Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа социального педагога в микрорайоне




Раньше эта тема часто рассматривалась раздельно: как вос­питательная работа в школе и как работа в микрорайоне. Сегодня образование, взяв в своей деятельности, как первостепенное, воспитание ребенка, формирование личности, изменяет свое содержание и методы работы. Работая социальным педагогом, следует учитывать, что формирование личности, воспитание ребенка происходит не только в семье, школе, в дошкольных и внешкольных учреждениях, но и во дворе, среди сверстников, и важно на этот процесс сегодня обратить внимание.

Обращаясь к воспитанию ребенка, следует помнить, что и в школе, и в семье он находится под контролем, точнее, подчиняется правилам поведения, установленным и в школе, и в семье. На улице же, во дворе, со сверстниками он предоставлен сам себе, и этот процесс в его развитии может быть главным. Поэтому работу по месту жительства следует вести не с подростками (уже трудными), а с дошкольниками, организовывая их свободное время, развивая их задатки и способности. Именно там, вне контроля семьи и школы, когда ребенок предоставлен сам себе, возникают неформальные группы, появляются лидеры, происходят контакты со взрослыми. Именно здесь проявляются негативные черты у подростков, которые не могут себя занять, здесь подростки вовлекаются в преступные группы.

Сложилась практика, когда социальный педагог закрепляется за отдельным районом, домом, подъездом. Какая работа проводится им в подобном случае?

· Одна из практикуемых форм — это создание спортивных баз, культурных и реабилитационных центров на базе прежних клубов по месту жительства.

· Кроме того, это создание различных объединений для совместного времяпрепровождения в выходные дни. Это походы, спортивные соревнования,

· – создание различных дворовых команд и секций, ремонтных бригад из детей и подростков,

· – открытие клубов по интересам,

· – оборудование спортивных площадок и стадионов, площадок для малышей,

· – создание домовой библиотеки.

Однако в современных условиях возникает практика совместной социальной работы с детьмиив школе, и по месту жительства. Эта практика деятельности по единому плану воспитательной работы в микрорайоне и школе объединяет школу и все социальные службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. Эксперимент создания социально-педагогического комплекса в России был начат еще в конце 60-х гг. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества. Работа по единому плану изменяет в корне работу педагогического коллектива школы. Педагоги включаются в работу внешкольных детских учреждений, деятельность классных руководителей и воспитателей групп продленного дня тесно увязывается с работой социального педагога.

184.Задачи, содержание, формы и методы социально-педагогической профилактики и реабилитации детей с девиантным поведением.

Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания. Это процесс предупреждения или преодоления различных отклонений в поведении ребенка или подростка. Социальному педагогу приходится сталкиваться в своей работе с исправлением, когда нужно помочь ребенку в корне изменить свое поведение, изменить все его сознание и стремления, чувства и волю, его деятельность. Технология процесса может выглядеть следующим образом:

· формирование мотивации ребенка (педагог заинтересовывает перспективой нового пути);

· изучение воспитанника, формирование психологической готовности на изменения. Здесь важно социальному педагогу познакомиться с личными делами подростка и в школе, и в ИДН, выяснить причину педагогической запущенности;

· процесс накопления нравственно положительных качеств, поступков (даже при небольших подвижках педагог поощряет ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения). Важно, чтобы на этом этапе ребенок научился самостоятельно оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, их причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. Социальному педагогу необходимо стараться объединить педагогический процесс воспитания и процесс самовоспитания, направить подростка к деятельности по самосовершенствованию.

На всех этих этапах педагог выступает в роли консультанта, но на каждого воспитанника составляет психологическую карту. В процесс перевоспитания кроме воспитателя включается и коллектив воспитанников, в который попадает ребенок. Педагог координирует, направляет усилия коллектива на перевоспитание своего товарища. В обстановке реабилитационного центра поступки и решения ребенка направляются социальным педагогом. Определив способности воспитанника, педагог внушает ему уверенность в своих силах, в реальности изменения жизни в лучшую сторону. В реабилитационном центре педагог работает с группой, что делает важным и обязательным ее изучение, включая нюансы внутригрупповых отношений и степень влияния на каждого подростка. Следует помнить, что у трудных подростков часты проявления враждебности, агрессивности, замкнутости, поэтому оздоровить обстановку малой группы можно созданием клуба, спортивной секции, технических кружков, но нельзя забывать, что трудные подростки легковозбудимы, поэтому к выбору вида деятельности надо относиться внимательно.

Эффективен, но сложен метод включения трудного подростка в группу воспитанных подростков. Нужно, однако, помнить, что подросток может быть жестоким, поэтому ему нельзя поручать руководство маленькими. Трудный подросток требует особого подхода. Работая в реабилитационном центре с подростками, социальный педагог должен помнить о ряде условий, которые ему помогут достичь успеха:

· установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать;

· познание ребенка, его мыслей, стремлений, реакций, планов на будущее;

· установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации.

