Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема малой доступности обучения навыкам самостоятельного передвижения для людей с нарушениями зрения




Чупахина Е.А.

Новосибирский государственный университет, г. Новосибирск, Россия

[email protected]

 

Ориентирование и мобильность (в отечественной традиции пространственная ориентировка) – комплекс навыков и умений, необходимых для передвижения и ориентирования в пространстве при полном или частичном отсутствии зрения.

Владение навыками самостоятельного передвижения для человека с нарушением зрения – необходимое условие интеграции в общество. Между тем, обучение навыкам пространственной ориентировки в России в настоящее время малодоступно для людей с нарушениями зрения.

1) Систематическое обучение проводят только два реабилитационных центра (Волоколамский и Бийский Центры реабилитации слепых ВОС). Оба центра вместе могут обучить не более 500 человек в год (Официальный сайт Всероссийского общества слепых http://vos.org.ru). А по данным статистики в России не менее 280 тыс. незрячих и 500–600 тыс. слабовидящих людей (Медицинские новости (24.04.2003) http://www.medvestnik.ru), т.е. явно, что всех нуждающихся эти два реабилитационных центра обслужить не могут.

2) Не хватает специалистов (хотя пространственная ориентировка входит в программу коррекционных школ, нередка ситуация, когда в школе нет специалиста, способного проводить обучение).

Корень проблемы – в отсутствии системы подготовки специалистов по ориентированию и мобильности.

С внедрением инклюзивной формы образования для людей с нарушениями зрения потребность в таких специалистах только возрастёт. К тому же потребуются специалисты, подготовленные к работе в условиях не только коррекционного, но и общеобразовательного учреждения. Работа программы Ориентирование и мобильность Новосибирского государственного университета направлена на подготовку таких специалистов.

История создания программы Ориентирование и мобильность НГУ. Программа была основана в результате совместного проекта Новосибирского государственного университета и государственного университета Сан-Франциско (США) в 2001–2005 гг. Разработка программы осуществлялась под руководством Сандры Роузен – одного из ведущих специалистов в области ориентирования и мобильности. В основу программы положена модель американской университетской программы по подготовке специалистов по ориентированию и мобильности, хотя она адаптирована к российским условиям и учитывает российский опыт (в частности Бийского Центра реабилитации слепых).

На сегодняшний день это единственная университетская программа в России, готовящая специалистов по ориентированию и мобильности, причём подготовка ведётся в соответствии с международными стандартами. Компетенция специалиста по ориентированию и мобильности пересекается, но не совпадает с компетенцией тифлопедагога. В сферу деятельности специалиста по ориентированию и мобильности входит обучение навыкам передвижения с использованием длинной трости, обучение навыкам ориентирования, использования сохранных органов чувств (включая функциональное остаточное зрение, его обследование, развитие и оптимизацию его использования, включая обучение использованию оптических приборов), обучение пространственным понятиям и бытовым навыкам и проч., но не входит, например, обучение Брайлю и обеспечение учебного процесса по академическим дисциплинам.

Особенность подготавливаемых программой Ориентирование и мобильность специалистов состоит в том, что они могут обучать человека с нарушением зрения в любых условиях: по месту жительства человека, в реабилитационном центре или специализированном учреждении, в общеобразовательном учреждении. Это обеспечивается организацией индивидуального обучения человека с нарушением зрения (занятия один на один) и умением работать в команде других специалистов (тифлопедагога, психолога, офтальмолога и проч.)

Важно также, что эти специалисты подготовлены для работы со всеми категориями людей с нарушениями зрения, начиная от младенцев и дошкольников до людей пожилого возраста, включая также людей со множественными нарушениями, могут работать как с тотально незрячими, так и со слабовидящими людьми, как с людьми, потерявшими зрение в зрелом возрасте, так и с людьми, имеющими врождённое нарушение зрения.

Работа программы Ориентирование и мобильность НГУ. Программа работает с сентября 2004 года. Официальный статус программы – программа профессиональной переподготовки, обучение проводится на базе высшего образования. Форма обучения - очная. Продолжительность обучения один–полтора года. На сегодняшний момент состоялось три выпуска, подготовлено 9 специалистов из 8 российских городов (Москва, Нижневартовск, Чита, Красноярск, Омск, Новосибирск, Барнаул, Петровск Забайкальский), обучаются 5 слушателей из Новосибирска и Тольятти.

Основные разделы программы обучения. Строение глаза и медицинские аспекты нарушения зрения. Методы обследования функционального зрения. Методики обучения навыкам передвижения с сопровождающим. Методики обучения навыкам передвижения с тростью. Теория восприятия и использование сохранных анализаторов для ориентирования и мобильности (ОиМ). Теория преподавания ориентирования и мобильности. Методики обучения навыкам и стратегиям ориентирования. Методики обучения навыкам ОиМ людей пожилого возраста. Методики обучения навыкам ОиМ детей дошкольного и школьного возраста. Методики обучения навыкам ОиМ людей с дополнительными нарушениями, помимо нарушения зрения. Методики обучения навыкам ОиМ слабовидящих людей. Методики обучения использованию оптических приборов. Методики обучения навыкам домоводства и самообслуживания. Стажировка (т.е. непосредственная работа с людьми с нарушениями зрения в качестве инструктора).

Форма занятий. Наряду с традиционными лекциями и семинарами программа по ориентированию и мобильности предусматривает большое количество практических занятий, во время которых студенты работают в парах, поочерёдно исполняя роль инструктора и человека с нарушением зрения (одевают повязку или симулятор). В связи с большим количеством практических занятий обучение проходит в малой группе (не более 4-8 человек в зависимости от количества преподавателей).

Трудоустройство выпускников. На сегодняшний день, большинство выпускников программы работает в школах-интернатах для детей с нарушениями зрения (Москва, Барнаул, Красноярск, Петровск-Забайкальский) или в качестве надомного инструктора в региональных отделениях Всероссийского общества слепых. В Чите в настоящее время ведётся обучение навыкам ориентирования и мобильности при специализированной библиотеке для людей с нарушениями зрения.

Перспективы в свете развития инклюзивного образования. При обучении ребёнка с нарушением зрения в условиях общеобразовательного школьного или дошкольного учреждения (как в обычном, так и в коррекционном классе), наличие в команде специалистов, работающих с ребёнком, специалиста по ориентированию и мобильности представляется необходимым для обеспечения полноценного процесса ре- и абилитации, также интеграции ребенка.

 
 

 


Научное издание

 

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Материалы Международной научно-практической конференции

Саратов, 14-17 ноября 2008 года

 

 

 

Подписано в печать 14.07.2009. Формат 60х84 1/16

Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать трафаретная

Усл.-печ.л. 26,50. Уч.-изд.л. 25,68. Тираж 300 экз. Заказ 0211

 

 

Издательский центр «Наука»

410600; Саратов, Пугачевская, 117, к.50.

 

Отпечатано с готового оригинал-макета в типографии ИП «Экспресс тиражирование»

410005, Саратов; Пугачевская, 161, офис 320 (27-26-93


[1] Кодовое переключение (англ.)

[2] Н.Н.Малофеев. Из истории отечественной специальной школы // Дефектология. 2003. №3.С. 3.

[3] Там же. С. 284.

[4] Следует отметить, что термин «дефективные дети» рассматривался вплоть до начала 30-х годов XX века достаточно широко. К ним относили не только детей с ограниченными возможностями здоровья (слепых, глухих и умственно отсталых), но и так называемых морально дефективных детей (с антисоциальным поведением). В результате вплоть до конца 20-х годов охрана детства понималась как борьба с беспризорностью и дефективностью, оградить общество от которых и стремилось государство.

[5] Постановление СНК РСФСР «О согласовании функций Народных Комиссариатов Просвещения и Здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей» от 10.12.1919 // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1919. № 61. Ст. 564.

[6] Декрет СНК РСФСР «Об учреждениях для глухонемых, слепых и умственно-отсталых детей и подростков» от 23.11.1926 // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР. 1926. № 83. № 613.

[7] Специальная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2001. С. 103.

[8] Н.Н. Малофеев.Современный этап в развитии системы специального образования: результаты исследования основа для построения программы развития // Дефектология. 1997. № 4. С.8.

[9] Н.Н. Малофеев.Современный этап в развитии системы специального образования: результаты исследования основа для построения программы развития // Дефектология. 1997. № 4. С.12

 

[10] Кодовое переключение (англ.)

[11] См.: Образование для всех: политика и практика инклюзии / Центр исследований социальной политики и гендерных исследований / Саратов: Научная книга, 2008. ISBN 978-5-9758-0577-5 / 342 c.

[12] Земская Е. А. Специфика семантики и комбинаторики производства слов-гибридов // Slavische Wortbildung: Semantik und Kombinatorik / Hrsg. S. Mengel. Münster-Hamburg-London, 2002 a. S. 157-169; Оглезнева Е. А. Русский язык зарубежья: восточная ветвь // Известия РАН. Серия литературы и языка. 2003. № 6; С.Н. Пивовар. Аккомодационная модель кодового переключения (на примере русско–английских переключений) // Лингвистические основы межкультурной коммуникации в сфере европейских языков: Сборник тезисов международной конференции. - Нижний Новгород: НГЛУ, 2002. С. 55; Kagan et all.Russian for Russian. Русский для Русских. Los Angeles, 2003; Rathmayr R. Anglizismen im Russischen: Gamburgery, Bifšteksy und Voucherisirung Russlands // Eeurospeak. Sonderndruck. Offprint. Peter Lang. 2002;

[13] Певзнер Оксана. Социальная интеграция инвалидов по зрению // Образование для всех: политика и практика инклюзии С. 127-129; А. Абрамов / Социальные проблемы инвалидов по зрению в аспекте доступности городского пространства / Данные доклада по магистерской диссертации / Рук. д.соц.н., проф. Печенкин В.В. / Саратов, СГТУ, 2008

[14] Валентина Ярская. Инклюзия – новый код социального равенства // Образование для всех: политика и практика инклюзии. С. 11-16

[15] В. Н. Ярская. Экзистенциальные смыслы и гражданские перспективы социального образования // Журнал исследований социальной политики. Том 2. № 3. 2004. С. 347-362; она же. Меня можно назвать агентом социального образования / Интервью В. Щеблановой / Социологический журнал. 2005, № 2. С. 157-174.

[16] Чеканова Э. Е., Ярская В.Н. Социальный и темпоральный контекст образования // Непрерывное образование в России: возможности интеграции академической и корпоративной школ / сборник научных статей / Саратов: СГТУ, 2008. C. 4-9.

[17] Образование для всех: политика и практика инклюзии. С. 127-131, 229-234.

[18] Тарасенко Е. А. Социальная политика в области инвалидности: кросс-культурный анализ и поиск оптимальной концепции для России // Журнал исследований социальной политики. 2004, т.2, № 1. С. 7.

[19] Фуко М.. Надзирать и наказывать М.: Ad Marginem, 1999. 480с.

[20] Альберт Б. Британское движение инвалидов и социальная модель инвалидности // К независимой жизни. М.: РООИ Перспектива, 2000. С. 89-90; Карпова Галина, Ярская-Смирнова Елена. Социокультурная политика в отношении инвалидов: от законодательства к общественному мнению // Образование для всех: политика и практика инклюзии. С. 25.

[21] Italy: too little time and space for childhood by Ray Lorenzo. Unicef.1992. P. 57

[22] Ревекка Фрумкина / Opus post как пример инновативной стратегии / Новое литературное обозрение #59 (1, 2003). Специальный выпуск / Круг чтения / Периодика / Русский Журнал /20030422

[23] Владимир Каганский. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М.: НЛО, 2001; Невменяемое пространство / Отечественные записки, 2002, № 6; Он же. Советское пространство - наше наследство / Русский Журнал / Обзоры / 20040820; Возникновение пространства / Русский Журнал / 20050704; Он же, Советское пространство / Русский Журнал / 20050425; Пространство России: старое и новое / Куда пришла Россия?.. Итоги социетальной трансформации. М.: МВШСЭН, 2003

[24] Т. Адорно. Негативная диалектика / Пер. Е.Л.Петренко. М.: Научный мир, 2003. С. 137.

 

[25] Валентина Ярская, Виталий Печенкин, Лев Яковлев и др. Пространство и время социальных изменений. М. – Саратов: Научная книга, 2004. С. 11-14

[26] Special Educational Needs and Disability Act, 2001 // http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2001/10010--b.htm#1

[27] Disability Law – Individuals with Disabilities Education Act – Fourth Circuit Holds That Parents Bear the Burden of Proof in a Due Process Hearing Against a School District – Weast v. Schaffer // Harvard Law Review. Vol. 118:1078, 2005. P. 1078.

[28] См., например: Обращение участников Конгресса Российского образовательного сообщества о необходимости преодоления дискриминации инвалидов. Принято 19.05.2006 на заседании Центрального Совета общественного движения «Образование для всех» // http://odv.reability.ru/obschaya/obraschenie/. На этом же сайте опубликован проект федерального закона о внесении изменений в Закон РФ «Об образовании» в части образования лиц с ограниченными возможностями здоровья; проект Модельного закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» стран СНГ, опубликован 16 июня 2005 ода на сайте http://cis.unibel.by/index.php?module=subject&func=viewpage&pageid=128. Проект федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» принят во втором чтении Государственной Думой РФ (см.: http://www.integr.org/nav/yur/low01.htm).

[29] См. об этом подробнее Н.Н. Малофеев.Современный этап в развитии системы специального образования: результаты исследования основа для построения программы развития // Дефектология. 1997. № 4. С. 8.

[30] Н.Н. Малофеев.Современный этап в развитии системы специального образования: результаты исследования основа для построения программы развития //Дефектология. 1997. № 4. С. 12.

 

[31] Социальная дистанция – условное расстояние между представителями различных социальных групп, термин введен чикагским социологом Э. Богардус в 1920-е гг. Под социальной дистанцией он имел в виду степень социально-психологического принятия, которую выражает человек по отношению к представителю иной социальной группы.

[32] Ferguson D. L., Meyer G., Jeanchild L., Juniper L. and Zingo J. Figuring out what to do with groupings: How teachers make inclusion «work» for students with disabilities // Journal of the Association for Persons with Severe Handicaps. 1992. № 17. P. 218–226.

[33] Интервью с О. Смолиным. РИА Новости. – Online конференция. - 2008. – 12 декабря. http://www.smolin.ru/actual/comments/2008-12-12-ria_news.htm

[34] Davey H. The Law Relating to the Mentally Defective (Historical foundations of forensic psychiatry and psychology). New York, 1981. P. 349.

[35] Elementary Education (Defective and Epileptic Children) Act. 9th August, 1899 // Davey H. The Law Relating to the Mentally Defective (Historical foundations of forensic psychiatry and psychology). New York, 1981. P. 345-353.

[36] Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. - М.: Образование, 1995. С.133.

[37] Здесь и далее ссылки на закон даются по: Education Act, 1993. Part III. Children with special educational needs // http://www.opsi.gov.uk/acts/acts1993/Ukpga_19930035_en_14.htm.

[38] Disability Discrimination Act, 1995. Part I. Disability. Art. 1 // http://www.opsi.gov.uk/acts/acts1995/95050--a.htm#1

[39] Special Educational Needs and Disability Act, 2001 // http://www.opsi.gov.uk/acts/acts2001/10010--b.htm#1

[40] Следует отметить, что термин «дефективные дети» рассматривался вплоть до начала 30-х годов XX века достаточно широко. К ним относили не только детей с ограниченными возможностями здоровья (слепых, глухих и умственно отсталых), но и так называемых морально дефективных детей (с антисоциальным поведением). В результате вплоть до конца 20-х годов охрана детства понималась как борьба с беспризорностью и дефективностью, оградить общество от которых и стремилось государство.

[41] Постановление СНК РСФСР «О согласовании функций Народных Комиссариатов Просвещения и Здравоохранения в деле воспитания и охраны здоровья дефективных детей» от 10.12.1919 // Собрание Узаконений и Распоряжений Рабочего и Крестьянского Правительства. 1919. № 61. Ст. 564.

[42] См. об этом: Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы / Под науч. ред. Л.М. Шипициной и Е.И. Казаковой. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – С. 6.

[43] http://www.un.org/russian/disabilities/

[44] Под практикой государств может пониматься также их фактическое поведение, различные официальные акты, заявления и выступления государственных деятелей и т.д. См.: Алексеева Л.Б., Жуйков В.М., Лукашук И.И. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. - М.: Изд-во «Права человека», 1996. С. 8.; Общая теория прав человека. - М.: Изд-во НОРМА, 1996. С. 437.

[45] См., напр., Письма Министерства образования РФ от 14.07.2003 № 27/2967-6 «О психолого-медико-педагогической комиссии», от 06.04.2004 № 26/188-6и, Письмо Минобрнауки РФ и Минздравсоцразвития РФ от 04.04.2007 № ВФ-577/06/2608-ВС «О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование».

[46] Ильин И.А. Спасение в качестве // Русский колокол. 1928. № 4.С. 3.

[47] Непрерывное образование и потребность в нем / Отв. ред. Г.А. Ключарев. - М.: ИКСИ РАН: «Наука», 2005. 173 с.

[48] Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: «Просвещение», 1995. 527 с.; Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (Собрание трудов). – М.: «Лабиринт», 2001. 368 с.

[49] Социально-гуманитарные знания, 2007. № 3. цитата с обложки.

[50] Термины введены нами в 1999-2000 г.г.: Молодиченко Т.А.

Акме-личность: сущность и существование // Социокультурные измерения существования человека. Саратов: СГТУ, 2000. С. 144-177.

[51] Нами разработана модель управления, соуправления и самоуправления этими процессами, а также проект и модели социоакмеологической службы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.