Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Щетинина Е.Б




ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

ЗНАЧЕНИЕ ШКОЛЬНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ

Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, Россия

В условиях отсутствия в современных школах идеологизированных детских организаций резко возрастает значение краеведческих материалов, воспитывающая роль организации поисково-краеведческой деятельности. Многолетние знания о крае, где человек родился, живет, учится и трудится, усвоение сведений о природно-географических, экологических, экономических, культурологических его особенностях способствуют осознанию человеком себя как личности, гражданина государства. Применение краеведческих материалов в школе имеет давние традиции и накоплен немалый научно-методический и практический опыт школьного краеведения. Данными проблемами занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Я. Яковлев, М.А. Рыбникова, В.А. Сухомлинский, учителя-новаторы, а также специалисты в области краеведения: В.Н. Иванова, А.В. Даринский, А.К. Омельчук, Г.Н. Волков, Л.Ф. Липатова. Краеведением называется всестороннее изучение части страны, города, села, какой-либо другой географической территории местным населением, для которого эта территория является местом рождения. Сущность же школьного краеведения заключается в изучении учащимися в учебно-воспитательных целях территории своего края по разным источникам и главным образом на основе непосредственных наблюдений под руководством преподавателя[3].

Школьное краеведение отличается от общественного тем, что оно осуществляется только учащимися и развивается в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы. Одно из условий школьного краеведения — руководство учителя. Исходя из программы, состава учащихся класса, особенностей их развития и местных возможностей, он определяет объекты для исследования, виды и методы работы, организует учащихся и руководит их работой. Поэтому успешные результаты школьного краеведения во многом зависят от учителя, от того, как он сумеет заинтересовать своих учеников.

В школьном краеведении следует всегда определять его учебную ценность. В связи с этим выделяют учебное краеведение, его содержание и характер определяются учебной программой, и внепрограммное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например, на географической площадке или во время учебной экскурсии. Но в них обязательно участие школьников всего класса. Во внепрограммном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Формы организации могут быть различны - туристские походы по своему краю, школьные экспедиции, почтовая переписка с учащимися других школ области, страны и пр.

В преподавании общественных и естествоведческих дисциплин краеведение — одно из эффективных средств осуществления дидактических, воспитательных и коррекционно-развивающих задач. Особую значимость краеведческий принцип обучения и воспитания приобретает в специальном образовании потому, что, как правило, выпускники коррекционной школ остаются жить и работать в тех местах, где родились и учились.

Ценность краеведческого принципа в обучении детей с различными нарушениями в развитии раскрывается в реализации общедидактического принципа доступности, который реализуется в изучении материала «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от известного и неизвестному». Наблюдения за объектами и явлениями природы, нахождение путем сравнения происходящих с ними изменений, обобщение полученных материалов способствуют коррекции мышления учащихся, активизирует познавательная деятельность.

Работы, связанные с изучением родного края, помогают формированию географических, исторических, естествоведческих представлений и понятий. Краеведение дает возможность многие вопросы этих дисциплин связать друг с другом и использовать их для практических целей. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, составлению планов местности, когда в решении географических вопросов большую помощь оказывает математика или работа по исследованию местных почв, которая может дать хорошие результаты при условии применения знаний из курса естествознания. Тесна связь посредством краеведческой работы в изучении географии и истории. Научную ценность географические характеристики, особенно по экономической географии, будут иметь только в том случае, если они даются в историческом контексте. Невозможно также представить, чтобы одновременно с географическими исследованиями не проводилось знакомство с историческими объектами родного края. В равной степени, выдвигая на первое место вопросы истории края, нельзя не интересоваться его географией [3]. Благодаря краеведению преподавание географии, истории, естествознания строится на наблюдениях подлинной действительности, а не на «словесных схемах». Потому краеведение должно служить преподаванию этих дисциплин повседневно и непрерывно, а не быть связанным с периодической работой в краеведческих кружках с ограниченной группой учащихся или с турпоходом, охватывающим нередко еще меньшее количество школьников.

Специфика краеведения в школе заключается в том, что здесь процесс выявления и изучения различных локальных фактов возможен лишь в поисково-краеведческой деятельности учащихся. Школьное краеведение постоянно опирается на мотивацию учащихся, учитывает побудительные причины краеведческих интересов детей и отчасти самих учителей. Соответственно данное направление работы может способствовать решению проблемы повышения общей мотивации к учению детей с различными нарушениями в развитии.

Краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единый процесс. Краеведческие походы и экскурсии помогают учителю лучше узнать своих воспитанников, так как возникает непринужденное общение учителя и учащихся, благодаря которому познаются моральные качества и духовный мир школьников. Занимаясь краеведением, учащиеся развивают индивидуальные склонности и способности. При наблюдении за трудом рабочих и служащих разнообразных профессий формируется интерес к профессии.

Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений вырабатывает материалистические взгляды, воспитывает у школьников активное природоохранительное отношение к ней. На местных примерах понятнее раскрываются научные закономерности, на основе которых действеннее может проводиться атеистическое воспитание школьников.

Краеведение — самая доступная и очень обширная сфера применения приобретаемых учащимися знаний и умений. Особенно оно способствует развитию навыков общественной работы. В краеведении многое выполняется коллективно, возникают общие интересы и ответственность, которые укрепляются сознанием полезности дела и реальными результатами работы исследователя к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни.

Хотя роль краеведения в обучении, развитии и воспитании учащихся общепризнана, однако в школьной краеведческой работе отсутствует четкая система. Краеведением занимаются лишь некоторые учителя-энтузиасты. Игнорирование роли краеведения в обучении, развитии и воспитании лишает учащихся ценной информации о природно-географическом, социально-экономическом, культурно-историческом своеобразии местности, региона, где они живут. Ученик, познавая то, что окружает его, усваивая необходимую информацию о ближайшей действительности, обнаруживает другие связи с сопредельными явлениями, делает выводы, обобщения, абстрагируясь от, казалось бы, незначительного, выделяет существенное, всеобщее. Развитие и воспитание детей без познания ими истории, природы, хозяйства, культуры родного края, воспитания к нему чувства привязанности и любви будет неполноценным. Давно назрела необходимость теоретической и практической работы по подготовке и изданию краеведческих пособий для учащихся с различными отклонениями в развитии и учителей коррекционных школ. Данная работа должна учитывать следующее:

1) школьное краеведение наиболее эффективно при использовании краеведческих материалов в единой комплексной системе на уроках всех школьных предметов, а также в разнообразных формах внеклассной работы;

2) использование краеведческих материалов на уроках должно учитывать особенности психофизического развития детей, а также их уровень познавательной активности;

3) краеведческий принцип должен быть включен в число ведущих педагогических принципов, наряду с общепринятыми и продуктивно используемыми.

Таким образом, значение краеведения в обучении и воспитании детей с нарушениями в развитии огромно. Оно состоит в том, что при изучении «своего края», «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые, в свою очередь, служат основой для формирования понятий, недоступных для непосредственного наблюдения. Благодаря краеведению в преподавании дисциплин естествоведческого цикла в коррекционных школах решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью. Краеведение помогает показать практическое значение теоретических знаний, приобретаемых в школе. Краеведческий принцип в преподавании способствует самостоятельному усвоению учащимися учебного материала, приобретению умений исследовательского и творческого характера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 749; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.