Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Молодиченко Т.А




К вопросу о качестве инклюзивного образования школьников с дефицитарным развитием

Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

 

В отечественной науке достаточно долго ведется дискуссия по проблемам инклюзивного образования. В настоящее время нахождение консенсуса в этой области является особенно актуальным в связи с новыми реалиями образовательной политики и практики, обусловленными вхождением системы образования России в Болонский процесс.

Центральной категорией современного научного подхода к решению названной проблемы стала категория качества, которая особенно актуализирована учеными в процессе разработки проблем: человеческого потенциала (Б.Г. Юдин, В. Веряскина и др.), ресурсов и резервов развития человека (А.А. Бодалев, Н.Ф. Вишнякова, Н.В. Кузьмина и др.), проектирования, моделирования, конструирования социального института образования (З.А. Абасов, Г.В. Залевский, Ф.Г. Зиятдинова, В.Я. Нечаев, А.А. Понукалин и др.).

Автор данной статьи солидарен с учеными, рассматривающими качество глобально: как стратегию XXI века (М. Воронин, В Ивашова, Г. Зборовский, Т. Розова, Е. Таранова, С. Тарасова, Е. Хохлова и др.).

Великий философ И.А. Ильин еще в 1928 году писал о том, что спасение России в повышении качества деятельности, а также качества развития человека[46]. Отметим, что недаром в конце 20-х годов XX века рядом ученых стало актуализироваться развитие акмеологии (термин предложен Н.А. Рыбниковым), являющейся системной наукой о наивысшем уровне развития зрелого человека и его деятельности.

Одним из направлений повышения качества во всех его ипостасях является непрерывное образование.[47] Перечисленные выше направления исследований, на наш взгляд, должны носить характер основополагающих и в решении частной проблемы повышения качества инклюзивного образования школьников с дефицитарным развитием.

Памятуя об учении Л.С. Выготского о развитии высших психических функций и о необходимости перехода к становлению вершинной психологии[48], отметим, что эти законы развития действуют и при дефицитарном его варианте.

Академик Д.С. Лихачев в словах «на самом деле сознание всегда определяет бытие» подчеркнул первостепенное значение человека в обустройстве своего бытия на Земле. Полагаю, в этой краткой фразе подразумевается мысль о том, что для повышения качества бытия необходимо и качественное сознание.

Пророческим и аутентичным времени представляется нам и высказывание К. Леви–Стросса: «XXI век будет веком гуманитарных наук или его не будет вообще»[49]. Гуманитарная сфера быта и бытия, на наш взгляд, – это центр обустройства жизни на Земле и такого социального института как образование. Позиция эта приобретает еще большую актуальность в связи с вызовами человечеству со стороны террористов, агрессоров, неадекватных, неаутентичных современной жизни политиков и их исполнителей – марионеток, центрированных на потребностях во власти и деньгах.

В подобной ситуации во время обострения противоречий в развитии цивилизации, государств, обществ наиболее применим, по нашему мнению, подход, отраженный, например, в словах Иосифа Бродского: «Если жизнь становится невыносимой, надо брать тоном выше». В том числе это относится и к сфере специального образования.

Возможности повышения качества инклюзивного образования, заключаются, как нам представляется, в следующем:

- в реализации принципов равноправия, неравновесной гармонии, актуализации нравственно-духовной, ценностной составляющей образования, креативного развития, учета много-многозначных влияний на каждую личность, возрождения соборности, становления гармоничной многополярности;

- в изменяющихся больших резервах интеллектуального, социального, духовного развития школьников с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. При дефиците физических возможностей, например, социальное развитие компенсируется высоким уровнем потребности в общении, межличностных отношениях;

- в использовании инновационных технологий педагогами и акмеологических технологий самосовершенствования, самообразования – как учителями, так и школьниками;

- в подготовке профессионалов акме-типа: педагогов, психологов для работы со школьниками, имеющими дефицитарное развитие.

Далее подробнее остановлюсь на рассмотрении возможностей использования авторской концепции социо-акмеологического конструирования развития образовательного пространства к решению проблемы повышения качества инклюзивного образования.

Центральным феноменом является открытый нами в эмпирических региональных, лонгитюдных исследованиях феномен акмеологизации, равно как и тип личности, названной акме-личностью[50].

Акмеологизация – системная характеристика как личности, так и группы, содержанием которой является осуществление ведущей для акме-личности деятельности по достижению вершин (акме) самообразования, понимаемого нами как ансамбль процессов самообучения, самовоспитания, саморазвития и самопросвещения. Вершины самообразования – это высшее качество психофизиологического, профессионального, социального и духовного самосовершенствования субъекта образования.

Акмеологизация выражается также в неравновесной гармонии процессов гомеостаза, адаптации, социализации, самоактуализации, осуществляемых личностью или группой.

Организационно-технологический блок акмеологизации включает социоакмеологические технологии и процессы конструирования, проектирования, моделирования, диагностики, мониторинга, стимулирования, консультирования, прогнозирования.

Наиболее полно содержание концепции социоакмеологического конструирования развития образовательного пространства раскрыто в более чем 80 публикациях (в том числе – в двух монографиях).

Как в русле нашей концепции рассматривается повышение качества инклюзивного образования школьников с дефицитарным развитием?

Выше уже изложены общие подходы и принципы образования акме-типа. Инклюзивное образование в случае дефицитарного развития, безусловно, имеет возможности для акмеологизации его субъектов. Ярчайшим их примером являются победы на параолимпийских играх в Китае молодых россиян. Ресурсы и резервы каждого человека (в том числе, имеющего дефицитарное развитие) не безграничны, но огромны.

Процессы инклюзивного образования акме-типа определяют высокие результаты управления, соуправления и самоуправления акмеологизацией. Мы выделяем 3 блока таких процессов: а) общесоциальные – гомеостаз, адаптация, социализация, социальная самоактуализация; б) институционально-образовательные – обучение и самообучение, воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие, просвещение и самопросвещение; в) организационно-управленческие – конструирование, проектирование, моделирование, диагностика, мониторинг, стимулирование, консультирование, прогнозирование[51].

Социоакмеологическая служба должна стать организующим центром реализации инклюзивного образования акме-типа для школьников с дефицитаным развитием.

Трансцендентальность устремлений субъектов такого инклюзивного образования обеспечивает его высокое качество. Это убеждение основано на наших многолетних (с середины 80-х годов XX века) исследованиях феноменов самоактуализации и акмеологизации субъектов школьного и вузовского образования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.