Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Представление финансовой отчетности (МСФО IAS 1)




Методические рекомендации к лекции

Для усвоения лекционных материалов необходимо обратить особое внимание на уяснения понятия капитал. Следует выделять собственный и заемный капитал. Обратить особое внимание формирование собственного капитала и на составление бухгалтерских записей по их учету. В ходе работы над темой лекции надо умело использовать рекомендованные источники.

 

Рекомендуемая литература

1. Закон Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 25.02.2007г. № 234-III ЗРК

2. МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» - www.mf.minfin.kz

3. Налоговый Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах» от 10 декабря 2008 г № 100-IV (с изменениями и дополнениями)

4. В.К. Радостовец, В.В. Радостовец, О.И. Шмидт. Бухгалтерский учет на предприятии. – Алматы, 2002,

5. А.С.Садиева, Э.М. Тлеуова Финансовый учет I: Учебное пособие.-Астана:Изд. КазУЭФМТ, 2010.-293

6. Типовой план счетов бухгалтерского учета. Утвержден приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23 мая 2007 года № 185 - www.mf.minfin.kz

7. Типовой план счетов: методические рекомендации по составлению корреспонденции счетов. Часть I. // Библиотека бухгалтера и предпринимателя. Издательский Дом БИКО – 2007г.- №11.

8. Типовой план счетов: методические рекомендации по составлению корреспонденции счетов. Часть II. // Библиотека бухгалтера и предпринимателя. Издательский Дом БИКО – 2007г.- №12.

 

 

 

Цель занятия: Раскрыть сущность, виды и назначение финансовой отчетности, Уяснить студентам информацию, подлежащую представлению в балансе, рассмотреть компоненты финансовой отчетности.

 

Основные понятия по теме: финансовая отчетность, бухгалтерский баланс, принципы финансовой отчетности, бухгалтерская отчетность, статистическая отчетность, оперативная отчетность

 

Вопросы лекции

1. Финансовая отчетность: сущность, виды и назначение

2. Представление бухгалтерского баланса.

3. Отчет о прибылях и убытках.

4. Структура отчета об изменениях в капитале.

5. Представление отчета о движении денежных средств.

6. Раскрытие информации в пояснительной записке.

 

Тезис лекции

 

Под отчетностью понимают систему итоговых показателей, комплексно характери­зующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за истекший период. Составление отчетности является завершающим этапом учетной работы. Целью финансовой отчетности является предоставление пользователям полезной, значимой и достоверной информации о реальном финансовом положении юридического лица, результатах деятельности и изменениях в его финансовом положении за отчетный пери­од.

Основными принципами финансовой отчетности являются:

- Начисление. Финансовые отчеты составляются на основе принципа начисле­ния, в соответствии с которым доходы признаются (отражаются), когда они заработа­ны, а расходы и убытки, когда они понесены.

- Непрерывность финансовой отчетности предполагает, что субъект будет продол­жать свою деятельность в течение неопределенного периода, и нет подтверждения тому, что он имеет намерение или возникает необходимость ликвидации в обозримом будущем.

- Понятность. Информация, представляемая в финансовых отчетах, должна быть понятна пользователям.

- Значимость. Финансовая информация должна быть значимой для того, чтобы удовлетворять потребности пользователей в процессе принятия ими решений и помо­гать им в оценке событий операционной, финансовой и хозяйственной деятельности.

- Существенность. Финансовая информация является существенной, если ее пропуск или неправильное представление могут повлиять на экономические реше­ния пользователей, принятые на основе финансовой отчетности.

- Достоверность. Отчетность достоверна, когда в ней отсутствуют существенная ошибка или предвзятость.

- Правдивое и беспристрастное представление. Финансовые отчеты должны создавать у пользователя правдивое и беспристрастное представление о финансовом положении, результатах операций, движении денежных средств субъекта.

- Нейтральность. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть свободной от предвзятости для того, чтобы быть надежной.

- Осмотрительность подразумевает соблюдение степени предосторожности при принятии решений, необходимых для вынесения оценок, в условиях неопреде­ленности, для того, чтобы активы и доход не были переоценены, а обязательства или расходы не были недооценены.

