Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕЗАУРУС 1 страница




6. Абстрагирование — мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.

7. Авторская школа — учреждение, где реализуются отдельные идеи и цельные концепции какого-либо педагога или группы учителей.

8. Адаптация — процесс и результат становления индивида социальным существом.

9. Адаптация (школьная) — процесс приспособления ребенка к условиям школьной жизни, к ее нормам и требованиям.

10. Анализ — мысленное разложение исследуемого целого на составляю­щие, выделение отдельных признаков и качеств явления.

11. Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью спе­циально разработанных опросных листов (анкет).

12. Аннотирование — краткое, свернутое изложение содержания прочитан­ного без потери существенного смысла.

13. Безнадзорность детей — общественное явление, заключающееся в отсут­ствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их замещающих.

14. Беседа — диалогический метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового ма­териала или проверяет усвоение ими уже изученного.

15. Беспризорность — общественное явление, заключающееся в недостаточ­ном попечении и воспитательном воздействии в отношении несовершен­нолетних.

16. Валидность — соответствие теста целям диагностики.

17. Вид обучения — обобщенная характеристика обучающих систем, уста­навливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции ис­пользуемых средств, методов и форм обучения.

18. Воспитание (узкое педагогическое значение) — специально организован­ная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.

19. Воспитывающие ситуации — обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию; могут быть специально организованы педагогом.

20. Гипотеза исследования — научно обоснованное предположение, нуж­дающееся в дальнейшей экспериментальной и теоретической проверке.

21. Гуманизм — направление мышления и деятельности, ориентированное на благо всех людей как высшую ценность и высший смысл жизни при бе­зусловном уважении свободы каждой личности.

22. Движущие силы — противоречия между новыми познавательными зада­чами, выдвигаемыми процессом обучения (как учителем, так и самим уче­ником в самообразовании) и достигнутым уровнем знаний, умений и на­выков.

23. Девиантное (отклоняющееся поведение) — система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившим­ся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам.

24. Детская общественная организация — самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафик­сированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

25. Диагностика педагогическая — изучение состояния педагогического про­цесса.

26. Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

27. Дидактическая игра — коллективная, целенаправленная учебная дея­тельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены ре­шением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

28. Домашняя самостоятельная работа — составная часть процесса обуче­ния, способствующая формированию у обучающихся потребности к посто­янному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной дея­тельности.

29. Закон — объективная, устойчивая, существенная связь между явления­ми, сторонами процесса.

30. Закон педагогический — категория, обозначающая объективные, су­щественные, необходимые, общие и устойчиво повторяющиеся связи между явлениями образования, компонентами педагогической системы, отражающие механизмы ее самоорганизации, развития и функциониро­вания.

31. Закономерности воспитания (обучения) — устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (вос­питания).

32. Запущенность педагогическая — отклонение от нормы в поведении ре­бенка, обусловленное недостатками воспитания.

33. Интериоризация — перевод социальных, внешних по отношению к лич­ности знаний, норм, ценностей во внутренний план личности, т. е. образо­вание новых по мере развития психологических структур личности.

34. Категория — научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.

35. Классный руководитель — непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе; официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

36. Классный час — собрание учеников класса для обсуждения классных дел.

37. Контроль — наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и на­выков.

38. Конференция (учебная) — организационная форма обучения, направлен­ная на расширение, закрепление и совершенствование знаний.

39. Концепция воспитания (обучения) — цельное представление об основных компонентах воспитания (обучения): целях, содержании, методах, сред­ствах, формах.

40. Коррекция — система специальных и общепедагогических мер, направ­ленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

41. Личность — человеческий индивид как продукт общественного разви­тия, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

42. Менеджер — профессионал, задачей которого является организация конкретной работы в рамках определенного числа работников, функцио­нально подчиненных ему.

43. Методика воспитательной работы — прикладная отрасль теории воспи­тания, которая изучает направления и принципы, формы и методы органи­зации воспитательной работы.

Методология — 1) система принципов и способов организации и по­строения теоретической и практической деятельности; 2) учение о науч ном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке.

Методология педагогической науки — учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действи­тельности.

Методы воспитания — совокупность способов и приемов воспитатель­ной работы для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки привычек поведения, его корректировки и совер­шенствования.

Методы контроля — способы, с помощью которых определяется резуль­тативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогиче­ской работы обучающих.

Методы обучения — способы совместной деятельности педагога и уча­щихся, направленные на достижение ими образовательных целей.

Методы педагогического исследования — способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, за­висимостей и построения научных теорий.

Методы управления — способы достижения поставленных целей управ­ления.

Мировоззрение — система философских, научных, социально-полити­ческих, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отра­жают в сознании человека общую картину мира и определяют направлен­ность его деятельности.

Молодежная субкультура — система ценностей и норм поведения, вку­сов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи.

Мораль — совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей по отношению к обществу, его институтам и друг другу.

Наблюдение — целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Наказание — выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения.

