Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Удовиченко Н.А




Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

 

Детство - стадия жизни человека, на которой продолжается становление организма, развитие его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация индивида, включающая в себя усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, позволяющих ребенку формироваться в качестве полноценного члена общества, целостной личности.

Под положением детей в стране ученые понимают совокупность условий, сложившихся в обществе, для выживания и развития детей. К этим условиям относятся степень материальной обеспеченности жизни детей, состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений, сложившаяся в стране система общественного образования и воспитания, воспитательные возможности семьи, развитость общественной и государственной заботы о детях и законодательные нормы, отстаивающие жизненно важные права и интересы детей.

В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно только при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях.

Одной из актуальных и социально значимых проблем педагогической науки и практики в настоящее время является вопрос обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в условиях массовых общеобразовательных учреждений, его научное и методическое подкрепление, соответствующее кадровое, техническое и информационное обеспечение учебного процесса.

В настоящее время в круг особо важных психолого-педагогических и медико-социальных проблем входит проблема ранней помощи детям с особыми потребностями. В последние годы среди новорожденных доля здоровых снизилась с 48,3% до 36,5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физически незрелыми, около 70% имеют перинатальную патологию. В коррекционно-развивающей работе по преодолению проблем в развитии ребенка со стороны дефектологов, психологов, педагогов и медиков самое пристальное внимание должно уделяться раннему возрасту. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка, нерешенные проблемы этого периода отрицательно влияют на дальнейшее развитие ребенка, вызывая трудности в овладении чтением, письмом и счетом, являются причиной появления вторичных психологических наслоений, школьной и социальной дезадаптации.

Вопросам, связанным с особыми нуждами так называемых нетипичных детей, которые нуждаются в специальных услугах, включая медицинские, социальные и образовательные, была посвящена первая международная конференция по инклюзивному образованию, организованная под патронажем Международного совета по образованию лиц с нарушением зрения, на базе факультета коррекционной педагогики и специальной психологии педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского. Следует отметить важность и своевременность обсуждения вопросов обучения и воспитания таких детей. Рассмотрение любых проблем специалистами разных стран всегда взаимно обогащает, позволяет использовать положительный опыт и различные подходы к решению практических задач, касающихся нетипичных детей.

Немаловажно и то, что первая международная конференция проходила на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии, так как именно здесь готовятся кадры специалистов различного профиля для работы с детьми, имеющими особые потребности в развитии, социализации, обучении. Ведь именно выпускники факультета занимаются своевременным включением ребенка с проблемами в развитии в коррекционно-развивающий процесс, оказывают соответствующую, целенаправленную психолого-педагогическую помощь детям для достижения максимально возможного уровня развития.

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии был создан как дефектологическое отделение при факультете педагогики и методики начального обучения в 1988 году для подготовки учителя по специальности «Олигофренопедагогика», то есть для обучения ребенка с проблемами в интеллектуальном развитии. С 1990 года дефектологический факультет становится самостоятельным структурным подразделением педагогического института и 13 факультетом данного профиля в бывшем Советском Союзе.

Основными направлениями в работе факультета являются учебная, научная, воспитательная, связь с учреждениями образования. Подготовка студентов направлена на овладение будущими учителями следующими компетенциями:

- мировоззренческой, представленной наличием профессионального самосознания, профессиональной эрудиции и кругозора, этики и деонтологии;

- теоретической, состоящей в приобретении как психолого-педагогических, так и специальных знаний в области олигофренопедагогики, специальной психологии, логопедии, тифлопедагогики, технологии и предпринимательства;

- практической, выраженной в освоении профессиональных умений и навыков;

- творческой, проявляющейся в нестандартных решениях профессиональных задач, педагогических ситуаций.

В год своего юридического становления на дефектологическом факультете обучалось 196 студентов на дневном отделении и 121 на заочном. Учебная, научная, методическая и воспитательная работа на факультете в этот период осуществлялась силами преподавателей одной кафедры - кафедры дефектологии, имеющей в своём составе 6 штатных преподавателей, 17 совместителей и 5 преподавателей, работающих на основе почасовой оплаты. Из штатных сотрудников ученую степень имели 4 преподавателя.

