Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обоснование новой методологии педагогики. Успехи в образовании являются следствием развития философии образования, а также степени врастания философии в теорию и практику пе­дагогической деятельности




Конспект урока

Успехи в образовании являются следствием развития философии образования, а также степени врастания философии в теорию и практику пе­дагогической деятельности. Современная школа и образование эволюционизировали в Х1Х-ХХ вв., но остались неизменными в своих основных на­правлениях научного поиска: цели и содержание образования, формы и методы обучения и воспитания, способы организации педагогического процесса.

Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем ос­новании ряд идей, которые в настоящее время утратили свое значение. Идеологические догмы, выражающие идею преимущества социалистиче­ского строя над капиталистическим представлялись общественности как объективный, научно обоснованный подход к образованию в СССР. В ос­нову способов построения учебных предметов была положена идея после­довательного накопления знаний. Среди форм обучения приоритет приоб­рела классно-урочная система преподавания.

Начиная с 1960-х годов отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понима­ния чужой точки зрения, уважение личности. Переориентация современ­ной педагогики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции являются важнейшими задачами, поставленными самой жизнью. Их решение требует в первую очередь разработки гуманистической фило­софии образования, выступающей в качестве методологии педагогики.

В этой связи методологию педагогики следует рассматривать как со­вокупность теоретических положений о педагогическом познании и педа­гогической деятельности, отражающих гуманистическую сущность фило­софии образования.

Научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только с целью научного познания, но и целью полного удовлетворения социальных потребностей. А результат их удовлетворения как оценка жиз­недеятельности человека определяется направленностью активности лич­ности на осмысление своей деятельности, самореализацию, признание, са­моактуализацию личности в процессе создания материальных и духовных Ценностей, составляющих культуру человечества.

Роль механизма связи между практическим и познавательным под ходами выполняет аксиологический, или ценностный подход.

Аксиологический подход позволяет, во-первых, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребно­сти людей, во-вторых, - решать задачи гуманизации общества.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов.

Равноправие философских взглядов в рамках единой гуманисти­ческой системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей.

Равнозначность традиций и творчества, признание необходимо­сти изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами.

Экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагма­тизм вместо демагогических споров об обоснованиях ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности (В.А. Сластенин).

Согласно этой методологии одна из первостепенных задач - выявле­ние гуманистической сущности педагогики, ее отношения к человеку как субъекту познания, общения и творчества.

Образование как компонент культуры в этой связи приобретает осо­бую значимость, так как является основным средством развития гумани­стической сущности человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.