Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие личности как педагогическая проблема. Ключевая категория педагогической антропологии - развитие чело века - процесс становления его личности под влиянием внешних и внут­ренних




 

Ключевая категория педагогической антропологии - развитие чело века - процесс становления его личности под влиянием внешних и внут­ренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факто­ров.

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально органи­зованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривает­ся разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявля­ет наиболее эффективные условия для гармоничного развития личности в процессе обучения и воспитания.

В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития име­ли место три основных направления: биологическое, социологическое и биосоциальное.

Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясняют действием при­сущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (3. Фрейд и др.). Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом по­стоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоян­ную борьбу с самим собой, он надевает маску» или неудовлетворение ес­тественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятель­ности.

Известна биологическая теория, которую выдвинул и подробно раз­вивал французский социолог Ш. Летурно (1832-1902). В книге «Эволюция воспитания у различных человеческих рас» (рус. перевод в 1900 г.) он по­лагает, что процесс воспитания и обучения есть и у животных, причем да­же у беспозвоночных; у них есть учителя и ученики, а также - сознатель­ное наставление и обучение. В мире животных можно наблюдать некото­рые примитивные воспитательные приемы, используемые по отношению к детенышам и потомству: кошка «учит» котят ловить мышей, птица «учит» летать оперившихся птенцов и т.п.

Ш. Летурно и его сторонники (Э. Леруа, А. Эспинас и др.) ошибочно сводят явления социальной жизни, какими является воспитание, к биоло­гическим, инстинкты животных приравнивают к сознательным действиям человека. В этом состоит слабая сторона названной теории.

Представители социологического направления считают, что хотя че­ловек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех со­циальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у нее биологические черты, преж­де всего инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.

Представители биосоциального направления считают, что психиче­ские процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологи­ческую природу, а направленность, интересы, способности личности фор­мируются как явления социальные. Такое деление личности никак не мо­жет объяснить ни ее поведение, ни ее развитие.

Задачи, не решенные на каком-либо возрастном этапе, могут стать в дальнейшем причиной задержки развития личности или проявиться через значительный период времени в поступках человека, которые восприни­маются другими как немотивированные.

Человек, полностью идентифицирующий себя с обществом, - кон­формист, человек, не адаптированный к обществу - девиант. Данные ка­чества личности зависят от стилей воспитания, характерных для общества, семей, воспитательных организаций.

Воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.