КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Значение диссертационного исследования для науки и практики (теоретическая и практическая значимость)
Характеризовать теоретическую и практическую значимость реально ведущегося исследования приходится дважды – в начале и в конце работы над диссертацией. На первой стадии исследования в общем виде определяются значение для науки и практики, его предполагаемых результатов и делается это в связи с ограничением практической задачи и научной проблемы при определении темы и цели работы. На заключительной стадии определяется значение уже полученных результатов. Такое определение должно быть содержательным и конкретным. Необходимо показать для какого участка науки или практики имеет значение полученный результат и, в каком отношении новые знания совершенствуют этот участок. Значение полученных результатов для науки определяется тем, в какие проблемы, концепции, отрасли знания вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие ее содержание. Имеется в виду вклад не просто в решение избранной проблемы, а в более широкую область. Этим значение для науки как методическая характеристика отличается от новизны. Например, диссертация: «Дидактические условия реализации воспитательной функции обучения в самостоятельной работе учащихся». Новизна: выявлены две группы условий, направленных на реализацию воспитательной функции обучения; определены сочетания, способов организации в деятельности учащихся в рамках воспитательной работы в зависимости от уровня сформированности у них социально-ценных отношений к процессу самостоятельного труда к самому себе и другим людям. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представления о воспитательных возможностях самостоятельной работы, что является еще одним шагом в разработке проблемы реализации принципа единства обучения и воспитания, выявление специфики дидактического анализа по сравнению с психологическим.
Естественно, проблема единства обучения и воспитания в целом или анализ соотношения дидактики и психологии в задачу данного исследования не входит. Однако его результаты на ряду с другими аналогичными работами дают основания для дальнейшей работы. В этом их значение для науки. Часто определение новизны и теоретической значимости идут под одной рубрикой (как например, в автореферате) и фактически, в лучшем случае, дело сводится к новизне. Например, научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: 1) обоснована сущность самовоспитания молодых педагогов; 2) охарактеризована специфика направленности самовоспитания; 3) раскрыты педагогические условия, наиболее успешного и эффективного осуществления самовоспитания молодых специалистов в области педагогики. Для характеристики теоретической значимости результатов исследования учитывают новизну (А), концептуальность и доказательность (Б), перспективность (В). В зависимости от области научного исследования и тематики, данные критерии наполняются конкретным содержанием. Приведем примерную схему, по которой характеризуют теоретическую значимость диссертации: 1) теоретическая значимость очень высокая: А) результаты исследования обосновывают совершенно новые теоретические подходы, концепции, идеи, которые раньше не имели места, существенно меняют традиционные представления в данной области; Б) разработана целостная теория, определены принципы применения теоретических положений на практике, на их основе даны рекомендации; выводы теоретически и экспериментально подтверждены; В) открывается новое направление в данной области и смежных дисциплинах; перспективы для прикладных исследований.
2) теоретическая значимость высокая: А) результаты исследования дополняют, развивают, вносят новые элементы в существующие концепции, идеи, подходы; Б) разработана теория, определены принципы применения теоретических положений на практике, выводы подтверждены; В) открываются перспективы для прикладных работ в данной области; 3) теоретическая значимость удовлетворительная: А) результаты уточняют и конкретизируют отдельные положения в научной области; Б) выдвинуты отдельные теоретические положения, выводы частично подтверждены; В) открываются перспективы для решения отдельных вопросов в пределах данной области, темы, проблемы. 4) теоретическая значимость низкая (отсутствует):А) результаты повторяют существующие теоретические положения в данной области без каких-либо уточнений и дополнений;Б) научная концепция не сформулирована, противоречит известным фактам, дана без всякого обоснования;в) перспектив для дальнейших работ нет. Значение проведенного исследования для практики – это, когда ученый отвечает на вопрос: «Какие конкретные недостатки в практической деятельности можно исправить с помощью полученных в исследовании результатов». Поэтому, простое упоминание о том, где можно использовать результаты исследования, недостаточно, поскольку оно не дает представления о том, как и для каких практических целей можно применить результаты именно этой работы. Например: практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в курсах лекций по теории и истории педагогики, в спецкурсах по зарубежной педагогике, в вузах, при выполнении курсовых и дипломных работ, в педагогической подготовке аспирантов – это неудачная и неполная формулировка; невозможно догадаться чему посвящена работа и какова ее тема. Примеры содержательного определения практической значимости: 1) практическая значимость состоит в разработке рекомендаций к выбору вариантов построения двух типов текста: формирующих научные знания и предметные умения; дидактических материалов – текстов заданий; 2) результаты исследования показывают возможность такого построения учебного материала, которая раскрывает вариативную сторону преподавания и способствует целесообразному выбору учителем средств, согласованных с условиями конкретных педагогических ситуаций;
3) практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных методов прогнозирования и регулирования трудностей учебных текстов, методических рекомендаций для преподавания предметов естественного цикла по использованию в процессе обучения методов оценки и измерения трудности текстовых материалов в зависимости от конкретных педагогических условий. Критерий практической значимости указывает на изменения, которые произошли или могут быть достигнуты в результате внедрения полученных результатов в практику, в учебный процесс, в методику преподавания и т.д. Практическая значимость результатов диссертационных исследований зависит: а) от числа и состава пользователей, заинтересованных в результатах работы; б) от масштаба внедрения; в) от степени готовности результатов к внедрению; г) от предполагаемого социально-экономического эффекта внедрения. 1) практическая значимость очень высокая: а) результаты исследования важны для всей научной области; б) в результатах заинтересованы очень широкие круги пользователей;в) масштаб внедрения – общегосударственный и региональный; г) внедрение полученных результатов в практику экономически целесообразно; д) результаты готовы к внедрению, разработаны нормативные материалы. 2) практическая значимость исследования высокая: а) результаты важны для решения вопросов внутри научной области, в пределах крупных научных направлений; б) в результатах исследования заинтересованы широкие круги пользователей; в) масштаб внедрения – региональный; г) внедрение в практику экономически целесообразно; д) результаты готовы к внедрению. 3) практическая значимость исследования удовлетворительная: а) результаты важны для решения частных (частно-методических) вопросов; б) в результатах заинтересован узкий круг лиц; для большинства пользователей они не представляют интереса; в) масштаб внедрения – отдельные организации, предприятия, школы и т.д.; г) внедрение полученных результатов в практику экономически нецелесообразно; д) результаты не готовы к внедрению.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 5449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |