КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы педагогической аксиологии
Вопросы педагогической неологии. Неология («noes» - новое + «logos» - слово) – научное знание о новом в педагогической теории и педагогической практике. Задачи педагогической неологии: 1) раскрытие сущности (специфики) и источников появления нового в педагогике; 2) разработка типологии нового в педагогике (науке и практике); 3) определение критериев и степени новизны; 4) выявление благоприятных условий становления, развития и утверждения нового в педагогике; 5) определение «категориального» поля теории нового в педагогике («новое», «старое», «критерии оценки нового», «этапы развития» и т.д.); 6) раскрытие связи неологии с другими науками и направлениями педагогических исследований; 7) разработка функций педагогической неологии в системе педагогического знания (критериально-оценочная, систематизирующая, прогностическая); 8) определение в целом роли неологии в педагогике. В.Н. Полонский отмечает 3 уровня новизны: 1) конкретизация;2) дополнение;3) преобразование. Новизна на первых двух уровнях выступает как, отражающая приращение знания к уже известному, которое необходимо конкретизировать или дополнить. На уровне преобразования существует нечто новое в чистом виде. Таким образом, можно говорить о двух типах нового: 1) чисто новое, впервые созданное; 2) новое, имеющее примесь старого, или новое, состоящее из слоя старого и слоя нового, что, соединившись, дает конкретизацию и дополнение прежнего знания. С проблемой новизны связаны и проблемы типологии нововведений. Педагогическое новшество – такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет к ранее неизвестному. Педагогическое новшество могут классифицироваться по следующим параметрам: 1) по месту появления (в науке или в практике); 2) по времени появления (исторические или современные); 3) по степени ожидания, прогнозирования и планирования (ожидаемые, неожиданные, планируемые, незапланированные и т.д.); 4) по возможностям внедрения (своевременные и несвоевременные; сравнительно легко выделяемые и трудно выделяемые); 5) по отрасли педагогического знания (дидактические, школоведческие и др.); 6) по степени новизны (абсолютные и относительные); 7) по степени преобразования педагогических процессов (вносящие коренные изменения и частичные); 8) по отношению к педагогической системе (системные и несистемные); 9) по оригинальности (оригинальные и малооригинальные). Понятие «педагогическая аксиология» связано с понятием «педагогическое сообщество». В него входят представители педагогической науки, организаторы и практики учебно-воспитательного процесса; студенты педагогических вузов и все те, кто профессионально связан с процессами обучения и воспитания. Педагогическое сообщество создает, воспринимает, осваивает, оценивает и применяет педагогические новшества. Педагогическое сообщество, как коллективный субъект педагогической действительности имеет в каждую эпоху свое неповторимое лицо, свою психологию, свой социальный статус, свое педагогическое мировоззрение. Оно существует в формах различных организаций – государственных, государственно-общественных, общественных (учебные заведения объединяют профессионалов на государственной основе, а педагогическое общество – это государственно-общественная организация). Термин «аксиология» в 1902 г. ввел французский философ Лапи, и в 1908 г. применил немецкий философ Гартман. В современных условиях аксиология рассматривается как теория ценностей, учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира. Нельзя понять теоретическое и практическое значение возникающих педагогических новшеств без выяснения их ценностной природы, без определения системы педагогических ценностей и критериев оценки педагогических явлений. Всякое явление педагогической действительности может быть оценено, но не всякое может выступать как ценность, т.к. некоторые педагогические явления могут носить деструктивный характер, или, со временем, терять ценность. Существенна для аксиологии проблема критериев оценки и определения ценностей педагогических явлений. Так, результаты исследования по их ценностному качеству характеризуются критериями новизны, актуальности, теоретической и практической значимости. В зависимости от эффективности, возможна оценка исследований с позиций научной, практической, социальной и экономической значимости. Вопросы о критериях оценки педагогических явлений более сложен: здесь возрастает роль субъективного начала, когда трудно отделить результат педагогического воздействия от личности учителя, или от особенностей личности ученика. Неслучайно разными бывают оценки опыта педагогов-новаторов; нередко попытки применить их новшества в опыте других учителей оканчиваются неудачей. Педагогическая аксиология должна раскрывать процессы: 1) восприятия; 2) оценки; 3) освоения педагогическим сообществом педагогических новшеств. В дальнейшем предстоит разработать методики сравнительного аксиологического анализа новшеств.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |