овладения культурой, формирования личности.

Образование предполагает сумму знаний о предмете эстетического восприятия. Человек, совершенно не знакомый с симфонической му­зыкой, вряд ли получит наслаждение от сложнейших симфонических произведений. Но участие в эстетическом восприятии механизмов подсознания и сверхсознания не позволяет ограничиться образовани­ем, т.е. усвоением знаний. Они должны быть дополнены эстетичес­ким воспитанием, достаточным развитием тех, изначально присущих каждому из нас потребностей познания, компетентности и экономии сил, одновременное удовлетворение которых способно породить эс­тетическое удовольствие от созерцания красоты.

Итак, подчеркнем еще раз. Если оценки типа "полезно-вредно" способствуют сохранению физического существования человека, а в более широком смысле — сохранению его социального статуса, со­здаваемых им ценностей и т.д., то "бесполезная" красота, будучи инст­рументом творчества, представляет фактор развития, совершенство­вания, движения вперед. Стремясь к удовольствию, доставляемому красотой, т.е. удовлетворяя потребности познания, компетентности и экономии сил, человек формирует свои творения по законам красоты и в этой своей деятельности сам становится гармоничнее, совер­шеннее, духовно богаче. Красота, которая непременно должна "нра­виться всем", сближает его с другими людьми через сопереживание прекрасного, напоминает о существовании общечеловеческих цен­ностей.

И последнее. Является ли красота единственным языком сверхсо­знания? По-видимому, нет. Во всяком случае нам известен еще один

язык сверхсознания, имя которому — юмор1. Если красота утвержда­ет нечто более совершенное, чем усредненная норма, то юмор помо­гает отмести, преодолеть отжившие и исчерпавшие себя нормы. Не случайно, история движется так, чтобы человечество весело расстава­

лось со своим прошлым-.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.