В 1992 году решением Ученого совета педагогического института в состав факультета была включена кафедра русского языка и литературы национального отделения филологического факультета. Кафедра русского языка и литературы на момент своего вхождения в состав дефектологического факультета насчитывала 8 кандидатов филологических наук, что укрепило факультет в плане наличия в нем остепененных преподавателей.

В 1994 году дефектологический факультет решением Ученого совета педагогического института был переименован в факультет коррекционной педагогики и специальной психологии. В эти годы плановый прием составлял на дневном отделении 50 студентов, на заочном – 25, суммарно за 5 лет на факультете обучалось 375 студентов за счет бюджетного финансирования.

Первый выпуск учителей с квалификацией учитель и логопед специальной (вспомогательной) школы на очном отделении факультета состоялся в 1993 году, на заочном в 1994.

В 2007/2008 учебном году на очном отделении факультета коррекционной педагогики и специальной психологии обучалось 423 студентов с учетом находящихся в академическом отпуске, из них за счет бюджетного финансирования 245 студента, на договорной основе 178 студентов. На заочном отделении факультета коррекционной педагогики и специальной психологии обучалось 784 студентов, из них 156 студентов обучалось за счет бюджетного финансирования и 628 студентов на коммерческой основе, суммарно на бюджетной форме обучения 401 студент. В 2007/2008 учебном году очное и заочное отделения факультета окончили 268 студентов, из них по очной форме обучалось 80 человек, по заочной – 188. 45 студентов закончили факультет с отличием, из них по очной форме обучения 25 студентов, по заочной соответственно 20 человек. Если сравнивать цифры последнего выпуска и количество обучающихся на факультете в год своего юридического становления, то можно отметить, что в настоящее время количество студентов обучающихся на бюджетной основе несколько снизилось, в то время как количество студентов обучающихся на коммерческой основе выросло с 0 до 166 человек.

Учебно-воспитательный процесс на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии проводится силами преподавателей 6 кафедр: кафедры специальной психологии, кафедры коррекционной педагогики, кафедры логопедии и психолингвистики, кафедры русского языка, литературы и специальных методик, кафедры физиологических и клинических основ детства, кафедры технологического образования и менеджмента. В настоящее время на факультете работает 37 штатных преподавателей, из них 5 докторов и 21 кандидат наук. В настоящее время факультет готовит специалистов по 4 дефектологическим специальностям: олигофренопедагогика, тифлопедагогика, логопедия и специальная психология и вносит свой посильный вклад в решение именно той задачи, которая обсуждалась на международной конференции: на факультете обучается более 10 студентов с ограниченными возможностями в различных сферах жизнедеятельности.

Проблема инклюзии детей с различной патологией из коррекционных учреждений в детские образовательные учреждения для нормально развивающихся детей выдвигает целый ряд актуальных вопросов.

Если говорить об итогах, то факультет коррекционной педагогики в настоящее время готовит специалистов дефектологов по 4 из 5 дефектологических специальностей и вполне способен проводит дополнительную специальную подготовку учителей-предметников, на факультете внедряется технология дистанционного образования по категории интерактивного взаимодействия.

Основные задачи в настоящее время стоят перед органами управления образованием и заключаются они в том, что в штатном расписании школы и класса, где будет проводиться инклюзивное образование должны быть предусмотрены должности специального психолога и педагога-дефектолога. Что касается детей с ограниченными возможностями, то для них должны быть предусмотрены определенные предметы, оборудование или специальные устройства, приобретенные в готовом виде, измененные или специально приспособленные, которые можно и нужно использовать, чтобы увеличить, поддержать или усовершенствовать функциональные способности ребенка с отклонениями. К таковым в частности относятся: средства для каждодневной жизни; вспомогательные или альтернативные средства общения, доступ к компьютеру, средства для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, приспособления для транспортных средств и др.

 

Раздел 1. Теоретико-методологические Проблемы инклюзивного образования

Инклюзивное образование:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.