КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебник для вузов 37 страница
• Искренность. Нельзя обманывать, надо иметь чистые и справедливые, мысли и помыслы. • Справедливость. Нельзя причинять кому бы то ни было вред; нельзя избегать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей. • Умеренность. Следует избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь уместным, чувство обиды от несправедливостей. • Чистота. Нужно не допускать телесной грязи; соблюдать опрятность в одежде и в жилище. • Спокойствие. Не следует волноваться по пустякам. • Скромность и т.д. «Но в целом, — так Франклин подводил итог к концу жизни, — хотя я весьма далек от того совершенства, на достижение которого были направлены мои честолюбивые замыслы, старания мои сделали меня лучше и счастливее, чем я был бы без этого опыта...»[7]. Вопросы и задания 1. Пронумеруйте все пункты «комплекса добродетелей» в том порядке, в котором они важны для вас, начиная с самого главного. 2. Составьте свой свод правил, отражающих ваш собственный «Образ Я».
Задача 25 Чтобы составить личный план развития, надо высказать собственное отношение к четырем основным сферам жизни человека, отвечая на вопросы: 1. Деятельность — обучение в вузе и самореализация личности студента. • Хорошо ли я представляю выбранную специальность? • Помогает ли мне обучение в вузе при достижении жизненных целей? • Какую работу я хотел бы выполнять по окончании вуза? • Что мной руководит и подталкивает к получению знаний сейчас? А через пять лет? • Что может убедить меня, будто моя будущая работа будет отвечать моим личным требованиям? 2. Человеческие отношения — в семье, в вузе, в общении с друзьями. • Искренне ли я интересуюсь мнением и точкой зрения других людей?
• Интересуют ли меня чужие заботы и проблемы? • Умею ли я слушать? • Навязываю ли я другим свое мнение и свои мысли? • Умею ли я ценить людей, с которыми общаюсь? 3. Здоровье — психофизическое состояние. • Каково мое самочувствие? • Соблюдаю ли я режим дня, режим труда и отдыха? • Занимаюсь ли я спортом? • Каков мой вес (масса тела)? • Достаточно ли я сплю? • Забочусь ли я о своем теле? • Какие меры я могу предпринять для улучшения своего физического состояния? 4. Душевный комфорт — психическое состояние. • Занимаюсь ли я саморазвитием? • Стремлюсь ли я быть хорошо информированным? В чем? • Посещаю ли я выставки, концерты, театр? • Есть ли у меня какое-либо хобби? • Умею ли я владеть собой, своими эмоциями и состояниями? • Достаточно ли развита моя воля? • Что я могу сделать для душевного комфорта?
Задача 26 Великий русский педагог К.Д. Ушинский в юности составил для себя следующие правила самовоспитания. 1. Спокойствие, по крайней мере, внешнее, в любых обстоятельствах. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность с правом ответственности за поступок. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Делать то, что хочется, а не то, что случится. 7. Издерживать свои силы только на необходимое или приятное, а не на страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Вопросы и задания 1. Все ли правила вы принимаете для себя? Если нет, то почему? 2. Хотели бы вы дополнить предложенный список? Если да, то чем? 3. Какими правилами вы всегда руководствуетесь в жизни, какому типу воспитания они в большей мере соответствуют?
Задача на стимулирование к самовоспитанию Задача 27 В гости к Игорю приехал из другого города старший брат. Игорь рослый, уверенный, если не сказать — самоуверенный подросток, толково объяснял старшему брату, почему он хочет стать летчиком-испытателем сверхзвукового самолета...
