Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. М.,1972. С.134-13




** Цит. По книге В.И.Волынкина В.И. Педагогика в схемах и таблицах. Ростов-на-Дону, 2008. С.245-247.

 

 

Ими было предложено четыре вида задач, на основе которых выделены две подгруппы: вероятностные педагогические задачи и учебные задачи:

1. Задачи, направленные на развитие интеллектуальной сферы школьников.

2. Задачи, направленные на развитие мотивационной сферы.

3. Задачи, направленные на развитие эмоциональной сферы школьников

4. Задачи, направленные на развитие волевой сферы школьников.

Как мы видим, в основе типизации педагогических задач авторами использована структура нравственных убеждений, включающая три компонента: интеллектуальный, эмоциональный и волевой. Это позволяет в качестве содержания задач использовать обширный материал, отражающий развитие и формирование школьников.

Решение задач в области воспитательной работы имеет свою специфику, но вместе с тем осуществляется по общим правилам. Так З.Ф.Леонова выделяет следующие этапы в решении воспитательных задач:

1. Анализ исходных данных (диагностика). Изучить, что представляет собой детский коллектив (уровень развития микро и макроструктуры, характер взаимоотношений в коллективе). Учет возрастных и изучение индивидуальных особенностей учащихся (запросы, склонности, интересы). Ознакомление с семейной обстановкой.

2.Сопоставление исходных данных с проектируемым результатом.

3.Подбор и обоснование главной воспитательной задачи на определенный период времени и постановка системы перспектив перед учащимися.

4.Определение позиции классного руководителя, учителя в организации воспитательного процесса по решению данных задач. Расстановка сил. Организация взаимодействия участников решения задачи.

5.Включение всех учащихся в активную деятельность по реализации поставленных задач. Система поручений и разовых заданий. Регулирование взаимоотношений: деловых, личных, гуманистических.

6.Определение содержания, методов, форм, их реализация в решении воспитательных задач.

7.Оценка полученных данных и сопоставление их с тем, что запланировано.

В качестве обобщения по выявлению типов педагогических задач в современной педагогике, можно отметить, что основания для выделения типов задач достаточно широко представлены, и в соответствии с ними задачи объединены в группы.

Продолжая работу вышеназванных авторов, хотим предложить разработанную нами типологию, в основе которой лежит три вида педагогических задач. Основанием для выделения групп служит способ решения. В качестве примера, приведем задачи по воспитанию. Но по аналогии можно составлять педагогические задачи в любом секторе педагогической деятельности.

Педагогические задачи объединены по своему содержанию и способам их решения в три группы, обозначенные буквами «В» (выбор правильного ответа из предложенных); «Д» (действия учителя по разрешению педагогической ситуации); «П» (последовательность действия учителя в предложенной педагогической ситуации).

В-1. В методическом кабинете воспитатель одной школы делилась педагогическим опытом организации воспитательного процесса в своем классе. Дисциплина у нее железная. Дети ходят все время строем. На прогулку – строем, в столовую строем, и даже в туалет – строем. Мнения

присутствующих педагогов разделились:

Школа – это не казарма. Постоянный строй не сформирует у детей сознательной дисциплины. Этому способствует правильная организация режима, пример воспитателя и совместная работа воспитателя с родителями по формированию у детей навыков сознательной дисциплины.(+).

Не нужно ходить строем. Надо сделать жизнь детей интересной и организованной, тогда и порядок в группе будет. Для этого необходимо распределить поручения, чередовать их, подбирая поручения соответственно индивидуальным особенностям детей. Это их приучит к ответственности и порядку. (+)

Это очень правильное решение. Ходьба строем дисциплинирует детей, приучает их к порядку. Да и возни с отдельными детьми меньше – все на виду.

В2. Коллектив оказывает огромное влияние на личность воспитанника:

- Отрицательное влияние. Коллектив нивелирует личность. За коллективом не видна индивидуальность. Слабовольные дети легко попадают под влияние коллектива и теряют свое личностное своеобразие.

- Коллектив играет вторичную роль в формировании личности, так как основной фактор – биологический. Какая дана наследственность ребенку – это и является его сущностью, и никакой коллектив ничего не изменит.

- Коллектив играет огромную роль в формировании личности. Так как в совместной деятельности и общении по достижению общественно-значимой цели, у ребенка формируются такие качества, как взаимопомощь, товарищество, гуманизм, доброта, скромность, трудолюбие. (+)

В-3. В учительской возник спор между педагогами о сущности труда. Является ли труд нравственной категорией, или он нейтрален и не имеет воспитательной направленности. Из приведенных суждений надо выбрать то, которое отражает вашу точку зрения.

