Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие и автономия личности




 

Человек как уникальное биосоциальное существо занимает особое место в живой природе. Его отличают от животных следующие признаки: речевая способность; мышление; способность планировать свои действия и действовать по плану; овладение окружающей средой. Человек в отличие от животных не управляем инстинктами. Его поведением руководят ценностные ориентации, мировоззренческие установки и интересы, которые формируются в процессе социализации человека. Он открыт миру, может не только воспринимать окружающий мир, но и изменять его и строить по-новому с помощью культуры.

Культура — это все то, что человек создал сам, т. е. созданный или измененный им окружающий мир, например, язык, созданная или измененная среда обитания, жилищные условия, искусство, религия, право, наука, ценности и социальные нормы, изменение и преобразование самой природы.

Человек — культурное существо в двойном смысле. С одной стороны, человек благодаря своей планомерной творческой деятельности строит собственный «мир», т. е. он является активным созидателем культуры. С другой стороны, он сам становится частью и тем самым также продуктом своей культуры.

Таким образом, культура — это продукт человека, а человек — продукт своей культуры. Культура есть единственное пространство развития свободного человека.

Теория развивающего обучения, у истоков которой стояли выдающиеся отечественные психологи и педагоги Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, убедительно доказала, что образование выступает необходимым условием и основным средством развития личности. Развитие личности, напомним, понимается как процесс количественных и качественных изменений в ее подструктурах, ведущий к приобретению и усилению социального качества индивида. Дать человеку образование — это значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, автором своей судьбы. Само приобретение знаний должно быть организовано как событие, как некоторый культурный акт.

Культура — это среда, растящая и питающая личность. Но эта среда не пассивна, она требует активности от человека. Человек может находиться в культуре и оставаться вне ее. Игнорирование человеком культуры наносит ущерб не только ему, но и культуре, поскольку человек не оправдывает ее ожиданий, не находит своего предназначения. По мнению В. П. Зинченко, диалог человека и культуры может быть дружественным, напряженным, конфликтным и даже переходить в агрессию[6]. Между культурой и индивидом существует разность потенциалов, что и порождает движущие силы развития. Эти силы находятся не в культуре и не в индивиде, а в их взаимоотношениях. Развивающийся индивид не только не пассивен, но и в конце концов сам становится источником и движущей силой культуры. Среди нескольких сотен дефиниций культуры можно найти и ее определение как совокупности знаний, нравственных норм, законов, явлений искусства, верований, обычаев и других образцов поведения, выработанных и усвоенных членами определенного социума.

Укоренение человека в культуре означает усвоение им культурных концептов, т. е. ценностей, мыслей, мотивов, умений и навыков поведения. Растущий человек часто не является подлинным субъектом выбора: прежде чем выбирать между добром и злом, он должен постигнуть азы гуманистической культуры.

Детская беспризорность и преступность — это не плата за свободу и хилые ростки демократии в стране, а признак функциональной несостоятельности многих семей, образовательных учреждений и государства, глубокого культурного кризиса общества.

Усвоение культуры в процессе развития личности содержит следующие аспекты: осознание самого себя как субъекта определенной культуры и уверенность в себе; эмпатия к представителям иной культуры; восприятие форм другого языка и поведения; понимание социально-экономических и политических причин этноцентризма и межкультурных конфликтов; терпимость к стрессовым ситуациям; способность разрешать противоречия и конфликты культурно адекватным способом, понимая, что в сравнении культур не бывает «лучше» или «хуже» — бывает только «иначе». Важнейшим методом формирования соответствующих установок, ценностных ориентаций и коммуникативных умений выступает деятельное межкультурное сравнение, на основе которого учащиеся могут верно понять и оценить свои наблюдения и познания в сфере собственной и чужой культуры, осознать и признать культурные несоответствия.

Особую актуальность приобретает образование молодых людей в духе толерантности, рассматриваемой в качестве безотлагательного императива. Здесь цель — воспитание чутких и ответственных граждан, открытых к восприятию других культур, способных ценить свободу личности, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами. Необходимая активная толерантность развивается на основе понимания, сотрудничества и партнерства.

Сегодня педагоги все чаще сталкиваются со сложной проблемой канализации юношеской агрессии, подпитываемой возрастным максимализмом, в социально приемлемые формы активности, требующей преобразования отрицательной энергии молодежи в позитивную и созидательную деятельность. Вопрос о структуре ценностей из сферы идеологических спекуляций переводится в практическую плоскость и становится главным для образования и развития личности. Реально сейчас в стране господствует идеология меркантилизма и потребительского отношения к жизни. Немногие нацелены на личностную самореализацию. Свобода как высшая ценность предполагает открытость новому, неизвестному, что означает серьезный вызов

для каждого человека, решение проблемы выбора цели жизни, ее смысла. Способность жить свободно — это необходимое условие нашего успешного будущего и критерий оценки нашего прошлого. Развивать и культивировать эту способность у себя и своих учащихся — трудная, но важная задача педагога.

Духовные ценности нельзя передать путем заучивания, приказа, строгого контроля или внешнего целеполагания. Они формируются развивающим образом жизни, сознательным жизнетворчеством, нравственными поступками, деятельным сопереживанием, т. е., говоря словами М. Мамардашвили, «постоянным усилием стать человеком». Человек становится социальным существом только благодаря жизни среди людей. Для этого необходимо усвоение правил поведения среди людей путем обучения и воспитания. Наряду с адаптацией к существующим социальным нормам и правилам образование должно дать возможность обновлять и изменять общественные отношения.

Педагогическая антропология научно обосновывает возможность и необходимость обучения и воспитания, однако она не может удовлетворительно ответить на вопрос о виде и способе воздействия педагога на воспитываемого. Это объясняется тем, что об этом не могут быть сделаны доказательственные выводы (утверждения).

Согласно Канту, человек — единственное существо в мире, которое мыслит и должно быть воспитано. Он представляет собой только то, что делает из него образование (вспомним Маугли).

Человек погибает или душевно страдает, если не получает эмоционального сочувствия, тепла, любви, нежности, физического контакта, т. е. когда наступает сенсорный (эмоциональный) голод. Возникает депривация — болезнь, вызванная недостатком эмоций, тепла, сочувствия.

Уже первые годы жизни определяют масштаб будущих способностей к обучению и воспитанию. Построение позитивных эмоциональных отношений во всех педагогических ситуациях и в каждом возрасте является существенным элементом образования.

На вопрос о масштабе обучаемости и воспитываемости человека нельзя ответить в общем, абстрактно. Он касается конкретной проблемы наследственности и социальной среды. Наследственность можно определить как передачу определенных задатков потомству по законам наследования.

Задатки — врожденно обусловленные анатомо-физиологические и в некоторой степени психические особенности индивида составляющие основу и диапазон развития его способностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.