— Прости, пожалуйста, Игорь, — остановил его брат, — а что практически ты сделал, чтобы приблизиться к своей мечте? — А что я могу, — удивился Игорь. — В аэроклубе даже в парашютное отделение не принимают. Вот вырасту... — Спортом занимаешься? Физзарядку делаешь по утрам? — В хоккей иногда играю, а зарядку — нет, не успеваю... — А по математике у тебя какие успехи? — Ничего, балла четыре, наверное, будет... — В авиамодельном кружке занимаешься? — Кружка у нас в школе нет, а во Дворец творчества ездить далеко. — В радиотехнике разбираешься? Игорь молчал. А брат с огорчением ему сказал: — Ты не можешь не знать, что авиация требует от человека высочайшей физической подготовки и тренированности, а кроме того, надо многое знать и уметь, в том числе и математику, физику, черчение... Кто же тебе уже сегодня мешает готовиться к своему звездному часу?
Вопросы и задания 1. Какие просчеты в образовании и воспитании Игоря выявились в ходе беседы с братом? 2. В чем вы видите педагогическую целесообразность каждого вопроса и суждения старшего брата? 3. Какие выводы из общения с братом может сделать Игорь?
16.2. Педагогические ситуации
Ситуации создания успеха и обеспечения роста достижений Ситуация 1 Первоклашке (в 1998 г.) дали нестандартное задание: — В каком году твоя бабушка пошла в первый класс? Это непростая задача, но я уверен, — сказал учитель, — что ты сможешь сам ее решить. — Моей бабушке сейчас 50 лет. — Сколько ей было лет, когда она пошла в первый класс? — Столько же, сколько и мне, 7 лет. — Хорошо, как узнать, сколько лет прошло с тех пор, как твоя бабушка пошла в школу, если ей сейчас 50 лет, а пошла она в школу с 7 лет? — В школу она пошла в 7 лет, значит, — рассуждает малыш, — она пошла в первый класс — от 50 отнять 7 — 43 года назад. От 1998 отнять 43, получится 1955. Ура! Я знаю, в каком году моя бабушка пошла в первый класс — в 1955 году. — Молодец! Ты правильно рассуждал и успешно справился с такой сложной задачей.
Вопросы и задания 1. Когда приобретенные знания становятся личностно значимыми и личностно воспринятыми?
2. Как связаны отношения первоклассника к учебе, к себе и к бабушке? 3. Какими принципами руководствовался учитель? 4. Что можно сказать об атмосфере на уроке? 5. На какой тип взаимоотношений с учениками ориентирован учитель? Обоснуйте свой ответ.
Ситуация 2 Однажды из всех желающих пойти ответить по карте географ Олег Иванович выбрал Кузина Мишу. Ученик был мальчиком старательным, но не всегда успевал хорошо приготовиться к уроку. К тому же был неповоротлив, неуклюж и мешковат... Вопрос ему учитель задал нетрудный: найти на карте Австралию. Услышав, что его вызывают, Миша так растерялся, что еле-еле встал из-за стола. Робко подойдя к столу учителя, он виновато поглядел на него и повернулся к карте. Учитель, видя его состояние, подошел к нему, положил руку на плечо и ласково произнес: — Не волнуйся, все будет хорошо. Вот указка, начинай смелее! Ты же знаешь... — Олег Иванович старался внушить подростку уверенность. Кузин... медленно направился к карте. Но вместо Восточного полушария... он оказался у Западного. В классе нарастал шум. — Минуточку, друзья, не будем мешать человеку, — сказал учитель. — Миша сейчас сам разберется. Только, пожалуйста, спокойнее... Но Кузин стоял на прежнем месте. С ним явно происходило что-то неладное. Потом мальчик будет клясться и божиться, что он видел на карте не два, а одно полушарие... Между тем Олег Иванович вел себя выдержанно. Другой бы на его месте сделал бы за время этой нелепой сцены не одно замечание, кое на кого прикрикнул бы и посадил Мишу на место. Но лицо учителя было по-прежнему спокойным, взгляд внимательным, но не строгим. Успокоив класс жестом, он подозвал к себе Мишу и сказал: — Такие случаи бывают, Миша. Человек хочет рассказать очень важное и хорошо подготовлен, но ему что-то мешает, скорее всего, волнение. Такое случалось даже со знаменитыми артистами: зная наизусть роль, они, едва выйдя на сцену, почему-то ее забывали, и положение спасал только суфлер... Пойдем к карте и хорошо подумаем... Взяв мальчика за руку, Олег Иванович подвел его к карте полушарий и сказал:
— Ответь-ка сначала, сколько полушарий? Ты же это наверняка знаешь... — Два — Западное и Восточное, — ответил Кузин. — Вот видишь, хорошо! Я не сомневался, что ты ответишь. А теперь вспомни, в каком полушарии больше частей света? — В Восточном полушарии, — сказал Миша. — Правильно. Подумай теперь, где нам искать Австралию? К какому из полушарий нужно подойти? Как впоследствии признавался Миша, только после этих слов перед глазами у него появились два круга, раскрашенных разными цветами, выплыла зеленая Австралия, которую он безуспешно искал в Западном полушарии. И тут Кузин заговорил, заговорил как никогда бойко и уверенно... Олег Иванович, не двигаясь с места до конца ответа, чтобы не отвлечь его и не помешать, слушал Мишу с большим вниманием. Он не скрывал своей радости за успех Миши. Когда ученик закончил свой рассказ, Олег Иванович громко сказал: — Молодец! Вот умница! Ты же все отлично знаешь, даже больше, чем написано в учебнике. Спасибо за ответ! Миша, раскрасневшийся, счастливый, смущенно глядел на носки своих ботинок. На перемене он ходил по коридору настоящим героем.
Вопросы и задания 1. Опишите состояние школьника в данной ситуации. 2. Дайте мотивированную оценку характера взаимодействия педагога со школьником. 3. Зависит ли манера поведения и стиль отношений педагога от его возраста и стажа работы? Дайте аргументированный ответ. 4. Какое влияние на учеников класса может оказать такой стиль деятельности педагога?
Ситуация 3 Зная застенчивость Наташи, учительница предупреждает: — Скоро спрошу. Приготовься. Вот текст, с которым ты справишься самостоятельно. Она дает девочке карточку с текстом, который та должна прочитать. У Наташи есть время побороть смущение, собраться с мыслями. Многим учительница уже выставила поощрительные оценки по данной теме, а у Наташи отметки пока нет. Девочка очень возбудимая, учеба дается ей нелегко.
Вопросы и задания 1. В чем педагогическая ценность такой организации проверки знаний? 2. Какие установки дает педагог? 3. Какой подход к организации образования реализован в данной ситуации?
Ситуация самооценки Ситуация 4. Угрызения совести от поступка. — Танечка, постарайся сегодня прийти пораньше. Наши новые соседи пригласили нас на чай, будем знакомиться, — попросила мама. — Чао, мамочка. Приду в шесть. — И дочка выскочила на улицу. Дальше Таня вспоминает: «В автобусе, когда ехали домой, мы с Мариной увидели свободные места, сразу же на них сели и стали говорить о том, что было сегодня в школе. На остановке вошла и встала как раз рядом с нами пожилая женщина, в руках у нее были две полные сумки. — Девочки, — говорит кто-то нам, — вы бы уступили место женщине с сумками. — Вот еще! — резко ответили мы. — Да, молодежь пошла... Ну, завели... Мы так увлеклись разговором с Мариной... А потом нас сразу все стали воспитывать, говорили с нами грубым тоном. Мы тоже в долгу не остались. В восемь часов вечера мы с мамой и папой, принарядившись, постучались к новым соседям. — Пожалуйста, милости просим, — дверь открылась, и мои ноги приросли к полу. На пороге стояла та самая женщина из автобуса, а на столе были угощения из тех самых тяжелых сумок...»
Вопросы и задания 1. Какое представление о воспитанности Тани и ее подруги получила соседка при встрече в автобусе? 2. Что может подумать соседка о семье Тани? 3. Что значит быть воспитанным человеком? 4. Чем могла бы закончиться эта история, по вашему мнению?
Ситуации самокритики и самосозерцания Ситуация 3 Дочь (Д.): Папа, что тебе нравилось в девочках, когда ты был мальчиком? Отец (О.): Похоже, ты хочешь знать, что тебе нужно сделать, чтобы нравиться мальчикам? Д.: Да. Мне кажется, я почему-то им не нравлюсь, и не понимаю, почему?.. О.: Ты не можешь понять, почему ты им не нравишься. Д.: Ну, допустим, я мало разговариваю. Я боюсь разговаривать в присутствии мальчиков. О.: То есть в присутствии мальчиков ты чувствуешь себя скованно и тебе трудно расслабиться? Д.: Да. Боюсь ляпнуть что-нибудь такое, из-за чего они посчитают меня дурочкой. О.: Ты не хочешь, чтобы они считали тебя глупой? Д.: Конечно. А когда я молчу, я нисколько не рискую. О.: Молчать, конечно, безопаснее. Д.: Да, но это ничего мне не дает, поскольку из-за этого они все считают меня скучной. О.: Молчание не дает тебе того, к чему ты стремишься? Д.: Не дает. Наверное, все-таки надо рискнуть?!
Вопросы и задания 1. Какой можно сделать вывод из содержания диалога? 2. Какой стиль преобладает в отношениях отца и дочери? 3. Оцените форму педагогического руководства со стороны отца в ходе анализа поведения дочери и в ее поиске стиля взаимоотношений с мальчиками. 4. Какова роль родителей в подготовке детей к взрослой жизни?
Ситуация 6 Катя, ученица 7-го класса, страдает от того, что ее рост уже сейчас 171 см. В классе она выше всех. К доске выходит сгорбившись, поджимает ноги, сутулится. Каждый выход к доске — страдание. Поэтому иногда отказывается отвечать — пусть лучше «два», чем еще одно унижение. В ее сознании постоянно звучат реплики мальчишек: «Эй, каланча!», замечание учителей: «Что это тебя так перекручивает?», когда она выходила к доске, просьба матери: «Да не сутулься ты, расправь плечи, смотри какая у тебя фигура симпатичная». А тут еще Пашка нравится, а он на полголовы ниже ее. Разглядывая себя перед зеркалом вечерами, Катя горевала: — Ах, эти ужасные руки, они ниже колен! Ну разве у нормального человека бывают такие руки?.. И шея длиннющая, но с ней можно что-то придумать, если ее втянуть или поднять воротник, а вот ноги куда денешь?..
Вопросы и задания 1. Какими психологическими особенностями подросткового возраста обусловлены суждения и действия Кати? 2. Как помочь Кате в решении ее проблем? 3. Какое влияние оказывает процесс самопознания на воспитание человека?
Ситуация выдержки и проявления вежливости в отношении Ситуация 7 В начале урока ученик обнаружил, что с его парты исчезла тетрадь с домашним заданием. Он... (Как прореагировал и что сказал учителю?). На следующей перемене к пострадавшему ученику подошла девочка из параллельного класса: — Извини, пожалуйста! У нас в этом же кабинете был предыдущий урок, но я после урока должна была позвонить домой, прибежала перед звонком на урок, в спешке и прихватила твою тетрадь. — Бывает, но в другой раз постарайся быть повнимательнее, — сказал в ответ мальчик.
Вопросы и задания 1. О чем говорит вам эта ситуация? 2. Какие сведения о воспитании юноши и девушки вы получаете? 3. Можно ли сказать о них, что они воспитаны? Почему?
Ситуации пренебрежения и неуважения других Ситуация 8 Саша пришел в новую школу в 11-й класс. Скоро стало ясно: ровный его характер, доброжелательная манера держаться, а главное, широкая эрудиция сулят немало хороших минут интересного общения с этим молодым человеком. Как-то сразу все потянулись к нему. Но прошел месяц-другой, и Саша все чаще входил в класс один. На это обстоятельство педагоги почти не обратили внимания. Но вот однажды на уроке физики после захватывающего ответа Саши о философском значении теории относительности педагог предложила ему подготовить об этом доклад. Саша отказался. Сам отказ не смутил учителя, время подготовки к выпускным экзаменам — на вес золота, и, возможно, ее предложение нарушало его планы. Но, желая смягчить отказ, он продолжил: — Я не понимаю, какой смысл в таком докладе?! Именно вы, учитель, уже представляете мои возможности, а им, — он кивнул (и достаточно вежливо) в сторону класса, — это ни к чему. Каждый может и должен искать сам...
