Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Труды: «О назначении человека», «Самопознание». 3 страница




Демократизация образовательного учреждения – процесс развития и укрепления демократических основ содержания образования и организации его деятельности.

Дефиниция – определение понятия, выражаемого словом, что делает последнее термином.

Деятельность – активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, в ходе которого он выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Диагностика – распознавание, направленное на раскрытие сущности изучаемого педагогического явления или процесса, который уже достаточно полно и глубоко описан.

Диверсификация образования – это многоуровневость образования, многоступенчатость профессиональной подготовки кадров, многофункциональность учебных заведений, вариативность и гибкость образовательных программ, видовой плюрализм и институциональная активность.

Дидактика – научная область педагогики, исследующая принципы, ценности, закономерности функционирования и развития процесса образования и обучения.

Дидактическая теория – система научных знаний о процессах и явлениях обучения, представленных в форме дидактических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих описать, объяснить и спрогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие дидактических процессов и явлений.

Диссертация – особый вид научного произведения, которое представляет результаты проведенного автором научного исследования.

Дисциплинированность – волевое свойство личности, проявляющееся и как кратковременный процесс, и как состояние, благодаря которому человек действует в соответствии с законами, нормами и правилами.

Дифференциация образования – ориентация образовательных учреждений на достижение учащимися (студентами) соответствующего уровня сформированности знаний, умений и навыков на основе учета их развития, склонностей, способностей и интересов.

Дифференцированный подход в воспитании – осуществление воспитательной функции, реализация общих закономерностей и принципов воспитания с учетом особенностей тех или иных групп людей, условий их жизнедеятельности.

Догма – мнение, положение, принимаемое на веру (без доказательств).

Догматизм – метод мышления, опирающийся на догмы, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета конкретных условий.

Доклад – публичное сообщение; развернутое изложение какой-либо научной проблемы, темы.

Доминирующий мотив – мотив, побеждающий в борьбе мотивов и определяющий направленность деятельности в данной ситуации.

Достижение – позитивный результат каких-либо усилий; успех.

Достоверность – установление степени соответствия информации истине.

Дружба – отношение между людьми, основанное на взаимной привязанности, общности интересов.

Единство сознания, личности и деятельности – принцип психологии, согласно которому сознание как высшая интегральная форма психического отражения, личность, являющаяся человеком как носителем сознания, деятельность как форма взаимодействия человека с миром, в котором он достигает сознательно поставленной цели, существуют, проявляются и формируются не в своем тождестве, а в триединстве, определяемом диалектикой их причинно-следственных связей, иными словами, сознание – личностно и деятельно, личность – сознательна и деятельна, деятельность – сознательна и личностна.

Жизнедеятельност ь – в биологии – проявление жизни; в социальной психологии – проявление психики, объективизируемое деятельностью на определенном отрезке жизни личности и связанное с сознанием.

Жизненная позиция личности – наиболее выраженные основные компоненты направленности личности, определяющие убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами ее деятельности.

Закон Российской Федерации «Об образовании» – закон, принятый в 1992 г., измененный и дополненный в 1996 г. Содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и ее управлению, социальным гарантиям реализации прав граждан на образование, международной деятельности в сфере образования. В статье 7 данного закона указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавли­вает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: обязательный минимум содержания основных образовательных программ; максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников.

Зачет – форма проверки успешного выполнения учащимся (студентом) лабораторных и практических работ, усвоения программного материала семинарских занятий, учебных заданий производственной (профессиональной) практики, выполнения курсовой работы.

Знание – результат познания, совокупность научных сведений из соответствующей области; отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки; коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.

Значение – семантическая сторона деятельности, один из аспектов индивидуально-педагогического усвоения общественно-исторического опыта.

Индивидуализация образования – учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся и студентов во всех формах взаимодействия с ними в процессе обучения и воспитания; обусловленная потребность в нерегламентированных, творческих видах деятельности в соответствии с особенностями каждого конкретного индивида.

Индивидуальный подход – принцип педагогики, согласно которому в учебно-воспитательной работе достигается взаимодействие с каждым учащимся.

Инновационное обучение – обучение, ориентированное на воспитание готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к активному строительству будущего за счет нового, творческого и мобильного мышления, способности к созданию нового материального продукта, духовного обновления личности и коллектива.

