Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

У дошкольников с нарушением речи и интеллекта




Высших психических функций

Оценка эффективности программы коррекции

Ерёмина Т.В.

Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

 

Одним из актуальных направлений в современной психологии является нейропсихологический подход, который занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращённых к проблеме психического развития в норме и патологии, позволяющих оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают онтогенез ребёнка и его мозгового обеспечения. Особенно актуален этот метод в работе с детьми, имеющими системные речевые нарушения, в том числе и общее недоразвитие речи (ОНР). В рамках этого диагноза дети с ОНР являются весьма неоднородной группой как по этиологии, патогенезу, так и по прогнозу. У большинства детей с ОНР отмечается недостаточная сформированность не только структурных компонентов речи, но и других высших психических функций. Нередко общее недоразвитие речи сочетается с задержкой психического развития (ЗПР). В настоящее время наблюдается рост количества детей с ОНР, у которых выявляется ЗПР вторичного характера. Традиционная логопедическая работа с ними недостаточна для коррекции всех имеющихся нарушений. Комплексное нейропсихологическое обследование позволяет качественно проанализировать как речевые, так и другие возможности ребёнка, подвергнуть контролю динамику развития каждого психического процесса и наметить адекватные пути психологической коррекции.

Всё это подтверждает актуальность и практическую значимость исследования эффективности программы коррекции высших психических функций дошкольников с нарушением речи и интеллекта. В исследовании были поставлены следующие задачи: установление степени и природы различий в развитии высших психических функций между детьми с ОНР, ЗПР и в сравнении нормально развивающимися детьми дошкольного возраста; изучение детей с ОНР, ЗПР для последующего оказания специальной помощи в условиях диагностико-коррекционных групп в дошкольных учреждениях.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад комбинированного вида №177» и включало 3 этапа: диагностический и коррекционно-развивающий, заключительный.

На диагностическом этапе нами была проведена углубленная диагностика высших психических функций на основе методики А.Р. Лурия (1973) в модификации Ж.М. Глозман, А.Ю. Потаниной, А.Е. Соболевой (2006).

Данная методика применялась для определения уровня сформированности кинестического и динамического праксиса, произвольной и конфликтной деятельности, пространственного гнозиса и праксиса, восприятия наложенных изображений соматопространственного, цветового, зрительного, слухового гнозиса, фонематического слуха. Таким образом, на основе синдромного психологического анализа особенностей психической деятельности детей можно осуществить дифференциальную диагностику глубинных механизмов нарушений и наметить адекватную стратегию коррекции.

На коррекционно-развивающем этапе был составлен цикл из 16 занятий на основе коррекционно-развивающей программы А.Л. Сиротюк (2005). После окончания цикла занятий было проведено вторичное обследование детей экспериментальной группы. Подробнее остановимся на результатах исследования. Было установлено, что дети из подготовительной логопедической группы в 6 лет не могут без наводящих вопросов психолога правильно называть место своего пребывания, с трудом контролируют своё поведение. У них отмечаются нарушения кинестетического праксиса (как мануального, так и орального), динамический праксис не выполняется без помощи исследователя (вербальной регуляции или сопряжённом выполнении).

Наблюдается моторная неловкость и отставание одной руки, а также трудности удержания двигательной программы. При исследовании акустического гнозиса дети неправильно оценивают простые ритмические структуры, а также показывают низкое акустическое внимание. Воспроизводят материал по инструкции с множественными ошибками и без самостоятельной коррекции с быстрым забыванием образца. Объём понимания логико-грамматических отношений и запоминания сужен. Дети испытывают затруднения в понимании смысла сюжетных картинок. Выявляется полное безразличие к результатам обследования и выявленным ошибкам. Применение нейропсихологического анализа психического развития детей 6 лет с ОНР, ЗПР и нормально развивающихся дошкольников контрольной группы позволило установить, что формирование мозговой организации ВПФ у них протекает иначе, чем в норме и при других вариантах отклоняющего развития. У детей с ОНР и ЗПР наиболее сформированы возможности двигательной сферы; снижены качественные показатели памяти, речи и интеллекта; характер психических отклонений у детей с ОНР и ЗПР указывает на функциональную недосформированность префронтальных (лобных) и левой височной области отделов мозга.

Всё это подтвердило необходимость организации коррекционно-развивающей работы для дошкольников с ОНР и ЗПР. Составленный цикл занятий при соблюдении режима проведения - 2 занятия в неделю рассчитан на 2 месяца. Время проведения – 50-60 минут. Оптимальное число участников группы - 5 человек, возраст - 6 лет. Структура занятий выстроена с последующим усложнением материала (от простого к сложному). В сложных случаях возможно увеличение числа занятий. Структура занятий включает: растяжка - 5 минут, дыхательное упражнения для развития мелкой моторики рук - 10 минут; функциональные упражнения (развития внимания, произвольности, самоконтроля); коммуникативные и когнитивные упражнения, элиминация гнева и агрессии - 20-25 минут; релаксация 4-5 минут. По окончании цикла занятий проведено вторичное обследование детей экспериментальной группы. Сравнительный анализ показал, что у детей изменились результаты по некоторым параметрам. Значительно улучшились показатели в двигательной сфере детей.

Проведённое нами исследование позволило сделать заключение, что на формирование мозговой организации ВПФ влияет много различных факторов. Установлена положительная динамика качественных показателей нейропсихологического обследования (например, в двигательной сфере) детей. Установленный период для коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками не изменил общую картину дефекта. Недостаточный период воздействия коррекционно-развивающих мероприятий обозначил дальнейшую перспективу работы с дошкольниками по развитию высших психических функций.

На третьем этапе исследования мы сравнили качественные показатели вновь прибывших детей логопедической группы с диагнозом ОНР с ЗПР и 3 детей, ранее посещавших логопедическую подготовительную группу. При исследовании общей осведомлённости наблюдаются затруднения в ориентировке на месте, во времени, ограниченность представлений о себе. Наблюдалась моторная неловкость и отставание одной руки, а также трудности удержания двигательной программы. Представленность гностических дефектов повышена. Объём понимания логико-грамматических отношений сужен. В качественной характеристике мнестических функций количество мнестических дефектов достаточно высокое. Недосформированные интеллектуальные функции не могут служить опорой в коррекционно-развивающих занятиях.

Таким образом, специально организованная работа, основанная на нейропсихологическом подходе к диагностике и развитию ВПФ, показала свою эффективность. Для закрепления полученных навыков и развития высших психических функций необходимо продолжать коррекционно-развивающие мероприятия, главная роль в которых отводится когнитивным замещающим процессам, а также процессам саморегулирования и саморефлексии.

Библиографический список

1. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е., Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте.- СПб.: Питер, 2006. 80 с.

2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М.: МГУ, 1973. 374 с.

3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2005. 128с.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.