А) Так как одну и ту же работу выполняют люди с разными нравственными устремлениями, то труд не оказывает влияние на нравственное становление человека.

Б) Труд как воспитание нравственности возможен только как часть общей системы воспитания. В противном случае он оказывается нейтральным процессом. (+)

В) Удовлетворение прямых потребностей (есть, одеваться, обеспечивать семью) является основой труда и его движущей силой. Эта потребность не зависит от нравственной позиции личности.

Г) На нравственность оказывает влияние характер труда. Творческий труд возвышает, рутинный разрушает.

№ Д-1. Во время проведения спортивного часа дети лазали по канату. Всем было весело, у всех получалось, только Коля тихо стоял в сторонке и не подходил к канату. Воспитатель спросил: «А ты Коля, почему не участвуешь?». «А он у нас трус», - закричал Сережа. Все дети засмеялись, а Коля заплакал. Действия воспитателя:

А) Заставить мальчика лезть по канату.

Б) Отругать Сережу и других детей.

В) Сказать всем детям: «А вы знаете, у меня в детстве тоже не получалось. Только не по канату лазать, а через спортивного коня прыгать. Я очень боялась, а потом научилась преодолевать свой страх и у меня все получилось» (+)

Г) Сказать Коле: «А я уверена, что у тебя все получится, надо только попробовать. Давай я тебе помогу. Я буду тебя поддерживать с одной стороны, а Сережа с другой». (+)

Д) Предложите свой вариант

Д-2. Во время экскурсии дети вдруг увидели дым, идущий из подвала школы. Они с криком подбежали к учителю: «Анна Петровна, у нас в школе пожар. Анна Петровна выслушала детей и:

А) бросила группу и побежала в школу

Б) отвела детей подальше от школы

В) оставила детей с самым организованным ребенком, напомнив им правила поведения в экстремальных ситуациях, и пошла в школу разобраться в ситуации (+)

Г) сказала детям: «Не обращайте внимания, это горит, скорее всего, мусор».

Д) Предложите свой вариант

Д-3. В классе шел субботник, все активно с задором работали. Только Стасик ничего не делал. На вопрос учителя «Почему он ничего не делает?», воспитанник ответил: «А я и дома ничего не делаю, все делают мама и бабушка». Действия воспитателя:

А) объяснить Стасику необходимость трудовых навыков в жизни человека.

Б) попросить детей убрать за Стасика

В) сказать воспитаннику: «Дома ты можешь делать что хочешь, а в группе то, что я скажу»

Г) предложить ребенку трудовое поручение в соответствии с его интересами (+)

Д) поручить Стасику самостоятельно организовывать трудовое дело в классе (+)

Е) Предложите свой вариант

П-1. В класс пришел новый ученик. Он замкнут, малообщителен, сторонится товарищей. Причина его замкнутости в заикании. Последовательность действий воспитателя:

А) посещение школьника на дому с целью изучения условий жизни и воспитания ребенка - 1

Б) создание правильных комфортных для ребенка, взаимоотношений в группе - 5

В) выявление положительных сторон воспитанника - 2

Г) введение ученика в те виды деятельности, где его положительные качества наиболее значимы - 4

Д) беседа с учащимися – 3

П-2. Учитель решил подготовить и провести в классе коллективное творческое дело. Последовательность его действий:

А) коллективная подготовка дела – 3

Б) предварительная работа – 1

В) коллективное подведение итогов – 5

Г) проведение коллективного дела – 4

Д) коллективное планирование – 3

Е) ближайшее последействие коллективного дела – 6.

П-3. Учителю предстоит сформировать коллектив младших школьников. Какова последовательность его действий?

А) выявить активных детей - 3

Б) сформулировать цель деятельности детского коллектива - 1

В) создать отношения ответственной зависимости - 5

Д) организовать разнообразную деятельность детей - 4

Е) конкретизировать задачи по организации коллектива - 2

Подведем краткий итог. Типология всегда относительна, чего бы она ни касалась – явлений, событий, характеристик или педагогических задач. Но ее наличие необходимо, поскольку творчески настроенному педагогу предоставляется возможность выбора среди многообразия типологий педагогических задач именно, тех, которые соответствовали бы главным целям обучения или воспитания. Главное, что необходимо помнить студенту или практику, это то, что мало выбрать систему адекватных на его взгляд задач, нужно еще владеть техникой их правильного решения. Об этом и поговорим в следующем параграфе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3124; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.