Интеграция – ориентация на восприятие системно-структурированного знания из различных научных сфер, наличие междисциплинарных зависимостей и связей.

Интервью – беседа с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам; в педагогических исследованиях беседа по намеченному плану.

Интерес – отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания.

Интериоризация – процесс накопления опыта личности путем преобразования внешних действий предметной деятельности и общения во внутренние субъективные характеристики личности, ее сознания и деятельности.

Информатизация образования – процесс все более широкого использования вычислительной техники и информационных технологий в процессе обучения человека.

Категория – наиболее общее логическое понятие, выражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.

Качество образования – категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности.

Квалификация – подготовленность индивида к профессиональной деятельности; наличие у работника знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенных видов работ.

Кибернетическая концепция обучения – концепция, которая рассматривает обучение как процесс передачи и переработки информации.

Классификатор – перечень связанных между собой понятий, которые систематизированы, т. е. распределены по определенной системе, и каждому из которых присвоен определенный номер.

Классификатор специальностей среднего профессионального образования – систематизированный перечень специальностей (классифицированных по группам родственных специальностей) подготовки специалистов со средним профессиональным образованием. Группы специальностей и специальности в Классификаторе кодируются с помощью четырехзначного цифрового кода, в котором символы 1, 2 кодируют группы специальностей, символы 3, 4 – специальности внутри групп специальности, например: 0300 – образование; 0313 – дошкольное образование.

Классно-урочная система обучения – организация учебных занятий в образовательном учреждении, при которой обучение проводится фронтально в классах с постоянным составом учащихся по действующему в течение определенного промежутка времени расписанию, а основной формой занятий является урок. Была создана Я.А.Коменским в ХVI в.

Колледж – самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), реализующее углубленные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам продленной подготовки кадров, обеспечивающее обучающимся повышенный уровень квалификации.

Коллектив – группа людей, объединенных совместной деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества.

Коллоквиум – вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя относительно самостоятельного раздела лекционного курса.

Концепция – система взглядов на те или иные явления; руководящая идея, определяющая характер познавательной и практической деятельности, основная мысль или ведущий замысел; трактовка какого-либо явления; основная точка зрения.

Концепция дидактического прагматизма (утилитаризм) – концепция, которая трактует обучение как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающегося.

Концепция дидактического формализма – концепция, рассматривающая обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся.

Концепция дидактического энциклопедизма – концепция, провозглашающая основную цель образования, которая заключается в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности.

Концепция функционального материализма – концепция, которая обращает основное внимание на интегральную связь познания с действительностью. Критериями ее построения являются «ведущие идеи», которые имеют мировоззренческое значение.

Конспект – краткое изложение содержания книги, статьи, брошюры, научной работы, используемое для углубленного и тщательного изучения учебной и научной литературы.

Консультация – один из видов учебных занятий, который проходит в форме беседы студентов с преподавателем.

Контроль – проверка преподавателем на семинарах, практических и лабораторных занятиях полученных учащимися (студентами) знаний и приобретенных ими умений и навыков.

Конференция – одна из организационных форм учебного занятия или воспитательного мероприятия.

Конфликт – вид общения, в основе которого лежат реальные или иллюзорные, объективные или субъективные противоречия общающихся личностей, требующие разрешения.

Корпорация – группа, цели деятельности которой замкнуты внутри ее; работающая только на себя и не связанная с другими.

Критерий – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.

Курс лекций – разновидность учебного издания, в котором опубликован авторский лекционный курс по какой-либо дисциплине.

Лабораторное занятие – одна из форм учебной работы, которая направлена на освоение учащимися (студентами) отдельных видов, способов и методов проведения экспериментальной научно-исследовательской работы.

Лабораторно-бригадный метод – способ организации учебного процесса в школе, основанный на самостоятельном выполнении бригадами учащихся учебно-лабораторных заданий; разновидность американского дальтон-плана.

Лекция – систематическое, последовательное, монологическое изложение педагогом (лектором) учебного материала, как правило, теоретического характера.

Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Лицей – тип среднего и высшего учебного заведения; среднее учебное заведение с углубленным изучением дисциплин определенного профиля.

Личностный подход – последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия.

Личностный смысл – осознаваемая значимость для субъекта тех или иных явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него.

Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Мастерство – высокая степень овладения определенными видами профессиональной деятельности.

Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления подчиненным персоналом и координацией его деятельности во имя эффективной работы организации по реализации ее целей.

Менталитет, ментальность – квинтэссенция культуры, в которой воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека, группы или социума; образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.

Метод – способ достижения цели, решение какой-либо задачи; совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности.

Методика – наука о методах преподавания и обучения; совокупность методов, способов и средств обучения чему-либо, например, математике, физике, литературе и т.д.

Методология – учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности человека.

Методы обучения – способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение образовательных целей.

Мировоззрение – система взглядов, убеждений, идеалов, воззрений, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природе и обществу.

Мнение – оценочное суждение или умозаключение, эмоционально окрашенное и выражающее отношение субъекта мнения к его предмету, объекту.

Многовариантность образования – условие выбора, дающее каждому участнику образовательного процесса шанс в достижении успеха.

Многоступенчатость профессиональной подготовки – свойство системы профессиональной подготовки, которое обеспечивает последовательный переход со ступени на ступень. Основывается на профессиональном самоопределении студента или на конкурсном отборе обучения на следующей ступени. Профессиональное самоопределение в условиях учебного заведения со ступенчатой системой подготовки связано со сформированностью ценностно-мотивационной сферы молодежи, самой оценкой собственных интеллектуальных и учебных возможностей и профессиональной ориентацией. Преимущество ступенчатой системы подготовки состоит в более основательной профориентации учащихся и осознанном выборе им профессии, а также в овладении несколькими профессиями, что дает выпускнику среднего специального учебного заведения запасные варианты при трудоустройстве в сложных экономических условиях. Ступенчатая система подготовки особенно ярко проявляется на стыках двух основных уровней образования – начального и среднего и высшего профессионального образования, когда студенты на льготных условиях переходят на более высокий уровень образования. Многоступенчатая система подготовки позволяет студенту прервать обучение на любой ступени, получив завершенное профессиональное образование по одной или двум профессиям.

Многоуровневость образования – организация многоэтапного образовательного процесса, обеспечивающего возможность достижения на каждом этапе того уровня образованности, который соответствует возможностям и интересам человека.

Многоуровневые учебные заведения – заведения, в которых реализуются разные образовательные программы, отвечающие требованиям государственного образовательного стандарта трех соответствующих уровней профессионального образования: начального, среднего и высшего. В средних профессиональных учебных заведениях реализуются два уровня: базовый и повышенный, предполагающие соответственно двухуровневую структуру средних специальных учебных заведений (техникум, колледж). Многоуровневые средние специальные учебные заведения обладают большей реактивностью на изменение социальных процессов, так как сами формируют образовательные программы в зависимости от уровня предложений.

Моделирование профессиональной деятельности – метод формирования содержания обучения в виде комплекса задач, заданий и упражнений, в совокупности полностью отражающих профессио­нальную деятельность от целеполагания до самоконтроля и анализа резуль­татов как по основным профессиональным функциям, так и по их элементам. Моделирование профессиональной деятельности в учебном процессе пред­полагает выявление типовых профессиональных задач, разработку на их основе соответствующих учебно-производственных задач, определение их места в содержании обучения, выбор целесообразных форм, методов и средств реализации структурных элементов модели.

Модель – мера, образец, норма; представитель, заменитель оригинала в познании или на практике.

Модернизация – изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям, в частности, модернизация образования, задающая стратегию развития образовательной сферы как с позиции качества образования, так и условий его предоставления.

Мониторинг – постоянное отслеживание какого-либо процесса для установления его соответствия первоначальным предположениям или желаемому результату, например, наблюдение за успешностью того или иного воспитательного процесса.

Монография – научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы.

Мотив – побудительная причина деятельности, складывающаяся под влиянием условий жизни субъекта и определяющая направленность активности личности.

Мотивация – система взаимосвязанных и взаимоподчиненных мотивов деятельности личности, сознательно определяющих линию ее поведения.

Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

Навык – умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.

Наказание – способ воспитания личности или группы.

Намерение – стойкая мысль о возможности или необходимости выполнять определенное действие или деятельность.

Направленность – совокупность устойчивых и относительно независимых мотивов, ориентирующих действия и поступки личности.

Научение – результат обучения, зависящий как от методов обучения, так и от особенностей обучаемой личности.

Научная работа – неотъемлемая составляющая образовательной программы всех ступеней высшего профессионального образования, имеющая в вузовской практике свои специально организованные формы.

