Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Появление организованных форм воспитания. 1. Источники изучения первобытного воспитания,по которым можно ре­конструировать элементы процесса зарождения воспитания:




1. Источники изучения первобытного воспитания, по которым можно ре­конструировать элементы процесса зарождения воспитания:

· памятники Материальной и духовной культуры;

· труды ученых и путешественников XVIII - начала XIX вв., которые ис-, следовали быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, находившихся в то время на стадии дет­ства человеческой цивилизации;

· современные этнографические данные о сообществах, не затронутых со­временной цивилизацией, немногочисленных сохранивших черты пер­вобытности племенах;

· археологические находки - примитивные орудия и предметы быта, детс­кие игрушки, наскальные изображения;

· фольклор - сказки, народные игры, сохранившие черты древних обря­дов;

· метафорический уровень языка - эпос, поговорки, пословицы.

2. Воспитание возникло 2-3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения чело­века из животного мира, сопровождавшегося переходом к сознатель­ной передаче опыта собирательства и охоты.

Оно способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоци­ональному взрослению первобытного человека, в интегративном, син­кретическом виде сопутствуя всему процессу передачи жизненного опыта.

По мере обогащения общественного опыта и развития сознания содержа­ние и приемы воспитания усложнялись.

Традиционные концепции происхождения воспитания, утверждающие, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного при­способления детей к существовавшему тогда порядку вещей:

эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) -происхождение воспитания связано с употреблением воспитательной деятельности первобытных людей в интенсивной заботе о потомстве, присущей высшим животным;

психологическая (П. Монро) - происхождение воспитания связано с про­явлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым.

3. Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в пер­вобытном обществе около 40 тыс. лет назад.

Предпосылки и существенные факторы становления воспитания как вида деятельности:

• эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи;

• необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от поколения к поколению, от человека к человеку;

• возникновение потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, когда усложнение производственного опы­та потребовало определенной организации его усвоения. Стихийно возникшие цели воспитания:

• подготовка к простейшему виду существования - вначале воспитание было ориентировано на повседневную борьбу за выживание;

• осознание мира как анимистического феномена - окружающий мир вос­принимался первобытным человеком как нечто живое, наделенное со­знанием.

В первобытном, обществе практически единственными показателями при дифференциации обучения являлись пол и возраст детей. Поскольку первобытное воспитание проистекало из общинного образа жизни, то готовило к повседневной жизни всех одинаково - его основу составляло групповое, коллективное начало.

4. В IX - VIII тысячелетиях до н. э. смысл и содержание воспитания каче­ственно изменились - воспитание из всеобщего, равного, контролируе­мого общиной стало превращаться в сословно-семейное:

в ряде регионов мира происходит социальное и имущественное рассло­ение первобытного общества;

• семья становится основной социальной ячейкой. Основные черты семейного воспитания в то время:

• дети воспитывались на примере родителей. Они воспринимали опыт и информацию предшественников со слов родителей, путем подражания;

• воспитание представителей различных социальных слоев (вождей, жре­цов, воинов, рядовых членов общины) приобретало заметные разли­чия;

• для детей элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие;

• действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл.

5. Формы и методы воспитания первобытной эпохи носили примитивный, неосознанный характер.

По мере усложнения условий жизнедеятельности задачи и приемы передачи социального опыта менялись, что привело к появлению зачатков организованных форм воспитания, которое постепенно сосредо­точивалось в руках специально назначенных для этого лиц. В первобытных общинах охотников и собирателей период детства и воспитания продолжался лишь до 9 - 11 лет.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минималь­ным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значи­тельная свобода.

Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности.

Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Основной формой воспитания были совместные игры и занятия.

Взрослея, мальчики приобретали мужские трудовые навыки под руко­водством мужчин; девочек-подростков женщины обучали ведению до­машнего хозяйства.

На исходе первобытнообщинного периода появились дома молодежи для детей и подростков как следствие коллективной традиции воспитания.

Со временем характер деятельности, состав воспитанников и наставни­ков в домах молодежи менялись:

• при матриархате женщины воспитывали мальчиков и девочек до 7 - 8 лет совместно, в более старшем возрасте детей разделяли;

• при патриархально-родовом строе воспитание мальчиков полностью пе­реходит к старейшинам и жрецам. Дома молодежи для девочек и маль­чиков становятся раздельными;

• по мере роста имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для состоятельных и для рядовых членов общины.

Все подростки, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процеду­ру посвящения во взрослые: религиозный обряд, сопровождаемый тра­диционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации:

• для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудо­вая, нравственная и физическая подготовка) и включала усвоение зна­ний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, во­ину и т. д.,

• для девочек - обучение ведению домашнего хозяйства.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательская группа "Форум" - "Инфра-М", 1998. С. 4 - 9.

 

Вопрос 2. Школа и воспитание в Древнем Египте и Месопотамии

1. Воспитание и обучение в Древнем Египте

2. Школы в Месопотамии

1. Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к III тысяче­летию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формиро­вать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике до­стижения такого идеала шло все обучение и воспитание.

Огромную роль в Древнем Египте играло семейное воспитание:

•мальчикам и девочкам уделялось равное внимание;

• дети усваивали мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире;

• ребенок прежде всего должен был научиться слушать и слушаться;

• признавалась естественность и необходимость физических наказаний;

• абсолютный и безоговорочный авторитет отца;

• обычай передавать профессию по наследству - от отца к сыну.

Своего рода государственные школы существовали при храмах, дворцах царей и вельмож.

Характерные черты обучения в древнеегипетских школах.

• основная цель - подготовка служилых писцов, из которых составлялась администрация египетского государства;

• школьная дидактика отличалась утилитаризмом;

• обучение, как правило, начиналось с 5 лет;

• профессиональное образование продолжалось иногда до 25 - 30 лет;

• ученики должны были относиться к учителю как к отцу;

• школа не только давала сумму знаний, но и воспитывала стиль поведе­ния;

• широко применялись телесные наказания;

• основа образования - обучение сложной системе письма: ученики ко­пировали текст целиком, письмо считалось "словом бога";

• образование включало также знание религиозных текстов и магических формул;

• обучение строилось на заучивании текстов;

• математические задачи обычно имели практический характер;

• немаловажное значение придавалось обучению игре на музыкальных инструментах.

2. Шумерские школы первоначально существовали при храмах. Храмы в Шумере играли важную экономическую роль и вели крупное хозяй­ство, требовавшее письменной документации и подготовки грамотного персонала.

Видимо, уже в середине III тысячелетия до н. э. сложился тип школы, общий для всех шумерских городов.

В связи с распадом храмовых хозяйств в начале II тысячелетия до н. э. утрачивают значение и храмовые школы, уступая место частным шко­лам, открывавшимся с одобрения властей во всех городах. Учителями в них были обычно писцы-практики, взимавшие с учеников регулярную плату, а также получавшие единовременные поощрения.

Обучение в школах Месопотамии:

• обычно от 12 до 20 учеников у одного учителя;

• телесные наказания (за опоздания, баловство, вставание без разреше­ния, плохой почерк);

• большая часть учеников - из знатных семей, но встречались и дети ре­месленников, пастухов, рыбаков и даже рабов;

• обучение в школе начиналось с 5 - 7 лет (первая стадия продолжалась 3-4 года);

• профессиональную подготовку юноша получал к 20 - 25 годам;

• в школах, как правило, учились только мальчики;

• основное внимание уделялось изучению языка и литературы;

• ученики упражнялись в переводах и в заучивании религиозно-магичес­ких шумерских текстов;

• переписывали текст много раз, учитель комментировал отдельные фор­мулы;

• общее обучение включало также основы арифметики и геометрии;

• заучивались списки слов по определенной тематике, в том числе спе­циальные термины жрецов, ювелиров, юристов;

• учащимся нередко давали профессиональные сведения о различных ре­меслах, они изучали знаменитые Законы Хаммурапи;

• во главе шумерской школы стоял "отец школы", его помощники име­новались "старшими братьями";

• школы имели библиотеки клинописных текстов (за что именовались "домами табличек") и являлись центрами культуры.

В то же самое время начала складываться особая литература, обслу­живавшая школу. Первые словари и хрестоматии, оформленные в виде клинописных табличек, появились в Шумере за 3 тыс. лет до н. э. В них включались поучения, назидания, наставления.

Использованные источники:

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в перво­бытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учеб­ных заведений. / Под ред. академика РАО А. И. Писку нова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. С. 24 - 25.

Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. - М.: Большая рос­сийская энциклопедия, 1993. С. 296.

Вопрос 3. Воспитание и школа в Израильско-Иудейском

царстве и Древнем Иране

 

1. Воспитание и обучение в Израильско-Иудейском царстве




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.