Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие. Предназначено для студентов высших и средних специальных




ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Л.И.ПЕТРОВА

 

Предназначено для студентов высших и средних специальных

учебных заведений, обучающихся по направлению

«540600 (050600) – Педагогика»

 

 

 

Учебное пособие направлено на овладение курсом «Практическая педагогика» и организацию самостоятельной работы студентов. Структура пособия предусматривает разработку лекционного материала, литературу к изучаемым темам, задания для самостоятельной работы, вопросы и задания для самопроверки, технологическую карту, способствующую активному самостоятельному поиску материалов по предложенным темам, презентацию тем курса и разработку структурного построения лекции.

Основой для составления заданий для самостоятельной работы является практическая направленность курса. Поэтому в систему заданий введены активные методы обучения студентов, такие как решение практических задач по воспитанию и обучению школьников, разработка и представление педагогических проектов, защита моделей обучения и воспитания школьников, презентации тем и пр.

Учебное пособие адресовано студентам педагогических университетов и вузов, педагогических колледжей, слушателям системы повышения квалификации, всем, кто интересуется вопросами практической педагогики.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Садясь за написание учебного пособия по курсу «Практическая педагогика», мы задали себе вопрос: А чем собственно оно будет отличаться от других учебников и учебных пособий по педагогике? Что мы можем предложить читателю в качестве интересующего его знания? В ходе написания пришли интересные идеи и ответы на эти вопросы. Специфика предложенного курса заключается, прежде всего, в его практической направленности. Самое сложное было – это пройти между Сциллой и Харибдой – между теорией обучения и воспитания и конкретной технологией. Поскольку невозможно овладеть курсом без теоретических знаний, учебное пособие включает, конечно, систему знаний по основным направлениям курса. Но это не являлось основной целью автора. Гораздо более привлекательной показалась идея представить систему практического осмысления полученных знаний. Для этого автор не раз обращается к разным точкам зрения на описываемый предмет, процесс или явление. Но любая система, чтобы она не включала, требует от ее создателя выполнения определенных правил. В качестве главного правила функционирования системы выступает цель как ее системообразующий компонент.

Целью предложенного читателям учебного пособия по курсу «Практическая педагогика» является освоение и осмысление теоретического и практического материала для дальнейшей его реализации в профессиональной педагогической деятельности. Цель обусловила выдвижение следующих задач:

§ побудить задуматься о судьбе каждого ребенка, независимо от того, где конкретно сведет с ним потенциального читателя судьба;

§ формировать вокруг школьника гуманистическую среду, способствующую развитию личностных потенциалов;

§ проектировать личность каждого школьника, используя разнообразные педагогические технологии;

§ повышать постоянно свой профессиональный уровень.

Рассматривая современное образовательное пространство как создание гуманистических условий для самореализации каждого школьника, независимо от типа учебного заведения, автор надеется, что основные идеи пособия, его структура позволят интересующейся вопросами обучения и воспитания стороне, построить свою собственную педагогическую систему. Конечно, прежде всего, пособие предназначено студентам педагогических университетов, вузов и колледжей. Для них разрабатывались задания, вопросы для самоконтроля, позволяющие формировать профессиональную направленность, смысловой поиск своей учительской позиции.

Систематизация предложенного материала потребовала от автора определить основные положения, обусловливающие структуру и направленность учебного пособия. Каждая глава из семи, входящих в него, отражает несколько основополагающих авторских идей:

Идею соотношения субъектности школьника и профессиональной компетентности учителя. Использование активности ребенка в овладении жизненными ценностями, формирование самостоятельности и осознания своего места в воспитательном процессе, все характеристики субъектности школьника нашли свое отражение в изложении материала по всем практически темам пособия. Но признание за каждым школьником права «самости», требует от учителя системы профессиональных знаний и умений, положенных на гуманистический подход к обучению и воспитанию школьника. В этом процессе не последнее место занимает самообразование учителя, повышение его профессиональной квалификации. В конце каждой главы дан список современной литературы, позволяющий систематизировать поиск необходимых для освоения тем источников и тем самым раздвинуть горизонты познания.

Идею системности. Структура учебного пособия представляет собой систему взаимосвязанных блоков, в основе каждого из которых положена теоретико-методологическая база и практическое применение теоретических знаний. В этом смысле, темы, выбранные для описания, имеют общий, соединяющий их вектор – направленность на личность ребенка.

Знания, предназначенные для усвоения потенциальным читателем облечены в форму лекции. В качестве активной формы их усвоения автором предложена структурная разработка и компьютерная презентация отдельных тем курса.