В последние годы особо острую актуальность в связи с обозначившейся в стране тенденцией роста преступности, и в особенности преступности несовершеннолетних, приобрела проблема поиска путей повышения эффективности профилактической работы. В современных условиях должны принципиально меняться подходы к организации профилактической работы, переходя от мер административно-правового воздействия к оказанию социально-педагогической помощи семье, подростку. Такая работа может успешно вестись лишь в тесном взаимодействии всех социальных институтов и требует глубоких специальных психолого-педагогических знаний. Профилактика девиантного поведения предполагает систематически осуществляемое, целенаправленное предупредительное воздействие на отдельных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, в целях предупреждения преступлений и других асоциальных проявлений.

Профилактическая практика в нашей стране носит многоуровневый характер и включет следующие задачи.

1. Решение социально-экономических, идеологических, культурных задач общегосударственного масштаба по более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, по формированию социальной зрелости и гражданской активности подростков, молодежи.

2. Воспитательные воздействия, осуществляемые по месту работы, учебы подростков, направленные на оздоровление микросреды, в которой непосредственно протекает жизнедеятельность человека.

3. Индивидуальная воспитательно-профилактическая работа, направленная на коррекцию и предупреждение аморальных явлений, противоправных действий и поведения отдельных лиц.

Особое место занимает проблема ранней профилактики правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних, предупреждение асоциального поведения на ранних стадиях развития, на докриминогенном уровне, пока социальные отклонения не переросли в преступную деятельность. При этом основные усилия воспитательно-профилактической деятельности должны переноситься на неблагоприятные условия воспитания несовершеннолетних и те негативные влияния, которые он испытывает со стороны ближайшего окружения и которые обусловливают отклонения в его сознании и поведении. Необходим комплексный подход к профилактике, включающий комплекс социально-медико-педагогических мер по оздоровлению условий воспитания и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Школа выступает одним из центральных звеньев в этой системе. С одной стороны, она призвана осуществлять педагогизацию воспитательно-профилактической деятельности семьи. С другой стороны, в школе должны быть в полной мере реализованы собственные воспитательно-профилактические функции по коррекции трудновоспитуемых учащихся, осуществляемой непосредственно в процессе школьного учебно-воспитательного процесса, по созданию воспитывающей среды в школе, по месту жительства, по оздоровлению условий семейного воспитания детей и подростков.

Для социально дезадаптированных несовершеннолетних характерно заметное снижение значимости и влияния семьи и школы и возрастание влияния неформальных групп. Опасность таят те группы, в которых происходит криминализация, десоциализация несовершеннолетних. Для успешной работы с подобными группами и сообществами необходимо тесное взаимодействие различных социальных институтов, начиная от учреждений культуры, включая правоохранительные органы.

В целом воспитательно-профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений и девиантного поведения несовершеннолетних сводится к решению следующих задач.

1. Выявление неблагоприятных условий семейного, школьного, общественного воспитания и оздоровление их.

2. Пресечение и устранение действия антиобщественного, криминализирующего влияния на несовершеннолетних.

3. Осуществление коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Ведущие педагоги и психологи видят пути решения названных задач в следующем:

· разработка и введение в действие социально-педагогической модели дифференциации, координации и управления общих и специальных органов системы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, основанной на социально-психологических характеристиках объектов профилактического воздействия (степень социальной дезадаптации трудновоспитуемых несовершеннолетних, характер семейного неблагополучия функционально несостоятельных семей, степень выраженности асоциальной направленности неформальных подростковых групп);

· введение в практику работы психолого-педагогического инструментария для изучения личности ближайшего окружения девиантных подростков;

· согласованное использование общими и специальными органами профилактики этого инструментария в целях изучения личности трудновоспитуемых подростков, состоящих на школьном и профилактическом учете в ИДН; изучение условий их семейного воспитания и ближайшего окружения; разработка с учетом эмпирических данных социально-психологической типологии “трудных” подростков, неблагополучных семей и неформальных подростковых групп, позволяющей осуществлять дифференциацию воспитательно-профилактических мер и воздействий, оказываемых общими и специальными органами ранней профилактики по коррекции девиантного поведения детей и подростков и оздоровлению условий их воспитания;

· создание сети комплексных профилактических служб социотерапевтической помощи семье и подростку, разработка содержания и организационно-управленческих принципов их работы, а также разработка психологического и правового обеспечения их деятельности;

· активное и целенаправленное использование подростковых и юношеских объединений по интересам как институтов ресоциализации социально дезадаптированных подростков;

· разработка специфических форм и средств приобщения девиантных подростков к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения в социально значимую деятельность, включая произ водительный труд;

· широкая апробация различных форм работы с неформальными объединениями подростков;

· систематизация и обоснование целесообразных форм и методов социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания семей, включая различные формы семейного отдыха, психологическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей и психотерапию семейных отношений;

· обоснование статуса и разработка служебных функций социальных педагогов и практических превентивных психологов, осуществляющих на практике воспитательно-профилактическую работу с неблагополучными семьями и девиантными детьми и подростками.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4192; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.