Неформальные объединения молодежи — одно из проявлений субкульту­ры, форма общения и жизни подростков; общества, группы сверстников, объединенных занятиями, интересами, ценностями, симпатиями.

Образование (как процесс) — специально организованное взаимодей­ствие педагогов и воспитанников в ходе реализации содержания образо­вания.

Образование (как результат) — характеристика достигнутого уровня об­разованности.

Образованность личности — характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.

Обучение — активная целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которой обучающийся приобретает систему научных знаний, умений и навыков, у него формиру­ется интерес к учению, развиваются познавательные и творческие способ­ности и потребности, а также нравственные качества личности.

Общение — одна из универсальных форм активности личности.(наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.

Отметка — условное выражение количественной оценки знаний, уме­ний и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

Оценка — определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.

Парадигма — теория, принятая в качестве образца решения исследова­тельских задач, т. е. научный подход.

Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

Педагогическая деятельность — разновидность профессиональной дея­тельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания.

Педагогическая профессия — род трудовой деятельности, являющийся источником существования специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является на­правленное создание условий для становления и преобразования личности другого человека, управление процессом его разностороннего развития пе­дагогическими средствами.

Педагогическая технология — научное проектирование и точное воспро­изведение гарантирующих успех педагогических действий.

Педагогический процесс — последовательная смена состояний педагоги­ческой системы.

Педагогический менеджмент — а) комплекс принципов, методов, органи­зационных форм и технологических приемов управления педагогическими системами, направленный на повышение эффективности их функциониро­вания и развития; б) научно организованное управление со своеобразной иерархией: первый уровень — управление деятельностью педагогического коллектива, второй — управление деятельностью учащихся.

Педагогическое взаимодействие — преднамеренный контакт (разной про­должительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которо­го являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Педагогическое мастерство — совершенное владение педагогической технологией.

Повышение квалификации — вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к вы­полнению более сложных трудовых функций.

1 Поощрение — выражение положительной оценки, одобрения, призна­ния качеств, поступков, поведения школьника или группы.

Правила обучения — конкретные указания учителю, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения.

Прием воспитания (обучения) — составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т. е. частное понятие по отношению к об­щему понятию «метод».

Принципы воспитания (обучения) — основные (общие, руководящие) по­ложения, определяющие содержание, организационные формы и методы процесса воспитания (обучения) в соответствии с его целями и закономер­ностями.

Принципы управления — основополагающие идеи по осуществлению управленческих функций.

Проверка — система действий и операций для контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

Прогнозирование — научно-аналитический этап и основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов педагогической работы.

Профессиональная ориентация — процесс оказания помощи учащимся в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.

Профессиональное самоопределение — состояние готовности выпускни­ка к реальному и осознанному выбору профессии.

Развитие — процесс количественных и качественных изменений в орга­низме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Содержание воспитания — совокупность знаний, норм поведения, цен­ностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры об­щества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в ин­дивидуальный внутренний мир личности.

Содержание образования — педагогически адаптированная система на­учных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которы­ми необходимо овладеть обучающимся.

Социализация — процесс социального развития человека под влиянием всей совокупности факторов социальной жизни, освоения социальных ро­лей, норм поведения в обществе.

Социальная педагогика — отрасль педагогики, исследующая социальное вос­питание, осуществляемое в организациях, специально для этого созданных, и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.

Социум — окружение, в котором формируется человек.

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

Средства воспитания — различные виды деятельности, орудия труда, предметы культуры, включенные в деятельность.

Средства обучения (дидактические средства) — источники получения знаний, формирования умений.

Стандарт образования — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей обще­ственный идеал и учитывающей возможности реальной личности и систе­мы образования по достижению этого идеала.

Структура урока — соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой.

Субкультура — комплекс морально-психологических черт и поведенче­ских проявлений, типичных для людей определенного возрастного и опре деленного профессионального или культурного слоя, который в целом со­здает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Тест — стандартизированная процедура измерения.

Тестирование — целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяю­щее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического про­цесса.

Технология — проект, разработка, описание процесса воспитания (обу­чения), по которому педагог осуществляет конкретную работу.

Управление — целенаправленное и планомерное взаимодействие управ­ляющей и управляемой подсистем, направленное на достижение заплани­рованного результата (цели).

Урок — форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса) с учетом особен­ностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создаю­щие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали осно­вами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, ду­ховных сил обучаемых.

Учебная программа — нормативный документ, очерчивающий круг ос­новных знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены по каж­дому отдельно взятому учебному предмету.

Учебник — книга, излагающая основы научных знаний по определенно­му учебному предмету.

Учебный план — нормативный документ, который определяет состав учебных предметов; порядок (последовательность) их изучения по годам обучения; недельное и годовое количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета; структуру и продолжительность учебного года.

Учебный план базисный — основной государственный нормативный до­кумент, являющийся составной частью Государственного образовательного стандарта. Базисный учебный план для основной школы утверждается Го­сударственной Думой, а для полной средней школы — Министерством об­разования РФ.

Учение — целенаправленная, осознанная активная познавательная дея­тельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении

полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Фактор — движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

Форма воспитательной работы — организационная структура, педагоги­ческое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса.

Форма обучения (как дидактическая категория) — внешняя сторона орга­низации учебного процесса.

Форма организации обучения — конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).

Функции управления — виды деятельности органов управления и долж­ностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Ценности (духовные) — абстрактные идеи, воплощающие общественные идеалы, выступающие как эталоны должного для какого-либо общества, всего человечества, отдельного человека.

Человек — живое существо, обладающее даром мышления и речи, спо­собностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда, пред­ставляющее собой единство физического и духовного, природного и со­циального, наследственного и приобретенного.

Экскурсия (учебная) — форма организации обучения в условиях произ­водства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

Эксперимент — научно поставленный опыт преобразования педагоги­ческой действительности в точно учитываемых условиях.

Экстериоризация — перевод из внутреннего плана во внешний, в дея­тельность среди людей.

Эмпатия — способность понимать, чувствовать состояние другого, вы­ражать это понимание.

 


 

Содержание

РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

Глава 1. Предметно-проблемное поле современной педагогики.... 3

1. Становление научной педагогики....................................... 3

2. Объект, предмет и функции педагогики...... '.....................

3. Система педагогических наук.............................................. 12

4. Связь педагогики с другими науками................................. 14

Вопросы для самоконтроля................................................. 16

Основная литература........................................................... 17

Дополнительная литература................................................ 17

Глава 2. Личность как объект и субъект воспитания.................. 17

1. Биологическое и социальное в развитии человека и формировании

его личности.............................................................................. 17

2. Движущие силы и основные закономерности развития личности 20

3. Факторы, влияющие на формирование личности................... 24

Вопросы для самоконтроля................................................. 27

Основная литература........................................................... 27

Дополнительная литература................................................ 27

Глава 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс 28

1.Сущность образования как педагогической категории..... 28

2. Генезис образования как социального явления.................. 33

3. Образование как процесс и результат педагогической деятельности 39

4. Российские и международные документы по образованию 43

Вопросы для самоконтроля................................................. 48

Основная литература........................................................... 48

Дополнительная литература................................................ 49

Глава 4. Методология педагогики и методы педагогических исследований 49

1. Понятие методологии педагогики....................................... 49

2. Методологические принципы педагогического исследования 53

3. Методы педагогического исследования.............................. 54

4. Структура педагогического исследования.......................... 60

Вопросы для самоконтроля................................................. 63

Основная литература........................................................... 63

Дополнительная литература................................................ 64

РАЗДЕЛ П. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

Глава 5. Сущность воспитания.......................................................................... 65

1..................................................................................................................................... Воспитание как предмет теории, 65

2..................................................................................................................................... Общие концепции воспитания, 70

3..................................................................................................................................... Концепция воспитания в современной России 78

Вопросы для самоконтроля................................................................................ 82

Основная литература............................................................................................ 82

Дополнительная литература............................................................................... 82

Глава 6. Воспитание как педагогический процесс.................................... 82

1..................................................................................................................................... Сущность процесса воспитания 83

2..................................................................................................................................... Закономерности процесса воспитания 89

3..................................................................................................................................... Принципы воспитания 93

Вопросы для самоконтроля................................................................................ 102

Основная литература............................................................................................ 102

Дополнительная литература............................................................................... 102

Глава 7. Формирование личности в процессе воспитания..................... 102

1..................................................................................................................................... Проблемы содержания воспитания 103

2..................................................................................................................................... Нравственное воспитание и мировоззрение школьников.:............................................................................................................ 107

3..................................................................................................................................... Гражданское воспитание молодежи 111

4..................................................................................................................................... Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

учащихся.................................................................................................................... 114

5..................................................................................................................................... Эстетическое воспитание школьников 117

6..................................................................................................................................... Физическое воспитание молодежи 121

Вопросы для самоконтроля................................................................................» 126

Основная литература............................................................................................ 127

Дополнительная литература............................................................................... 127

Глава 8. Методы, средства и формы воспитания в современной

педагогике................................................................................................................. 127

1..................................................................................................................................... Понятие о методах воспитания 127

2..................................................................................................................................... Классификация методов воспитания 130

3..................................................................................................................................... Характеристика методов воспитания 132

4..................................................................................................................................... Средства воспитания 140

5..................................................................................................................................... Формы воспитания 144

Вопросы для самоконтроля................................................................................ 152

Основная литература............................................................................................ 152

Дополнительная литература............................................................................... 152

Глава 9. Коллектив как средство воспитания.............................................. 152

1. Постановка проблемы: всегда ли приоритет коллектива?................. 153

2..................................................................................................................................... Становление теории коллектива 155

3..................................................................................................................................... Сущность, характеристика коллектива 158

4..................................................................................................................................... Развитие детского коллектива 162

5..................................................................................................................................... Методика работы с коллективом 165




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.115 сек.