Вопросы и задания 1. Какие сведения о ценностных ориентациях Саши вы получили из этой ситуации? 2. Какой стиль взаимоотношений между Сашей и учащимися класса, между Сашей и учителем просматривается в данной ситуации? 3. Что можно сказать о самооценке Саши? 4. Можно ли по этим зарисовкам определить линию поведения учителя?
Ситуация 9 В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу: — Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался. Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть — говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.
Вопросы и задания 1. Дайте оценку поведения юноши. 2. Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми? 3. Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека? 4. Что бы вы делали, оказавшись в компании такого человека?
Ситуация выбора профессии Ситуация 10 Мы много спорили с подругой — какую профессию выбрать. И то вроде не подходит, и это... — Я точно знаю, куда не пойду: в учителя — не хочу портить нервы; не пойду в химическое производство, так как от общения с химическими препаратами можно потерять здоровье; на фабрику не пойду, так как там превратишься в робота, выполняя механическую и однообразную работу. Я хочу, чтобы на моей работе не портилось здоровье и было интересно. Хотелось, чтобы она была связана с животными и большим количеством поездок. — Тогда тебе нужно идти работать в цирк! — воскликнула подруга и добавила: — А по мне — лишь бы получать прилично. Я потом долго думала. Сомневаюсь, есть ли у меня талант для цирка. Может быть, подруга права и, если нет призвания, надо думать о заработке?
Вопросы и задания 1. Каковы мотивы выбора профессии у девушек? 2. Какой прием педагогического воздействия был использован в данной ситуации?
Ситуация 11 Во время встречи выпускников между ребятами произошел вот какой разговор. Вера — маленькая худенькая девушка. Она уже фармацевт. Слушать, как она говорит о своей профессии — одно удовольствие: — Лекарства для ребят, — говорит она, — это очень ответственно. Малейшая ошибка, и даже страшно подумать, что может случиться... Они же могут отравиться. Я чуть сама не отравилась, так напробовалась... Она сыплет названиями лекарств, рецептами. Ребята смеются: — С тобой невозможно говорить по-русски, все латынь и все о лекарствах. — Так это же моя работа, — улыбается она. Среди выпускников — еще один будущий медик — Алла П. Она будет стоматологом. — Алла, почему ты пошла в стоматологический? — Марина решила, ну и я с ней. — И как, нравится? — Да ничего, только много, знаете, разных ненужных предметов. Ну, хотя бы английский. Зачем зубному врачу нужен английский язык? А вообще, я хочу перейти в стоматологический техникум. Буду техником. — Из университета в техникум? Но зачем? — Надоело учиться, и потом, мы проходили практику в поликлинике, так я узнала, что техник может заработать больше врача.
Вопросы и задания 1. Сравните две позиции в отношении выбора профессии. 2. Какими критериями оценки труда пользуются девушки? 3. Как вы понимаете профессиональное самоопределение и творческую самореализацию человека?
Ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам[8] Ситуация 12 — Садитесь, пожалуйста, и раскройте букварь на той странице, где буква «Я»! И дети читают рассказ о том, как маленький Паата, выучив все буквы, приходит домой радостный и предлагает бабушке: «Хочешь, я научу тебя читать? Это совсем просто!» — А теперь на следующей странице прочтите другой рассказ! — Страниц больше нет! — Как нет? — Мы закончили книгу! — Совсем закончили!.. — Тогда закройте учебник... И давайте поговорим: чему он вас научил? — Он научил чтению и письму! — Научил родному языку... Как правильно говорить! Дал знания! — Учил нас быть добрыми, уметь дружить! — Любить читать... Любить книгу! — Уважать родителей! — Быть вежливыми! — В нем много смешных и веселых рисунков! — Еще там ребусы, кроссворды, скороговорки! — Я очень люблю эту книгу! Когда вы разрешили брать ее домой, я клала ее под подушку и она спала вместе со мной! — А я всем показывал, и соседям тоже! — А теперь опустите головы на парты! Закройте глаза! — учитель понижает голос. — Я чувствую, вы полюбили вашу первую книгу, правда? — Да, — шепчут дети. — И вам, наверное, хочется сказать ей добрые слова благодарности? — Да, — шепчут дети. — Так подумайте, какими словами вы бы выразили свою ей благодарность.
