Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогика Марии Монтессори 2 страница




 


3.2.3. Кэмпхиллское движение
Одним из интересных примеров организации жизни лиц с тяжелыми нарушениями развития, нуждающихся в особой помощи и поддержке, является применение вальдорфской педагогики для создания особых поселений — кэмпхиллских общин. Организация жизни общин основана на философии Р. Штайнера и предполагает проникновение в понимание сущности человеческой природы. Первое поселение в местечке Кэмпхилл и послужило отправной точкой для возникновения Кэмпхиллского движения, охватившего впоследствии более 20 стран мира и насчитывающего в настоящее время более 70 центров. Кэмпхмллское движение наиболее развито как организационная форма социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в Великобритании и Ирландии. Аналоги кэмпхиллских общин появляются в последнее время и в России.
Цели и задачи Кэмпхиллского движения реализуются:
в организации общин, жизнь которых основывается на признании христианства как необходимого элемента в устройстве и работе таких общин. Это выражается в соблюдении христианских праздников, охране окружающей среды и помощи ближнему;
в создании особого образа жизни, учитывающего нужды каждого. Отношение «персонал—клиент» меняется на отношения взаимопомощи во всех сферах повседневной жизни, включая приготовление и принятие пищи, охрану окружающей среды, взаимную заботу;
в такой финансовой организации деятельности общины, когда работа и оплата за нее не связаны между собой. Заработной платы нет, но материальные потребности каждого человека удовлетворяются.
Концептуальной основой кэмпхиллских общин является создание определенного образа жизни для всех ее членов, что дает им возможность полностью реализовать свой потенциал на протяжении жизни в особом социальном окружении, в общении с природой, в хозяйственном труде и активном отдыхе. Кэмпхилл — это общины для людей (детей, подростков, молодых и пожилых), имеющих различные нарушения в развитии и трудности в социализации, живущих вместе с сотрудниками и их семьями и поддерживающих друг друга. Помогающий и нуждающийся в помощи живут рядом, учась друг у друга взаимопониманию. Основополагающим принципом жизни в общине является взаимопомощь, когда каждый ее член старается сделать все, что ему по силам для своего блага и блага своих товарищей. для этого в разных общинах используются различные методы: организуются школы для детей, имеющих серьезные трудности в обучении; создаются специальные учебные заведения для молодых людей, где они могут получить рабочую профессию в соответствии со своими возможностями; на основе взаимопомощи организуются поселения для взрослых, имеющих различные психические и физические нарушения; основываются специальные деревни для хозяйственного труда взрослых и поселения для йожильх и нетрудоспособных, нуждающихся в уходе. В кэмпхиллских общинах и центрах стараются создать условия для удовлетворения специфических потребностей каждого проживающего в них на основе индивидуального дифференцированного подхода к его нуждам. Кэмпхиллские общины организуются и в отдаленной сельской местности, и в небольших городах, и в промышленных регионах.

Основнымизадачами организации подобных поселений являются следующие:
создание условий для максимально независимой жизни (культурной, общественной, трудовой) для каждого члена общины;
организация ухода для лиц со значительными ограничениями жизнедеятельности (нетрудоспособных);
восстановление отношений с окружающей средой и достижение лучшего понимания нужд людей, имеющих различные психофизические нарушения;
организация труда для тех членов общины, которые в обычных условиях были бы безработными.
Кэмпхиллское движение, как одна из организационных форм социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями, получило признание во многих странах мира. Кэмпхилл оказал значительное влияние на изменение общественного мнения в отношении людей с инвалидностью и на формирование государственной социальной политики западных стран по отношению к людям, относящимся к самой уязвимой категории населения. Это направление в штайнеровской педагогике стало реальным гуманистическим решением сложных жизненных затруднений для многих семей, имеющих детей с отклонениями в психофизическом развитии, шансом полноценной жизни для многих людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.


Вопросы в задании
1. Каковы основные принципы педагогической системы М. Монтессори9
2. Какие возможности открываются для образования детей с отклонениями в развитии в детских садах и школах, работающих по системе Монтессори?
З. Каковы основные принципы педагогической системы Р. Штайнера?
4. Каковы основные положения содержания и организации работы вальдорфского детского сада?
5. На какие этапы в развитии человека рассчитана структура вальдорфской школы? В чем ее привлекательность для обучения детей с особыми образовательными потребностями?
б. Попробуйте найти общие и отличительные черты вальдорфской школы и Монтессори-школы в содержании и организации обучения детей с отклонениями в развитии.
7. Что такое Кэмпхиллское движение?
Литература для самостоятельной работы
1. Грюнелиус М.Э. Вальдорфский детский сад. — М., 1992.
2. Монтессори М. Опринципах моей школы. - М., 1999,

3. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия /Сост. и науч. ред. Л. М. Щипицина. — СП6., 1997.
4. Педагогика Марии Монтессори: теория и практика 1/ Международная научно-практическая конференция. — Белгород, 1995.
5. Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори в детском саду и школе:
Учебное пособие/ Под ред. д. Г. Сорокова. — М., 1997
б. Хилтунен Е.А. Педагогика Монтессори //Учительская газета. — 1992.— № 28.
7. Чекалева Н.В. Современные теории и технологии образования. — Омск, 1993.
8. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. — М., 1994.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
Слово к читателю
Раздел 1. ТЕОРИЯ И ИСГОРИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Глава 1. Общие вопросы теории специальной педагогики
1.1. Основные понятия, термины специальной педагогики
1.2. Объект, субъект, предмет, цель и задачи
специальной педагогики

