Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Волгоград, Россия. Волгоградский государственный педагогический университет,




Малкова Т.П.

Волгоградский государственный педагогический университет,

Проблема личностного развития лиц с сенсорными нарушениями в настоящее время чрезвычайно актуальна и напрямую связана с проблемой комфортности существования, успешной социально-психологической адаптации и интеграции в общество. При этом следует указать на тот факт, что выход из специальной школы-интерната с присущими ей особенностями в реальную социальную практику является одним из наиболее сложных моментов освоения лицами с нарушениями зрения социального пространства.

После проведения диагностического исследования нами было выявлено, что показатели адаптационного потенциала старшеклассников с глубокими нарушениями зрения в начале учебного года не имеют существенных отличий от данных, представленных в группе выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, окончивших её не более 6 лет назад. Анализ данных, представленных на рисунке 1, дает основание утверждать, что интегральные показатели социально-психологической адаптированности выпускников школ, окончивших её не более 6 лет назад (взрослые инвалиды по зрению II группы) и слабовидящих старшеклассников (учащихся 12-х классов в начале учебного года до психологического сопровождения) имеют минимальные статистически незначимые различия.

 

Рис.1. Результаты сопоставленияинтегральных параметров социально-психологической адаптированности взрослых инвалидов по зрению II группы и слабовидящих старшеклассников до психологического сопровождения.

 

Повышенные показатели определенных параметров в большой степени определяют неспособность, как старшеклассников, так и позже выпускников школ для слепых и слабовидящих детей в достаточной мере включиться в процесс личностного и профессионального самоопределения, более того, вписаться в рамки адекватного социально-профессионального поведения в обществе.

Мы исходили из того, что проведение работы пропедевтического характера оказывает большое влияние на психологические новообразования личности и соответственно на развитие адаптационного потенциала слабовидящих старшеклассников. По нашему мнению, в качестве такой работы целесообразно рассматривать психологическое сопровождение.

Была разработана модель психологического сопровождения с целью подготовки слабовидящих старшеклассников к успешной социально-психологической адаптации, что было обусловлено, в первую очередь, необходимостью формирования и развития их адаптационного потенциала.

В работах Е.И. Казаковой, М.Р. Битяновой впервые был введен термин сопровождение, толкуемый ими как новая образовательная технология. В рамках системно-ориентационного подхода актуализировалась идея комплексного сопровождения. При этом основное внимание исследователей было направлено на внутренний потенциал развития субъекта. Самое яркое выражение этот подход к пониманию сопровождения нашел в работах Е.И. Казаковой. Автор определила его как «помощь субъекту в принятии решения в ситуации жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка» (Казакова Е.И., 1996.)

Технология сопровождения непосредственно соотносится с охраной здоровья субъекта. В своей работе мы вслед за Е.И. Казаковой понимаем психологическое сопровождение как технологию, поскольку организуем психологическое сопровождение в образовательном учреждении. В качестве общих принципов, лежащих в основе построения модели с целью подготовки слабовидящих старшеклассников к успешной социально-психологической адаптации, выступают принципы, определяющие организацию комплексного сопровождения развития учащегося в целом. В качестве специальных принципов выступают принципы, определяющие содержание и организацию работы со школьниками, имеющими глубокие зрительные нарушения. Специфические принципы, лежащие в основе построения модели психологического сопровождения с целью подготовки слабовидящих старшеклассников к успешной социально-психологической адаптации, есть принципы, определяющие своеобразие работы, направленной на развитие такого адаптационного потенциала обучающихся в условиях зрительной депривации, который способствовал бы их эффективной социально-психологической адаптации.

Основой целевого компонента модели психологического сопровождения в нашей работе является комплекс задач, направленных на повышение уровня развития как интегрального адаптационного потенциала, так и его структурных компонентов

В соответствии с вышеперечисленными принципами, положенными в основу модели психологического сопровождения, её содержательный компонент включает три блока: 1) диагностический 2) развивающий 3) психокоррекционный.

Каждый блок содержательного компонента модели психологического сопровождения предусматривает определенное психологическое обеспечение, которое реализуется посредством проведения консультативно-профилактических мероприятий с учителями, воспитателями и родителями обучающихся, имеющих глубокие нарушения зрения.

Технологический компонент модели психологического сопровождения включает в себя различные методы работы (беседы, лекции, тренинги и др.), направленные на профилактику возникновения ситуации, в которой глубокие нарушения зрения включаются в качестве центрального звена в социальную ситуацию развития учащегося; на развитие и коррекцию уровня развития интегральных параметров адаптации школьников с разным характером и глубиной зрительных нарушений.

В силу направленности данной модели психологического сопровождения на развитие адаптационного потенциала слабовидящих старшеклассников её оценочно - результативный компонент включает оценку эффективности работы в указанном направлении. В качестве критерия оценки эффективности реализации данной модели выступила динамика уровня развития интегральных параметров адаптации слабовидящих старшеклассников, обусловленная воздействием внедрения рассматриваемой модели психологического сопровождения.

 

Рис.2. Результаты сопоставленияинтегральных параметров социально-психологической адаптированности слабовидящих старшеклассников до и после психологического сопровождения

 

Анализ данных, представленных на рисунке 2, дает основание утверждать, что работа в рамках психологического сопровождения с целью подготовки слабовидящих старшеклассников к успешной социально-психологической адаптации дала возможность повысить уровень их адаптированности. Развитие самопринятия выступило благоприятным фактором к принятию других, что было обусловлено, в свою очередь, повышением уровня эмоциональной комфортности и интернальности.

 

Библиографический список

1. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих – СПб.: Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

2. Казакова Е.И. Возможности общеобразовательных школ в организации интегрированного образования детей с особыми нуждами // Интегрированное обучение: проблемы и перспективы: Материалы Международного семинара. - СПб.: Образование, 1996. С. 101-104.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.