Идею самостоятельности. Она реализуется как в лекционном материале, включающем такие важные позиции учителя, как профессиональное самоопределение, овладение инновационными технологиями, формирование педагогической направленности будущего учителя, так и в системе заданий для творческого исполнения, которые представляют возможности развивать навыки критического мышления и толерантного отношения к различным мнениям на психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. Этому способствует и разный уровень предлагаемых заданий. Кроме того, в приложении дана Технологическая карта дисциплины и задания к усвоению лекционного материала, позволяющая каждому студенту максимально самостоятельно строить свой индивидуальный образовательный маршрут.

Идею рефлексивности. Рефлексивная составляющая личности человека способствует выработке собственного отношения к полученной информации.Авторская идея реализуется, прежде всего, в разработанных вопросах для самостоятельного осмысления, усвоения и присвоения прочитанного. Кроме этого, задания, данные в конце каждой главы, и тезаурус тем расширяют возможности студента активно размышлять над вопросами, поднятыми автором, находить на них ответы, отражающие современный уровень образовательной политики и свое индивидуальное понимание обсуждаемых проблем.

Учебное пособие структурировано таким образом, что его главы являются смысловыми частями целостного педагогического процесса. Но их выделение и интерпретация «уводит» нас от уже знакомых учебников по педагогике и пособий по обучению и воспитанию.

Первая глава посвящена вопросам особенности педагогической деятельности и места учителя в ней. В ней представлен материал, позволяющий связать учебный и воспитательный потенциал учителя. Уделено внимание и исследовательским умениям учителя, владению им методикой педагогического исследования.

Вторая глава посвящена профессиональной деятельности учителя и раскрывает условия взаимодействия в педагогическом процессе. В ней логично построена система разноуровневых отношений субъектов педагогического процесса, начиная с верхнего уровня – органов управления образованием и заканчивая взаимодействием школьников со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.

В третьей главе раскрываются особенности педагогического проектирования. Характеристика проектной деятельности убеждает в том, что она является особым видом творческой деятельности и владение учителем умениями, в которых она реализуется, успешно отражается на результатах его взаимодействия со школьниками разных возрастов. Но проектная деятельность влияет и на профессиональное становление самого учителя как субъекта педагогического процесса, помогая ему совершенствоваться в профессии и преобразовывать, педагогически опредмечивать окружающую среду.

Четвертая глава посвящена вопросам педагогического мониторинга, поскольку проектную деятельность можно рассматривать как интегративную, включающую соединение технократического, гуманитарного, диагностического и прогностического направлений. Современное общество характеризует большой объем информации о ходе и промежуточных результатах педагогического процесса. Педагогический мониторинг позволяет освоить эту информацию. Более того, он содействует ее упорядочению.

В пятой главе представлены современные педагогические технологии. Рассмотрение этого педагогического феномена как некой совокупности действий, направленных на реализацию вышеназванных идей, положенных в основу написания представленного учебного пособия, дает возможность предложить студенту и практику условия подбора и реализации технологий, в которых может проявиться профессиональная позиция учителя. Классификация их довольно обширна, и автор посчитал лишним обращаться к ней широко, а попробовал выделить необходимые для развития творческого поиска читателя элементы традиционной и инновационной технологий обучения и воспитания. Кроме того, в этой главе представлены и

компьютерные технологии, без которых вряд ли может идти разговор о системном подходе в современном педагогическом пространстве.

Шестая глава посвящена особой категории школьников – детям группы риска. В ней рассмотрена типология этих детей, содержание работы с ними и выделены условия, содержание и структура индивидуальной педагогической поддержки, призванной помочь ребенку в выборе правильного направления в освоении педагогического пространства.

Логичным для выстроенной структуры нам показалось определить место учителя в разноуровневой системе управления учебно-воспитательным процессом, что было сделано в седьмой главе. Успешность профессиональной деятельности учителя во многом зависит от того места, которое он занимает в системе коллективных связей. Педагогический коллектив обладает мощной силой при разумной его организации. Именно социальная роль, совпадая с профессиональной ролью учителя, позволяет ему достигать достаточно позитивных индивидуальных высот. На это «работает» и участие каждого учителя в методической работе, способствующее повышению профессионального уровня, педагогического мастерства. Об этом мы попытались рассуждать в этой главе.

В учебном пособии представлено много схем. Мы хотели бы надеяться, что они во многом облегчат освоение материала, поскольку структурированный материал, безусловно, более доступен для понимания и усвоения.

Задача современного образования помочь студентам и действующим профессионалам овладеть теми методами обучения и воспитания школьников, которые наиболее ориентированы на саморазвитие и самоопределение каждого индивидуума. Понимая и осознавая этот факт, мы были бы рады, если представленное пособие поможет каждому, кто с ним ознакомится, определить главные проблемы в области обучения и воспитания и найти возможные пути их решения.

 

 

ГЛАВА 1. Учитель школы как профессионал




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2008; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.