1.3. Систематика и статистика специальной педагогики
1.4. Предметные области современной специальной педагогики

Глава 2. Научные основания специальной педагогики
2.1. Философия и специальная педагогика
2.2. Социокультурные основы специального образования
2.3. Экономические основы специального образования
2.4. Правовые основы специального образования
2.5. Клинические основы специальной педагогики
2.6. Психологические основы специальной педагогики
2.7. Лингвистические и психолингвистические основы
специальной педагогики
Глава 3. История становления и развития национальных систем
специального образования (социокультурный контекст)
3.1. Первый период эволюции: от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
3.2. Второй период эволюции: от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей; от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям
3.3. Третий период эволюции: от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. Становление системы
специального образования
3.4. Четвертый период эволюции: от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех, нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального
образования
3.5. Пятый период эволюции: от равных прав к равным возможностям; от (институциализацию) к интеграции
Раздел II. СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С ОСОБЫМИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫ’1И ПОТРЕБНОСТЯМИ
Глава 1. Основы ди.аактики специальной педагогики
1.1. Особые образовательные потребности и содержание
специального образования

1.2. Принципы специального образования
1.3. Технологии и методы специального образования
1.4. Формы организации специального обучения
1.5. Средства обеспечения коррекционно-образовательного процесса в системе специального образования
1.6. Профессиональная деятельность и личность педагога системы специального образования
Глава 2. Современная система специальных образовательных услуг
2.1. Медико-социально-педагогический патронаж. Медикосоциальная профилактика и ранняя комплексная помощь
2.2. дошкольное образование детей с ограниченными возможностями
2.3. Школьная система специального образования
2.4. Профессиональная ориентация, система профессионального образования профессиональная адаптация лиц
с ограниченной трудоспособностью
2.5. Социально-педагогическая помощь лицам
с ограниченными возможностями
Раздел 111. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ СП ЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ 205
Глава 1. Образование лиц с нарушениями умствен ого развития

1.1. Специальное образование детей с трудностями в обучении
(задержка психического развития)
1.2. Образование лиц с нарушением умственного развития
‚умственной отсталостью)
Глава 2. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи
2.1. Предмет логопедии, ее становление как интегративной
отрасли знаний
2.2. Анатомо-физиологические механизмы речи и основные
закономерности ее развития у ребенка
2.3. Причины речевых нарушений
2.4. Основные виды речевых нарушений
2.5. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей
с речевыми нарушениями
2.6. Система специальных учреждений для детей
с нарушениями речи
Глава 3. Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха...
3.1. Предмет и задачи сурдопедагогики
3.2. Причины нарушений слуха, их диагностика
и медицинская реабилитация
3.3. Педагогическая классификация лиц с недостатками слуха
3.4. Краткий экскурс в историю сурдопедагогики
3.5. Педагогические системы специального образования лиц
с нарушениями слуха
3.6. Специальные технические средства для неслышащих

3.7. Профессиональное образование и социальная адаптация лиц
с нарушенным слухом
Глава 4. Специальное образование лиц с нарушениями зрения
4.1. Предмет и задачи тифлопедагогики
4.2. Из истории тифлопедагогики
4.3. Причины и последствия нарушения зрения и способы
компенсации
4.4. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением
4.5. Обучение детей с недостатками зрения в школе
4.6. Профориентация, профессиональное образование и трудовая
деятельность слепых и слабовидящих
Глава 5. Специальное образование при аутизме и аутистических
чертах личности
5.1. Понятие о синдроме раннего детского аутизма
и аутистических чертах личности
5.2. Причины аутизма
5.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика
5.4. Возможности развития, образования и социализации
5.5. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме
Глава 6. Специальное образование лиц с нарушениями
опорно-Двигательного аппарата
6.1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата
6.2. Общая характеристика ДЦП
6.3. Структура двигательного дефекта при ДЦП
6.4. Нарушения психики при ДЦП
6.5. Речевые нарушения при ДДП
6.6. Коррекционная работа при ДЦП
6.7. Система специализированной помощи детям, страдающим
церебральным параличом
Глава 7. Развитие и образование детей со сложными
нарушениями развития
7.1. Понятие о сложном нарушении развития
7.2. Основные группы детей с сочетанными нарушениями
и значение их психолого-педагогического изучения
7.3. Задачи психолого-педагогического сопровождения
развития ребенка со сложным дефектом
7.4. Психолого-педагогические основы развития и образования
лиц со сложным дефектом
7.5. Пути и способы организации специального образования
для лиц со сложными нарушениями в развитии 340
Раздел IV. IIЕРСПЕI(ГИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ
ПЕДАГОГИКИ И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Профилактика, раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: общее приоритетное
направление развития

1.1. Причины появления новых приоритетов в системе
специального образования
1.2. Задачи и предпосылки создания системы ранней помощи
1.3. Опыт организации ранней помощи за рубежом и в России
1.4. Создание государственной системы ранней помощи — перспектива в развитии специального образования
Глава 2. Общее и специальное образование: интеграция
и дифференциация
2.1. Современное понятие интеграции. Человеке ограниченными
возможностями жизнедеятельности в обществе: модели в
общественном сознании
2.2. Экскурс в историю интеграции
2.3. Россия на пути к интеграции
2.4. Модели интегрированного обучения. Интеграция и
дифференциация
Глава 3. Специальная педагогика и гуманистические образовательные
системы
3.1. Педагогика Марии Монтессори
3.2. Педагогика Рудольфа Штайнера

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.