Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гринина Е.С




КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗВАНИЯ

ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

ПРОФИЛАКТИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ

Педагогический институт Саратовского государственного

университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

Дискуссии вокруг проблемы инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями в настоящее время возникают все более часто и захватывают все большее количество представителей различных профессий и специальностей. Несмотря на то, что до настоящего момента не существует единого мнения относительно целесообразности и возможности реализации такого обучения на современном этапе развития российского общества, неоспоримым является тот факт, что переход к инклюзивному образованию требует колоссальной подготовительной работы. Важную роль при этом отводят социально-психологической подготовке нормально развивающихся детей и детей с нарушениями развития к совместному обучению. Существенной составляющей такой подготовки, на наш взгляд, является осуществление работы по профилактике межличностных конфликтов школьников.

В этом плане особого внимания специалистов требуют учащиеся с умственной отсталостью. Интеллектуальный дефект, незрелость личности, неоправданно завышенная самооценка, низкая потребность в общении, невозможность адекватного понимания партнера становятся существенным препятствием на пути формирования конструктивных взаимоотношений умственно отсталых с окружающими и обусловливают частое возникновение и преимущественно деструктивное протекание конфликтов. Несостоятельность попыток самостоятельного разрешения межличностных конфликтов, предпринимаемых школьниками с интеллектуальным недоразвитием, закрепляется в виде устойчивого негативного опыта. Часто это приводит к формированию стереотипов неадекватного аффективного реагирования на собственную несостоятельность и на ситуации, ее выявляющие, что в итоге углубляет переживания конфликтов и формирует непродуктивный стиль социального поведения.

Важно обсуждать с умственно отсталыми учащимися деструктивные и конструктивные стратегии взаимодействия в конфликтах, говорить о негативных последствиях использования силы и преимуществах переговорных моделей и обучать этому практически. Необходимо разъяснять школьникам с интеллектуальным недоразвитием, что конфликты представляют собой нормальное явление, если в процессе их протекания не унижается чувство собственного достоинства оппонентов, что надо предупреждать и разрешать конфликты, если они возникли на деловой основе, не задевая самолюбия конфликтующих. Важно донести до понимания умственно отсталых подростков, что люди могут и должны научиться жить с теми, кто отличается от них.

В соответствии с выявленными в результате системного изучения особенностями возникновения, развития и разрешения конфликтных ситуаций нами была разработана программа работы по профилактике конфликтов в межличностных отношениях подростков с интеллектуальным недоразвитием. Целью работы является обучение школьников с интеллектуальным недоразвитием конструктивному преодолению конфликтных ситуаций. Достижение настоящей цели возможно в процессе решения следующих задач.

1. Развивать у подростков с интеллектуальным недоразвитием навыки общения, способствующие преодолению остроконфликтного взаимодействия.

2. Учить подростков с интеллектуальным недоразвитием контролировать свою агрессию, управлять проявлением своих негативных чувств.

3. Формировать у подростков с интеллектуальным недоразвитием умение понимать партнера по общению.

4. Учить подростков с интеллектуальным недоразвитием адекватно понимать и оценивать свое собственное поведение в конфликтных ситуациях.

5. Формировать у подростков с интеллектуальным недоразвитием умение предвидеть возможные причины конфликта.

6. Выработать вместе с подростками с интеллектуальным недоразвитием конкретные приемы конструктивного разрешения конфликтов.

Реализация поставленных задач осуществляется в играх и упражнениях в рамках четырех тематических направлений:

1. Развитие чувства самоуважения и уважения других.

2. Формирование конструктивных навыков общения, включающее в себя игры и упражнения, направленные на вербальное и невербальное самовыражение; умение слушать и выражать свои мысли и чувства; восприятие и распознавание чувств.

3. Развитие сотрудничества в результате усвоения навыков совместной работы в группе.

4. Обучение способам разрешения конфликтных ситуаций в ходе игр и упражнений по направлениям: понимание конфликтов; ненасильственное разрешение конфликтов.

В результате осуществления психопрофилактической работы были выявлены положительные тенденции, связанные не только со снижением общего количества конфликтов в межличностных отношениях подростков с интеллектуальным недоразвитием, но и с более осмысленным пониманием ими причин и закономерностей протекания и разрешения конфликтов, а также с появлением попыток конструктивного разрешения возникающих конфликтных ситуаций. Подростки экспериментальной группы более точно указывали на причины, приводящие к конфликтам, и в некоторых случаях старались предупредить возникновение ситуаций, приводящих к конфликту. Они адекватнее оценивали свое поведение и поведение оппонента, пытались учитывать в разрешении конфликта интересы обеих конфликтующих сторон. Отмечаемое в экспериментальной группе стремление подростков к компромиссному разрешению противоречий свидетельствует об осознании некоторыми из них преимущества таких решений, которые удовлетворяют интересы обоих оппонентов. Осознание деструктивности использования физической и вербальной агрессии как способов разрешения противоречий способствовало более интенсивному применению подростками с интеллектуальным недоразвитием экспериментальной группы конструктивных способов взаимодействия в конфликте.

Несмотря на то, что работа по профилактике конфликтов не предполагает быстрых результатов, а в отношении умственно отсталых имеющиеся трудности усугубляются их интеллектуальным дефектом, наметившиеся тенденции свидетельствуют о возможности и целесообразности проведения работы по профилактике конфликтов в межличностных отношениях подростков с интеллектуальным недоразвитием.

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ НЕЗРЯЧИХ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМ НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.