Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Г. Самара, Россия




Ремезова Л.А.

Компьютерных технологий

У детей с особыми образовательными Потребностями с помощью

Развитие зрительных перцептивных способностей

Самарский государственный педагогический университет,

 

На современном этапе общественного развития возрастает роль знаний, образования и информации, которые становятся необходимыми предпосылками формирования личности.

Стремительное развитие общества, развитие специальной психологии и коррекционной педагогики остро ставят вопрос о применении компьютерно опосредованных технологий изучения и обучения детей с различными нарушениями в развитии, открывающих новые перспективы и расширяющих возможности их участия в общественной жизни.

Общепризнано, что для части детей с глубокими и комплексными нарушениями в развитии компьютерные технологии являются единственным и уникальным средством, способным обеспечить взаимодействие и общение с окружающим миром (Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л., 2003).

Первая отечественная попытка использования компьютерных технологий в практике обучения разных категорий детей с выраженными отклонениями в развитии в специальных школах страны была осуществлена в рамках Проекта Гособразования СССР и корпорации IBM «Нетрудоспособные дети и инвалиды» в 1989–1991 гг. Однако в связи с распадом СССР в 1992 году Проект был приостановлен. В этой ситуации Институт коррекционной педагогики РАО выдвинул в качестве приоритетной задачи разработку концептуальных основ использования компьютерных технологий в специальном образовании. Были сформулированы концептуальные идеи в области философии компьютеризации специального образования, предложен путь широкого использования компьютерных технологий специалистами-дефектологами в различных областях специального образования, начиная с первых лет школьного обучения в качестве инструмента учебной деятельности, отвечающей возрасту, уровню развития, этапным задачам коррекционного обучения ребенка. Была поставлена задача реализации преимущества компьютерных технологий по сравнению с другими средствами — возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи. Было показано, что дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит в разработке новых «обходных путей» обучения, возможных только на базе этих технологий; в создании компьютерно опосредованных педагогических технологий выявления и преодоления дисбаланса между развитием и обучением применительно к разным содержательным моментам развития ребенка, так как именно в компьютерной форме они становятся наиболее легкоосваиваемыми и тиражируемыми технологиями.

В соответствии с предложенной философией в лаборатории компьютерных технологий обучения детей ИКП РАО была разработана концепция создания специализированных полифункциональных компьютерных программ инструментального типа, направленных на предоставление полноценного, качественного образования. Было доказано, что создание благоприятных условий обучения для учащихся с особыми потребностями может быть достигнуто на основе использования огромного потенциала средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Однако внедрение компьютерных технологий специалистами в области специальной психологии и коррекционной педагогики связано с рядом проблем, таких как:

– недостаточный охват специалистов с целью повышения уровня профессиональной компетентности, обеспечивающей квалифицированную деятельность в сфере компьютерного образования детей с проблемами в развитии, вооружения навыками использования компьютерных технологий в разных областях специального образования, коррекционных эффектов внедрения этих технологий, точного определения роли и места компьютерных технологий в системе работы педагога;

– использование компьютера в специальном (коррекционном) образовательном учреждении преимущественно для обучения старшеклассников информатике или в качестве игрового автомата;

– участие незначительного числа учреждений в проведении исследований, направленных на адаптацию и внедрение программных средств, ориентированных на детей и подростков с отклонениями в развитии;

– ограниченное количество специализированных компьютерных программ и частных методик коррекционного компьютерного обучения;

– использование в работе с детьми с особыми образовательными потребностями компьютерных обучающих программ, предназначенных для детей с нормой развития, которые не учитывают специальные дидактические принципы и вытесняют сам смысл дифференцированного, развернутого, пошагового обучения, являющегося достоянием современной специальной педагогики;

– недостатки, обусловленные неполной реализацией потенциальных возможностей компьютера, и недостатки, обусловленные самой природой компьютера как некоторой технической системы;

– нарушение технологии апробации компьютерных обучающих программ и оценки их эффективности;

– трудности, возникающие у специалистов в определении соотношения компьютерно опосредованных и традиционных форм учебной деятельности ребенка, характера сотрудничества и учебного взаимодействия учителя с детьми при использовании новых информационных технологий (НИТ);

– отсутствие взаимодействия между специалистами, участвующими в реализации специализированных компьютерных программ.

Преодоление препятствий для полноценной интеграции ИКТ в процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями требует активного включения субъектов образовательного процесса в решение центральных проблем современной специальной психологии и коррекционной педагогики с помощью компьютерных технологий.

Специализированная мультимедийная программа «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий», адресованная детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями, требующим разрешения проблем в формировании перцептивных способностей создана в Институте коррекционной педагогики СГПУ при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (научно-исследовательский проект РГНФ № 06-06-12612 в) в рамках концепции создания и развития информационно-образовательной среды государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский государственный педагогический университет» на 2008–2011 гг.

Обнаруженные трудности и сложности развития высших форм восприятия у рассматриваемой категории детей позволили определить коррекционно-развивающее значение разработанной технологии, определить направления по преодолению недостаточности перцептивных процессов, формированию полноценных качественных зрительных образов внешнего мира у детей, обогащению предметных представлений и знаний об объективных признаках и свойствах объектов окружающей действительности.

Выполняя упражнения в занимательной, игровой форме, дети смогут пройти путь от овладения системой эталонов цвета, формы, величины, формирования способов обследования предметных изображений к развитию аналитического восприятия.

