Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные категории и понятия педагогики




Факторы, определяющие выделение объекта педагогики

Особенностью педагогики является то, что выделение ее объекта, как ни в какой другой науке определяется общественными потребностями.

(Например: андрогогика)

Выделение объекта той или иной науки, в том числе и педагогики, зависит от уровня и состояния в данной области знания. Так педагогика, не смотря на то, что деятельность по передаче новым поколениям накопленного социального опыта, присутствовала среди других видов деятельности общества во все времена и у всех народов, выделилась в самостоятельную отрасль знания, только когда был накоплен достаточный опыт этой деятельности и он был обобщен Я.А.Коменским (1592 - 1670) в труде «Великая дидактика».

Можно привести наглядный пример из биологии. Эволюция органического мира как реальность насчитывает миллионы лет, а объектом биологии она стала, лишь начиная с ближайших предшественников Ч.Дарвина, которые, обобщив накопленные факты, увидели в ней процесс, определяемый естественноисторической необходимостью и начали поиск объективных закономерностей и механизмов протекания этого процесса. Ч.Дарвин завершил эти поиски, построил модель эволюции, т.е. дал ее определенное видение. Языком методологии можно сказать, что он сформировал предмет этого направления биологии.

Предмет науки – это определенное видение, модель объекта науки, это посредующее звено между субъектом и объектом исследования, отражающее способ видения объекта исследователем с позиций науки, которую он представляет.

Для педагогики – это модель особой функции общества, заключающееся в передаче новым поколениям накопленного социального опыта.

Различие между объектом и предметом науки определяется как отличие между отражаемым (объектом) и отраженным (предметом) науки, т. е. той системой понятий, в которой отражены явления действительности и их связи. Способ конструирования предмета науки, т. е. способ видения, представления объекта в системе знаний, принадлежащей этой науке, зависит от уровня и состояния научного познания, направленного на объект действительности, от задач научно-исследовательской деятельности и уровня развития познания в целом.

В понятиях, которыми пользуется каждая наука, отражаются накопленные знания. Все научные понятия делятся на две основные группы: философские и частно-научные, т.е. специфические для данной науки. Кроме того, стало возможным выделение особой группы понятий — общенаучных. Педагогика пользуется понятыми, принадлежащими всем этим группам.

Философские категории в педагогике. Слова, принадлежащие философии, отражают наиболее общие черты и связи, стороны и свойства действительности, помогают понять и отобразить закономерности и тенденции развития самой педагогики и той части действительности, которую она изучает. Нельзя рассуждать об объекте педагогики, не пользуясь словом «социализация», или — о теории, обходясь без понятий «сущность» и «явление», «общее» и «единичное». К числу таких категорий относятся также: «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «бытие», «сознание», «практика» и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 520; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.