Вопросы и задания 1. Какие педагогические задачи решает педагог в этой ситуации? 2. Какую концепцию или модель обучения демонстрирует данный фрагмент? 3. Какие закономерности соблюдены педагогом в организации педагогического взаимодействия на уроке? 4. О каких особенностях педагогической деятельности учителя говорит эта ситуация?
Ситуация стимулирования к самостоятельности разрешения конфликтов Ситуация 13 Петя (П.): Я хочу грузовичок! Дай мне грузовик! Отпусти! Отпусти! Гена (Г.): Я первый его взял! А он пришел и отобрал его у меня. Пусть он мне его отдаст! Отец (О.): Вижу, у вас и вправду проблема из-за грузовика. Может быть, перейдем в эту комнату и поговорим? Я хотел бы вам помочь обсудить эту проблему. Г.: Я хочу грузовичок! Дай мне! Папа, пусть он отдаст мне грузовик! О.: Гена, ты хочешь, чтобы тебе вернули грузовик? Г.: Но я первый его взял! О.: Гена, ты считаешь, что грузовик должен быть у тебя, потому что ты взял его первым? Петя, ты слышал. Какое решение предлагает Гена? П.: А что еще он может предложить? Главное для него — настоять на своем. О.: Гена, Петя говорит, что ему не нравится твое решение, потому что в этом случае ты победишь, а он проиграет. Г.: Хорошо, я дам ему поиграть в свои машинки, пока мне не надоест грузовик. О.: Петя, Гена предлагает другое решение — пока он играет с грузовичком, ты можешь поиграть с его машинками. П.: А потом он отдаст мне грузовичок? О.: Гена, Петя может быть уверенным в том, что ты отдашь ему грузовик после того, как наиграешься? Г.: Хорошо. Я буду играть недолго. О.: Петя, Гена говорит, что все будет нормально — он тебя не обманет. П.: Ну тогда ладно. О.: Надеюсь, теперь вы решили свою проблему, не так ли?
Вопросы и задания 1. Проанализируйте ситуацию и выявите причины конфликта. 2. Какие принципы соблюдал отец в руководстве процессом разрешения конфликта между сыновьями? 3. Какую позицию демонстрирует отец в отношении одного и другого сына? В чем она выражается?
Ситуации стимулирования к самостоятельности принятия решений и действий Ситуация 14 Ребенок (плачет): Машинка, машинка! Где моя машинка? Родитель: Тебе нужна твоя машинка, но ты не можешь ее найти? Ребенок (бегает по комнатам, заглядывает под диван). Родитель: Машинки там нет. Ребенок: Где моя машинка? Родитель: Может быть, твоя машинка в шкафу среди игрушек завалялась? Посмотри. Ребенок (бежит к шкафу с игрушками, все разбрасывает, но машинку там не находит и опять выразительно смотрит на родителей). Родитель (молчит и делает паузу, давая возможность ребенку проявить инициативу в поиске). Ребенок (побежал на кухню и под столом находит свою машинку): Вот она! Родитель: Молодец! Ты сам нашел свою машинку.
Вопросы и задания 1. Проанализируйте каждый вариант ответа и действия родителя. 2. О каких особенностях поведения родителя и о каком характере складывающихся отношений с ребенком говорит эта ситуация? 3. Какой тип воспитания просматривается в данной ситуации?
