Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зарубина И.Н




В МАССОВОЙ ШКОЛЕ

Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Москва, Россия

 

Возможность совместного обучения детей с глубоким нарушением зрения и зрячих детей обсуждается специалистами достаточно давно. В конце XIX–начале XX веков на страницах отечественного журнала «Слепец» велась дискуссия ученых и практиков на тему совместного обучения слепых и зрячих учеников, анализировались конкретные случаи интеграции незрячих детей. Еще более активно проблема совместного обучения детей с глубоким нарушением зрения и зрячих детей обсуждалась в 20-е годы XX века, а затем после Великой отечественной войны. В начале 90-х годов XX столетия в контексте политических и социально-экономических преобразований российского общества отечественная система специального образования подвергается модернизации. Интегрированное обучение, инклюзия в России, как и во всем мире, становится ведущей тенденцией в области организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Интегрированное образование детей со зрительной депривацией означает получение ими образования, соответствующего государственному стандарту, по общей программе и графику учебного процесса (или близким к ним).

В последние годы в учебную и профессиональную деятельность незрячих и слабовидящих активно внедряются информационные технологии. Специальное программное обеспечение и периферийное оборудование позволяют преобразовывать электронный вариант информации в аудио- и рельефно-точечный форматы.

Сегодня дети с глубоким нарушением зрения способны оперативно получать информацию, осуществляя самостоятельно (или с помощью родственников) ее поиск в сети Интернет или на электронных носителях. Благодаря появившейся возможности сканирования плоскопечатных текстов, незрячий ученик в течение нескольких часов может получить в электронном виде практически любой учебник по гуманитарным предметам. Проблемой остается работа с иллюстративным материалом и текстами по математике, физике и химии. Причина - сложность распознавания и представления математических формул, однако и эта техническая проблема в ближайшее время, убеждены, будет практически разрешена.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что специализированное рабочее компьютерное место, адаптированное для работы незрячего, и аппараты для изготовления рельефно-графических пособий (РГП) целесообразно иметь непосредственно в образовательном учреждении, где обучается школьник с глубоким нарушением зрения. Это позволит своевременно обеспечить учащихся с глубоким нарушением зрения значительной частью дидактического материала и РГП. Оказать содействие в распечатке материала рельефно-точечным шрифтом и изготовлении некоторых рельефно-графических пособий могут в центрах поддержки, созданных в библиотеках для слепых, университетах и т.д. Компьютер, оснащенный специальным программным обеспечением, также рекомендуется иметь дома. К сожалению, в федеральный перечень индивидуальных технических средств реабилитации, выдаваемых бесплатно по индивидуальной программе реабилитации, не включены многие из тех, что необходимы при интегрированном обучении. Например, в нем отсутствует персональный компьютер, оснащенный специальным программным обеспечением, адаптированным для работы незрячих, а также брайлевский тактильный дисплей и принтер.

Существенно облегчает процесс обучения незрячего ученика в массовой школе диктофон с флеш-памятью. С его помощью ученик сможет накапливать на компьютере учебный материал в цифровом формате, быстро его находить и обрабатывать. В результате ученик становится более независимым и активнее включается в образовательный процесс.

Применение учебных материалов в электронной форме в процессе обучения слепых и слабовидящих значительно расширяет возможности интегрированного образования детей с нарушением зрения. Существует две формы представления таких материалов: в виде текстовых документов и программных оболочек. Текстовые документы можно читать с экрана компьютера (увеличив, если требуется, размер шрифта), распечатать на бумаге (в том числе и по системе Брайля), прослушивать с помощью синтезатора речи или читать на брайлевском дисплее. Преимуществом такой формы является то, что материал легко доступен (сканирование, интернет). Программные оболочки представляют собой пакеты программ, обеспечивающие интерактивное взаимодействие ученика с содержащимся в них материалом. Как правило, они ориентированы на конкретный предмет и содержат как фактический материал по данному предмету, так и иллюстративный (например, демонстрации опытов). Кроме того, оболочки содержат тестовый блок, позволяющий оценивать уровень знаний ученика. Этими программами могут пользоваться слабовидящие или слепые с остаточным зрением, укрупняя изображение как средствами операционной системы, так и их внутренними средствами. К сожалению, работа в таких оболочках средствами экранного доступа для тотально слепых затруднена из-за обилия графических изображений.

Благодаря внедрению информационных технологий в учебную деятельность незрячих учеников облегчен их контакт с учителем (проверка домашних и контрольных работ и т.д.). Если у незрячего ученика имеется ноутбук, то он может использовать его непосредственно на уроке. В этом случае учитель может контролировать ход выполнения задания или проверить окончательный его результат, считывая информацию с экрана или распечатав ее на принтере.

Таким образом, активное применение в учебной деятельности детей со зрительной депривацией информационных технологий, адаптированных для работы инвалидов по зрению, и технических средств обучения и реабилитации лиц с нарушением зрения расширяет возможности интегрированного образования слепых и слабовидящих детей.

Библиографический список

1. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. №1. С. 71-79.

2. Профессиональное образование лиц с нарушениями зрения: проблемы, опыт, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч.– М., 2003. Ч. 1. 129 с.

3. Профессиональное образование лиц с нарушениями зрения: проблемы, опыт, перспективы: Материалы междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. - М., 2003. Ч. 2. 146 с.

4. Зарубина И.Н. Опыт и проблемы обучения детей с глубоким нарушением зрения в массовых школах // Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии. 2008. №5, С. 1-14.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 775; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.