Системный и комплексный подход к разработке программы позволяет обеспечивать взаимодействие психолого-педагогической и медицинской коррекции. Так выделенные Л.И. Плаксиной (1998) принципы превентивности, пропедевтики, трансформированного перестроения взаимодействия психических функций, специальной информационной наполненности и индивидуально дифференцированной помощи детям, на основании которых построена компьютерная обучающая программа, позволяют не только корригировать, но и восстанавливать зрение.

Программа поддерживает максимально развернутую систему формирования перцептивных способностей у детей, включающую взаимосвязанные, последовательно усложняющиеся этапы обучения и соответствующие им типы упражнений, обеспечивающие вариативные способы инструктирования ребенка, разнообразие объектов, которыми он может оперировать в процессе обучения.

Компьютерная программа «Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий» включает четыре подпрограммы: «Разноцветные задачи», «Занимательная геометрия», «Оригинальные приемы ознакомления с величиной», «Мир животных и растений».

Проектируемая система педагогической работы в рамках курса «Разноцветные задачи» направлена на

1) овладение системой цветовых эталонов: знакомство с хроматическими, ахроматические цветами; формирование знаний о последовательности расположения цветовых тонов в спектре; о получении цветовых тонов; знакомство с изменяемостью цветовых тонов по светлоте;

2) формирование способов обследования цветовых свойств предметов: развитие способности воспринимать сложные цвета; знакомство с тёплыми и холодными цветами спектра и их дифференциацию; обучение действиям идентификации предметов и их изображений по цвету; упражнение в сопоставлении предметов и их изображений по цвету; закрепление знаний о цвете в памяти; обучение действиям с цветом по словесной инструкции; закрепление представлений о цвете в микро- и макропространственной ориентировке;

3) развитие аналитического восприятия цвета: обучение составлению рядов из аналогичных по цвету предметов; тренировку в нахождении лишнего предмета по цвету в сериационных и классификационных рядах; обучение составлению рядов из цветных предметов в ритмически заданной последовательности; развитие пространственного воображения с опорой на представление о цвете.

Решение цикла задач «Занимательная геометрия» предполагает

– формирование представлений об эталонах формы;

– овладение способами обследования геометрических фигур, предметных изображений;

– развитие способности систематизировать сенсорные эталоны, знакомство с разновидностями геометрических фигур;

– формирование действий по использованию сенсорных эталонов формы (обучение действиям идентификации, то есть установления тождества формы воспринимаемого объекта эталону; обучение действиям соотнесения предмета с эталоном формы; обучение анализу и синтезу сложной формы);

– развитие познавательных способностей (обучение действиям замещения; решение познавательных задач с помощью наглядных моделей; решение задач на основании построения моделей).

Система педагогической работы в рамках курса «Оригинальные приемы ознакомления с величиной» обеспечивает

– умение сравнивать предметные изображения по величине и по отдельным её измерениям: общему объёму, толщине, длине, высоте, ширине;

– формирование представлений об отношениях предметов по величине: обучение действиям идентификации предметов и их изображений по величине;

– закрепление знаний о величине в памяти;

– развитие аналитического восприятия величины: обучение выделению отдельных измерений величины, формирование умения устанавливать транзитивность отношений, овладение действиями замещения и наглядного моделирования при усвоении величины;

– систематизацию знаний о величине в форме наглядных моделей.

Проектируемая система педагогической работы в рамках курса «Мир животных и растений» направлена на формирование

– системного зрительного образа, что, в свою очередь, предполагает развитие качеств зрительного восприятия:

– предметности (полного отражения признаков и функций объектов);

– целостности (нерасчленённости образа объекта в совокупности его свойств);

– апперцепции и антиципации (опережающего опознания объекта на основе накопленного зрительного опыта);

– константности (способности узнавать объект независимо от различных факторов);

– обобщённости (способности к абстрагированию и категоризации).

Компьютерная программа помогает взрослым соблюдать правильную последовательность работы и воспроизводить в обучении необходимые детям с особыми образовательными потребностями этапы формирования представлений о цвете, форме, величине, объектах животного и растительного мира; обеспечивать такой объем и вариативность заданий, который является достаточным для формирования полноценных образов внешнего мира у детей с сенсорными нарушениями, задержкой психического развития, нарушениями речи, а также у тех детей, кто не имеет выраженных отклонений в развитии, но в силу иных причин испытывает трудности в освоении базовых математических представлений.

Данная программа поддерживает и дополняет (но не заменяет) систему работы воспитателя, учителя начальной школы как массового, так и специального (коррекционного) образовательного учреждения по формированию у детей представлений о цвете, форме, величине, животном и растительном мире.

Программа может продуктивно использоваться как на фронтальных, подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях с детьми.

Библиографический список

1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). – М.: Просвещение, 1969.

2.Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А.Венгера. – М.: Педагогика, 1976.

3. Григорьева Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия // Дефектология. 1988. № 6.

4. Григорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей // Дефектология. 2000. № 3.

5. Кукушкина О.И. Информационные технологии в специальном образовании: концептуальные идеи и практическая реализация. – М.: ИКП РАО, 2002.

6. Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В. Развитие зрительного восприятия. – СПб., 2003.

7. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятие у детей с нарушением зрения. – М.: ВОС, 1985.

8. Славин А.В. Наглядный образ в структуре познания. – М.: Политиздат, 1971.

9. Тимофеева Ж.А. О способности детей с нарушениями в развитии извлекать информацию из общения с героем компьютерной программы // Дефектология. 1997. № 2.

10. Фомичева Л.В. Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Метод. пособие. – СПб., 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.