Ситуация 15 Эдик из мальчиков, которых называют «маменькин сынок». Мама его считала необходимым по любому поводу обращаться то к директору, то к учителям, то к родителям его одноклассников, хотя следовало разбираться только с сыном. В результате к пятнадцати годам Эдик был совершенно не приспособлен к реальной жизни, не умел разобраться в простой ситуации, постоять за себя, не понимая, что в его возрасте неприлично обращаться к маме за защитой по любому пустяку. Как правило, причины всех его конфликтов сводились к следующему: «меня толкнули», «меня обозвали», «меня не позвали» и т.д. В гости приехали бабушка с дедушкой, которые жили за границей и поэтому почти восемь лет не видели внука. Дед — отставной военный, в течение нескольких недель наблюдал за поведением Эдика и невестки. После очередного инцидента дедушка решил побеседовать с внуком наедине: — Я хочу поговорить с тобой не только об этом инциденте, а о твоей жизни в целом. Тебе уже пятнадцать лет, и ты должен понимать, в каком случае следует звать маму на помощь, в каком случае следует обратиться к ней за советом, а в каком — вообще не стоит посвящать маму в свои дела. Вот, смотри, как ты эгоистичен: маму разволновал до слез, а в общем-то, можно было разобраться и без нее. И еще. Ты понимаешь, что мама не всегда будет рядом, и ты должен уметь сам себя защитить, сам отстоять свои интересы, сам проанализировать происшедшее и будущее. Ну вот сегодня, если ты считал, что прав, то почему сам не обратился к учителю с просьбой объяснить, за что тебе снизили оценку? А ты выставил вперед маму, нажаловался маме на учительницу. Ведь ты уже достаточно взрослый человек, чтобы любую свою просьбу, претензию, вопрос высказать самому. Тебе придется в жизни решать очень сложные задачи: уметь рассудить других людей, уметь самому защитить свою честь, честь своей семьи, уметь встать на пути хулигана, отстоять честь своей девушки, уметь защищать Родину. И учиться всему этому нужно сейчас. Вот неделю назад я слышал твой с мамой разговор про конфликт с одноклассником. Ты говорил, что твой товарищ не прав. Но как ты отреагировал на это: стал плеваться, царапаться, побежал за мамой... Это мама уже должна в тебе видеть защиту, своего помощника. А ты ведешь себя как младенец! Давай договоримся, что если вдруг что-нибудь случится, то ты маму не беспокоишь, а придешь посоветоваться со мной, мы вместе сначала подумаем, как лучше поступить. И еще одно условие, ты юноша и давай воспитывай волю — все делать и решать самому. Воспитывай характер! Ведь ты внук боевого офицера! Если будет трудно, я тебе всегда помогу. Договорились? Ну, пойдем ужинать, мама с бабушкой нас заждались.
Вопросы и задания 1. Дайте характеристику типа семейных отношений, сложившихся между мамой и сыном. 2. Каков стиль воспитания у мамы и у дедушки? 3. В чем вы видите сложности семейного воспитания? 4. Каких педагогических ошибок надо при этом остерегаться?
Ситуация 16 Игорю — 15 лет. Он жил с матерью, которую осудили за преступление и посадили в тюрьму. Мальчик тяжело переживал эту трагедию, замкнулся, перестал общаться с друзьями. Ему, с его еще не окрепшей душой, выпало непосильное испытание — необходимость разрешить сложнейшие задачи — определить свое отношение к матери и подумать, как жить дальше самому. Понимая состояние юноши, дядя Толя, дальний родственник матери, приехавший в гости к Игорю, узнав о трагедии семьи, решил с ним побеседовать: — Видишь ли, Игорь, положение твое нелегкое, не спорю. Трудно жить без отца, а теперь и без матери, когда их просто нет: они умерли или погибли, прожив неполную по времени, но честную, достойную жизнь. Гораздо сложнее дела обстоят у тебя. Матери и отца нет, но их поступки постоянно преследуют тебя в жизни. Для этого надо иметь большее мужество. И я уверен: у тебя это мужество есть. Ты не отвечаешь за то, что сделали твои родители. Твоей вины в этом нет.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |