Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение литературы в исследовании




Изучение литературы по выбранной теме исследования следует начинать с общих работ. Здесь диссертант:

1) получает представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема. Любая тема всегда каким-то образом соотносится с целым кругом других тем, т.е. может быть представлена в некотором содержательном контексте. Этот контекст в конечном итоге и образует «поле деятельности» научного работника;

2) глубже познает свою область научного знания и начинает лучше в ней ориентироваться. Соотношение изучаемых вопросов с кругом примыкающих вопросов позволяет углубиться в сущность изучаемого, увидеть его внутренние стороны, свойства, характеристики;

3) вырабатывает общую позицию, с которой может рассматриваться собственная тема, т.е. в определенной степени намечает методологию исследования (методология – способ рассмотрения опыта с философских и научных позиций).

После проработки общих источников, к которым еще придется неоднократно обращаться, следует приступить к изучению литературы, непосредственно связанной с темой исследования. К ней относятся: тезисы и материалы конференций, семинаров, съездов, симпозиумов, конгрессов; научные статьи, публикации в сборниках статей и информационных изданиях, монографии – крупные теоретические исследования; учебники и учебные пособия для вузов, школ, средних специальных учреждений; научные отчеты, реферативные сборники и материалы, архивные материалы и документы; авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, сами диссертации; различного рода словари, справочники, энциклопедии.

Работа над литературными источниками должна проводиться на всех этапах научного исследования, прежде всего, она необходима при определении научной проблемы и задач исследования. Приступая к исследованию надо хорошо уяснить, что сделано предшественниками, отделить известное от неизвестного. Не проделав этой работы, исследователь рискует попасть в положение человека, открывающего Америку.

Изучение литературы необходимо, чтобы составить концепцию об объекте исследования, чтобы разработать логику и методику научного исследования, а затем теоретически осмыслить собранный эмпирический материал.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

1) общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

2) беглый просмотр всего содержания;

3) чтение в порядке последовательности расположения материалов;

4) выборочное чтение какой-либо части произведения;

5) выписка представляющих интерес материалов;

6) критическая оценка записанного, его редактирование;

7) «чистовая» запись как фрагмент текста будущей диссертации.

Работая с литературой, диссертант составляет библиографический перечень – перечень использованной литературы, зафиксированной в соответствии с определенным библиографическим стандартом. Этот стандарт включает: фамилию и инициалы автора; название работы; в каком журнале, сборнике и т.п. издана статья, тезисы и т.п., место издания, издательство, год издания, количество страниц в книге, или с какой по какую страницу расположена статья, тезисы в журнале, сборнике и т.д.

Чтобы правильно, в соответствии со стандартом, оформить библиографию можно:

1) посмотреть оформление использованных работ в списках литературы, защищенных в последние годы диссертаций;

2) обратиться за консультацией к работникам библиографического отдела любой библиотеки;

3) для сбора и хранения библиографии предлагается использовать каталожные карточки, на каждую из которых наносится полное библиографическое описание одного литературного источника.

Работая над литературными источниками, надо делать выписки или конспективно излагать основ мысли автора. В этом случае надо обязательно ставить кавычки, чтобы потом не спутать чужой текст с собственным. Делая выписки, или конспектируя, желательно записывать и свои собственные мысли по поводу прочитанного: с чем согласен, с чем не согласен, над чем следует подумать, к каким вопросам вернуться и т.д.

Существует несколько видов краткой записи научной информации: аннотирование, конспектирование, тезирование, цитирование

Аннотирование – краткая характеристика содержания научного или литер источника в целом, или отдельных проблем, необходимых при подготовке диссертации. Например: в диссертации Кантера В.З. «Художественное развитие слепых и слабовидящих как проблема теории и практики тифлопедаогики» разработана новая концепция художественного развития слепых и слабовидящих детей. Автор раскрыл сущность развития слепых и слабовидящих детей и обосновал пути их интеграции в художественную культуру, определил предмет их художественного развития и вскрыл специфику художественного развития детей в связи с влиянием аномального фактора. Диссертационное исследование выполнено на материалах 56 самодеятельных художественных коллективов Всероссийского Общества Слепых.

Тезирование – запись необходимой информации с помощью отдельных тезисов. Например: «деятельность как искусственная активность»; под деятельностью понимается организационная результативная целенаправленная активность, категория деятельности определяет базовый уровень социального взаимодействия, соответственно оценка его эффективности включает в себя оценку эффективности деятельности в качестве ключевой составляющей.

Цитирование – вид краткой записи, с помощью которого подтверждаются выводы и положения отдельных авторов в контексте своего диссертационного исследования. При цитировании следует обращать внимание на след правила:

1) цитату обязательно заключать в кавычки и делать необходимые сноски на источник;

2) цитировать автора только по его произведениям, и, только в том случае, если источник недоступен, или доступен с большими трудностями возможно цитирование по уже опубликованным другими авторами источникам;

3) следить за точным соответствием цитаты источнику.

Конспектирование – нестрогое изложение основных мыслей автора.

Результаты изучения литературы находят отражение во введении и главах диссертации. Во введении дается общий обзор состояния исследуемой проблемы в науке:

1) иногда этот обзор сводится к последовательному ряду кратких аннотаций на многочисленные публикации. Чаще такой обзор делают начинающие исследователи, такой обзор информационного характера не представляет большой ценности для науки;

2) правильнее поступают исследователи, которые дают обобщенную характеристику литературы; выделяют основные направления (течения, концепции, точки зрения), подробно анализируют и оценивают наиболее фундаментальные работы представителей этих направлений, об остальных авторах говорят кратко, отмечая то оригинальное, что отличает их работу от подробно разобранных фундаментальных работ.

Более детальное изложение фактов и идей различных авторов дается в соответствующих главах диссертации. Автор, при этом, выражает свое отношение к изложенным идеям: с одними соглашается, другие ставит под сомнение или опровергает, третьи – использует для доказательства слабой разработанности проблемы в науке и т.д.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения новых знаний. При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме диссертации.

Часть полученной из источников информации окажется бесполезной, редко она используется полностью. Поэтому необходим тщательный отбор информации и ее оценка. Научное творчество включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информаций, обобщением и представлением в форме удобной для анализа и вывода.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 2664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.