- Завершенность и сопоставимость. В целях обеспечения достоверности, ин­формация в финансовых отчетах должна быть полной. Для повышения полезности и содержательности информация одного отчетного периода должна быть сопостави­мой с другим периодом.

- Последовательность. Пользователи должны иметь возможность сравнивать финансовые отчеты субъекта за разные отчетные периоды с целью определения тен­денции изменений в его финансовом положении.

Важным требованием, предъявляемым к отчетности, является ее прозрачность, понимание данных отчетности инвесторами и акционерами. Отчетность должна со­ставляться в установленные сроки.

Для своевременного и качественного составления баланса и других форм отчет­ности бухгалтерия должна обеспечить предоставление производственными и други­ми подразделениями предприятия всей документации и установленных материаль­ных и других отчетов в соответствии с графиком и в полном объеме.

Финансовая отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о доходах и расходах, отчета о движении денег, отчета об изменении в собственном капитале и по­яснительной записки к ним и другой дополнительной информации в виде таблиц и диаграмм.

Баланс и другие формы отчетности в целях обеспечения точности показателей необходимо подвергнуть тщательной арифметической и логической проверке. Пре­емственность баланса устанавливают путем сличения данных по его статьям на на­чало отчетного периода с данными по этим же статьям за текущий период по графе на конец года.

Годовая отчетность представляется: собственникам (участникам) или уполномо­ченным ими органам в соответствии с учредительными документами; органу налого­вой инспекции (по месту нахождения предприятия); местному финансовому органу, органам государственной статистики.

Если после предоставления хозяйствующими субъектами финансовой отчетнос­ти будут выявлены неточности, то сумму корректировки ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов за предыдущие периоды, включают в доход или убыток отчетного периода.

Сумму корректировки существенной ошибки, относящейся к предыдущим пе­риодам, отражают в отчете путем изменения начального сальдо нераспределенного дохода или включают в расчет при определении чистого дохода или убытка отчетного периода.

Бухгалтерский учет предназначен для своевременного и точного отражения всех изменений, произошедших в составе хозяйственных средств и источников их образования, в хозяйственных процессах и их результатах. Данные учета должны соответствовать фактическому наличию хозяйственных средств и их источников, но на практике иногда имеют место расхождения данных учета с действительностью. Расхождения могут возникать в результате естественной убыли (усушки, утечки, распыления), при транспортировке товарно-материальных ценностей, пересортице однородной продукции, неисправности измерительных и весовых приборов, арифме­тических ошибок при оформлении операций, злоупотреблений (хищений, обвесов, обсчетов) материально ответственных или посторонних лиц.

Это вызывает необходимость периодической сверки данных учета с фактическим наличием ценностей, yтoчнения расчетов. Такую проверку называют инвентаризацией.

Перед представление финансовой отчетности предусмотрено проведение инвентаризации имущества и обязательств. Периодичность, сроки проведения инвентаризаций, состав инвента­ризационной комиссии утверждают в учетной политике, разрабатываемой каждым хозяйствующим субъектом.

Целью финансовой отчетности является обеспечение пользователей полезной, значимой и достоверной информацией о финансовом положении и результатах де­ятельности за отчетный период.

Финансовая отчетность содержит информацию, необходимую для выработки инвестиционной политики предприятия, политики в области кредитования, оценки будущих денежных потоков, оценки ресурсов и обязательств предприятия и деятель­ности его руководящих органов.

Несмотря на различие интересов разных пользователей финансовой отчетности предприятия, основным условием существования предприятия является достаточ­ность капитала для его деятельности. В общем плане пользователи заинтересованы в следующей информации.

 

 

Данные отчетности Полезность
Экономические ресурсы (структура активов) Оценка способности предприятия получать доходы и денежные средства в будущем
Финансовая структура (соотношение собственного капитала и задолженности предприятия) Оценка будущих потребностей в заемных средствах и раcпределение будущих прибылей и денежных средств между заинтересованными сторонами; оценка потенциальной гибкости предприятия в привлечении внешних инвестиций
Коэффициенты ликвидности и платежеспособности Оценка краткосрочной и долгосрочной способности предприятия отвечать по своим обязательствам
Коэффициенты рентабельности и деловой активности Оценка эффективности использования ресурсов предприятия
Изменения в финансовом положении Оценка денежных потоков, полученных предприятием в результате его операционной, инвестиционной и финансовой деятельности; прогнозирование будущих потребностей предприятия в денежных средствах.

Финансовая отчетность составляется в валюте Республики Казахстан; единица измерения - тысяч тенге. Отчетным периодом для годовой отчетности является пол­ный календарный год; для вновь созданных субьектов - с даты приобретения статуса юридического лица до 31 декабря отчетного года. Собственники имеют право устанав­ливать иную периодичность представления отчетности (но не реже одного раза в год).

Финансовые отчеты отражают результаты сделок и других событий, группируя их в классы в соответствии с их экономическим содержанием (элементы финансовых отчетов).

Активы - имущество, имущественные и личные неимущественные блага и права субьекта, имеющие стоимостную оценку. В активе воплощена будущая экономичес­кая выгода.

Обязательства - это результат прошлых сделок, осуществление которых ведет к появлению обязанности должника совершить в пользу кредитора определенное дейс­твие: оплатить задолженность, осуществить работы или услуги, передать имущество и др., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязательства.

Собственный капитал - это активы субъекта за минусом его обязательств. Собс­твенный капитал в бухгалтерском учете разделяется на подклассы: выпущенный капитал, эмиссионный доход, резервный капитал, нераспределенный доход.

Финансовые результаты - результат Финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год (разница между доходами и расходами). Элементами измерения финансовых результатов являются доходы и расходы.

Доходы - это результаты от основной и неосновной деятельности субъекта. Доход от основной деятельности субъект получает от реализации продукции, работ и услуг, а также от реализации товарно-материальных ценностей, аренды, инвестиционной деятельности и др.; от неосновной деятельности - включает следующие статьи: до­ход от реализации нематериальных активов, основных средств, ценных бумаг, доход по акциям и в виде процентов, от курсовой разницы и др.

Расходы - затраты, связанные с производством продукции, работ и услуг, управ­лением производством, убытки от основной и неосновной деятельности и от чрез­вычайных ситуаций. Расходы обычно принимают форму оттока или использования активов (денежных средств, материальных запасов, основных средств и др.). Убытки- уменьшение экономической выгоды; по своей природе они не отличаются от других расходов и не являются отдельным элементом.

Признание элементов финансовых отчетов - это процесс включения в бухгал­терский баланс 'или отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности статьи, которая соответствует определению элемента и удовлетворяет следующим критериям признания:

- существует вероятность того, что любая будущая выгода, подлежащая отражению в данной статье, может поступить субъекту или выбыть от него;

- статья имеет стоимость, которую можно измерить с большей достоверностью.

Взаимные зачеты между статьями текущих активов и текущих обязательств в балан­се не допускаются. Отдельные статьи баланса не должны включаться в другие статьи или «сворачиваться» (например, дебиторская задолженность перекрываться кредиторской).

Определение в балансе текущих активов и обязательств и раскрытие их итоговых сумм представляет информацию, помогающую пользователям финансовой отчетнос­ти в анализе финансового положения юридического лица.

Итоговые суммы долгосрочных, текущих активов, собственного капитала, долго­срочных и текущих обязательств должны быть раскрыть в бухгалтерском балансе.

Отчет о доходах и расходах является основ­ной формой, обобщенно раскрывающей счета доходов и расходов.

Отчет о движении денежных средств. Отчет составляется в соответствии с требованиями МСФО 7 «Отчет о движении денежных средств» Необходимость составления отчета состоит в получении ин­формации о поступлении и выбытии денежных средств предприятия за отчетный период, а также о его операционной, инвестиционной и финансовой деятельности за отчетный период.

Отчет о движении денежных средств позволяет пользователям информации оценить изменения в финансовом положении предприятия, обеспечивая их данными о поступле­нии и выбытии денежных средств предприятия за отчетный период в разрезе операцион­ной, инвестиционной и финансовой деятельности хозяйствующего субъекта.

Операционная деятельность. Движение денежных средств от операционной де­ятельности предприятия показывают, используя: прямой метод и косвенный метод.

Прямой метод предполагает раскрытие основных видов денежных поступле­ний и выплат, а также определения, к какому виду деятельности они относятся. Он предполагает корректировку каждой статьи отчета о результатах Финансово-хозяйс­твенной деятельности.

Косвенный метод - при этом методе чистый доход или убыток корректируется на изменения текущих активов и обязательств, не денежных операций, а также на дохо­ды и убытки, являющиеся результатом инвестиционной и финансовой деятельности, в сравнении с предыдущим отчетным периодом.

Инвестиционная и финансовая деятельность. Инвестиционная деятельности - приобретение и продажа долгосрочных активов, выдача и получение погашаемы) кредитов.

При раскрытии движения денежных средств от операционной деятельности прямым методом раскрывают повлиявшие на их движение операции, связанные с непосредственным поступлением и выбытием денежных средств, то есть операции в корреспонденции со счетами по учету денежных средств, а также не денежные опера­ции. В случае, если операций, однородных по своему экономическому содержанию, было несколько, то они обобщаются и показываются в отчете одной строкой. При этом необходимо предварительно распределить операции по движению денежных средств по видам деятельности (операционная, инвестиционная или финансовая).

Пояснительная записка к финансовой отчетности. Пояснительная записка к финансовой отчетности - основной аналитический документ, составляемый на пред­приятии. В ней, в первую очередь, должна быть дана краткая оценка выполнения бизнес-плана по всем его разделам с раскрытием основных причин, положительно и отрицательно повлиявших на работу предприятия в отчетном периоде.

По Отчету о движении денежных средств в пояснительной записке следует осветить следующие основные вопросы:

- какой метод использовался предприятием для раскрытия движения денежных средств от операционной деятельности (прямой или косвенный метод);

- денежные поступления и выплаты от имени клиентов раскрываются на нетто­ основе, когда движение денежных средств отражает больше деятельность клиентов, чем самого предприятия;

- ограничения по движению денежных средств и др.

Следует избегать повторений в пояснении отдельных вопросов, с которыми не­избежно придется столкнуться при составлении финансовой отчетности, так как в балансе и других формах используется одна и та же информация, только отражается она в каждой из них в разных аспектах.

В пояснительной записке должна быть дана общая оценка финансового поло­жения и финансовой деятельности предприятия.

В целях получения достоверной информации для составления финансовой отчетности, наряду с инвентаризацией, проводят работу по определению достоверности применяемых субъектом правил оценки всех видов имущества и обязательств в соответствии с выбранной учетной политикой.

При составлении финансовой отчетности за отчетный период следует учесть все ошибки, допущенные при составлении финансовой отчетности предыдущих периодов.

Все ошибки, допущенные при составлении финансовой отчетности можно разделить на существенные и несущественные.

Ошибки могут возникать в результате:

· математических просчетов;

· неправильного применения учетной политики;

· искажения информации, обмана или невнимательности.

МСФО 8 «Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки» предусмотрено два метода корректировки ошибок, относящихся к предыдущим периодам:

1. Отражение в учете путем изменения начального сальдо нераспределенного дохода;

2. Включение при определении чистого дохода или убытка отчетного периода.

Выводы

Завершающим этапом бухгалтерского учета является подготовка ряда отчетов, называемых финансовой отчетностью.

Финансовые отчеты могут быть отнесены к двум категориям:

1) отчеты о состоянии;

2) отчеты об изменениях.

Бухгалтерский баланс входит в первую категорию отчетов. Он дает информацию о ресурсах субъекта на конкретный момент времени. Три других отчета - Отчет о прибылях и убытках; Отчет о движении денежных средств и Отчет об изменениях в капитале -относятся ко второй категории. Они отражают деятельность организации за период времени, например за год. При этом отчетность подготавливается для знающего читателя. Все вместе они означают, что финансовая отчетность предоставляет информацию о прошлом для оказания помощи внутренним и внешним пользователям в прогнозировании и принятии решений относительно будущего финансового состояния и движения средств организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 929; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.