Неинституциональная модель образования – это организация образования вне социальных институтов (школ и вузов). Это «образование на природе», с помощью Интернета, дистантное обучение и т.д.

Непрерывное образование – образование, всеохватывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому человеку возможности реализации собственной программы; целостная совокупность средств, способов, форм приобретения, углубления и расширения общего образования, профессиональной компетентности, культуры, воспитания гражданской и нравственной зрелости личности.

Обобщение – один из процессов познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов или явлений, объединении их на основе общности существенных черт, а также результат, представленный в виде понятия.

Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных уровней – цензов (Закон РФ «Об образовании»); процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков в ходе обучения; уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации; система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый; социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному и культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов; результат обучения, т.е. формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека; система накопленных человеком в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Образование рассматривается как процесс, результат и система: как процесс – освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; как результат – характеристика достигнутого уровня в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений; как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Образовательная траектория – возможность личности на основе выбора определять свой образовательный путь в удовлетворении потребностей в образовании, получении квалификации в избранной области, в интеллектуальном, физическом, нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей, спроса на рынке труда, самооценки возможностей.

Образовательные программы – ключевые элементы образовательного (педагогического) процесса. Образовательная программа устанавливает содержание образования определенного уровня и направленности. В России реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Образовательный процесс – целенаправленный и организованный процесс получения знаний, умений и навыков в соответствии с целями и задачами образования.

Образовательные системы – социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку подрастающего поколения к самостоятельной жизни в современном обществе.

Образовательный стандарт – стандартный результат обучения; уровень обучения (качество образования), на которое нацелен этот стандарт; образ образования, отражающий цели и ценности образования, его содержание и результаты.

Образовательные цели – сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремятся достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.

Обучаемость – способность к усвоению знания, учебного материала, возможность применять индивидуальную систему знаний, способность решать теоретические и практические задачи.

Обучение – целенаправленное пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике; специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учащихся (студентов и преподавателей), результатом которого является усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей обучаемых в соответствии с поставленными целями.

Обученность – объем сведений, информации, имеющихся в памяти, и элементарных умений и навыков по их воспроизведению; результат учения, проявляющийся, в частности, как профессиональная подготовленность.

Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов.

Общее образование – образование, которое дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности, позволяет понять основные закономерности процессов в окружающем человека мире, приобрести необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Общение (коммуникация) – процесс взаимодействия личностей и групп, посредством которого происходит становление и развитие личности и общества.

Объяснение – функция научного познания, раскрытие сущности изучаемого объекта посредством постижения причин его возникновения, законов функционирования и развития, установления связей данного объекта с другими.

Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности и деградирующий при ее отсутствии.

Озарение – высшая форма ясности сознания, обеспечивающая высшее проявление творческого мышления и творческой деятельности.

Оптимальность – достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий участников.

Ориентировочная основа деятельности (ООД) – система представлений человека о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия.

Парадигмальная концепция обучения – процесс обучения, при котором учебный материал представляется обучаемым «фокусно», внимание обучаемых концентрируется только на основных фактах, событиях.

Педагогика – наука о целенаправленном процессе передачи человеческого опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности; о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека; особая сфера деятельности по воспитанию и обучению человека; это наука и, одновременно, отрасль человековедения, т.е. отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы; одна из социальных наук, которая исследует процесс воспитания человека, т.е. ее предметом является воспитание, процесс целенаправленного формирования личности: как из ребенка, существа почти исключительно биологического, формируется личность – существо социальное, сознательно относящееся к окружающему миру и преобразующее этот мир. Этот процесс протекает по свойственным ему закономерностям, т.е. в нем проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определенные изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика.

Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

Педагогическая проблема – объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.

Педагогическая ситуация – комплекс условий, при которых решается педагогическая задача.

Педагогическая теория – система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие педагогических процессов и явлений.

Педагогическая технология – последовательное и непрерывное осуществление взаимосвязанных между собой компонентов, методов, состояний педагогического процесса и определенных действий его участников – педагогов и обучающихся; последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанная с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемая в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач (структурирование и конкретизация целей педагогического процесса, преобразование содержания образования в учебный материал; выбор методов, организационных форм и средств осуществления педагогического процесса и т. д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.