Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология организации развивающих видов деятельности школьников




Универсальным исходным методом и основой технологии ор­ганизации развивающих видов деятельности является педагогиче­ское требование. Оно не утрачивает своего назначения в связи с изменением самой философии образования, поскольку всецело согласуется с принципом приоритета субъект-субъектных отноше­ний в общем объеме отношений педагогического процесса. Одна­ко оно является действенным средством в руках педагога только в том случае, если отвечает условиям педагогической целесообраз­ности: соответствия тем основным нравственным принципам, ос­нову которых они закладывают, действительным возможностям детей, ранее усвоенным более конкретным требованиям; охвата всех необходимых в данной ситуации действий детей и предотвра­щения вредных и нежелательных поступков, привычек, традиций.*

* См.: Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. — М., 1974. - С. 64.

 

Кроме того, требование должно быть конкретным. Это откры­вает возможности его доведения до логического завершения, т.е. делает исчерпывающим по своей словесной формулировке. Оно должно быть и позитивным, т.е. вызывать совершенно определен­ный поступок, а не просто запрещать, тормозить те или иные действия; инструктивным, т.е. однозначным, ясным, четким и на первых порах по возможности детализирующим предполагаемое действие; доступным (посильным) на данный момент. Значимость педагогического требования, если оно удовлетворяет названным условиям, при организации деятельности трудно переоценить, поскольку в нем изначально заложено уважение к личности вос­питанника.

Важно иметь в виду, что педагогическое требование в своем развитии должно проходить закономерный ряд ступеней от пер­вичного к исходному, от него к требованию-правилу, далее к требованию-норме и в завершение перерастать в требование-принцип. Подчеркивая особую роль педагогического требования как универсального метода организации деятельности детей, нуж­но отметить, что извне предъявляемые требования, без внутрен­ней опоры в том, к кому они обращены, могут вызвать отпор, более или менее решительный протест. В этой связи они не все­гда могут быть приемлемы.* Это означает, что в условиях педа­гогического процесса требование должно рассматриваться толь­ко в контексте так называемого рефлексивного управления.

* См.: Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. С. 138.

 

Технология организации развивающей деятельности школьни­ков по типу рефлексивного управления в отличие от авторитар­ного предполагает постановку воспитанника в позицию активного субъекта познания, общения, труда и социального оценивания, осуществляемых в общей системе коллективной работы; разви­тие способности ученика к самоуправлению (саморегуляции, са­моорганизации, самоконтролю собственной деятельности); орга­низацию педагогического процесса как решение учебно-позна­вательных и других задач (проблем) на основе творческого взаи­модействия (диалога) педагогов и воспитанников.

При рефлексивном управлении речь должна идти не о прямом управляющем воздействии, а о передаче субъекту деятельности "тех оснований", из которых он мог бы выводить собственные решения. В то же время рефлексивное управление не может быть реализовано, если педагог не будет отражать картину внутренне­го мира воспитанника, понимать его ожидания и интересы, раз­делять его заботы и радости. Оно не может быть реализовано и в том случае, если педагог не будет регулировать деятельность воспитанника с точки зрения его самого, с точки зрения его раз­вития в процессе активного взаимодействия с другими людьми, с точки зрения формирования у него личностных механизмов саморегуляции.*

* См.: Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат / Под. ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. — М„ 1990. - С. 11 - 13.

 

Таким образом, главное в технологии организации различных видов развивающей деятельности школьников не регламентация их деятельности, не жесткая опека и диктат, а побуждение к твор­ческому саморазвитию, формирование потребности в нем, воору­жение средствами самовоздействия и всестороннее стимулирова­ние активности и самостоятельности. Педагог же в этом процес­се выполняет две взаимосвязанные функции: строит предметное содержание деятельности детей и организует их совместную кол­лективную деятельность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.