КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Появление организованных форм воспитания. 1. Источники изучения первобытного воспитания,по которым можно реконструировать элементы процесса зарождения воспитания:
1. Источники изучения первобытного воспитания, по которым можно реконструировать элементы процесса зарождения воспитания: · памятники Материальной и духовной культуры; · труды ученых и путешественников XVIII - начала XIX вв., которые ис-, следовали быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, находившихся в то время на стадии детства человеческой цивилизации; · современные этнографические данные о сообществах, не затронутых современной цивилизацией, немногочисленных сохранивших черты первобытности племенах; · археологические находки - примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения; · фольклор - сказки, народные игры, сохранившие черты древних обрядов; · метафорический уровень языка - эпос, поговорки, пословицы. 2. Воспитание возникло 2-3 млн. лет тому назад, в эпоху выделения человека из животного мира, сопровождавшегося переходом к сознательной передаче опыта собирательства и охоты. Оно способствовало физическому, умственному и нравственно-эмоциональному взрослению первобытного человека, в интегративном, синкретическом виде сопутствуя всему процессу передачи жизненного опыта. По мере обогащения общественного опыта и развития сознания содержание и приемы воспитания усложнялись. Традиционные концепции происхождения воспитания, утверждающие, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей: • эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) -происхождение воспитания связано с употреблением воспитательной деятельности первобытных людей в интенсивной заботе о потомстве, присущей высшим животным;
• психологическая (П. Монро) - происхождение воспитания связано с проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. 3. Воспитание как особый вид человеческой деятельности появилось в первобытном обществе около 40 тыс. лет назад. Предпосылки и существенные факторы становления воспитания как вида деятельности: • эволюция материальных связей между людьми первобытной эпохи; • необходимость поддерживать и развивать такие связи путем передачи опыта от поколения к поколению, от человека к человеку; • возникновение потребности людей в общении как следствие эволюции форм примитивного труда, когда усложнение производственного опыта потребовало определенной организации его усвоения. Стихийно возникшие цели воспитания: • подготовка к простейшему виду существования - вначале воспитание было ориентировано на повседневную борьбу за выживание; • осознание мира как анимистического феномена - окружающий мир воспринимался первобытным человеком как нечто живое, наделенное сознанием. В первобытном, обществе практически единственными показателями при дифференциации обучения являлись пол и возраст детей. Поскольку первобытное воспитание проистекало из общинного образа жизни, то готовило к повседневной жизни всех одинаково - его основу составляло групповое, коллективное начало. 4. В IX - VIII тысячелетиях до н. э. смысл и содержание воспитания качественно изменились - воспитание из всеобщего, равного, контролируемого общиной стало превращаться в сословно-семейное: • в ряде регионов мира происходит социальное и имущественное расслоение первобытного общества; • семья становится основной социальной ячейкой. Основные черты семейного воспитания в то время: • дети воспитывались на примере родителей. Они воспринимали опыт и информацию предшественников со слов родителей, путем подражания;
• воспитание представителей различных социальных слоев (вождей, жрецов, воинов, рядовых членов общины) приобретало заметные различия; • для детей элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие; • действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. 5. Формы и методы воспитания первобытной эпохи носили примитивный, неосознанный характер. По мере усложнения условий жизнедеятельности задачи и приемы передачи социального опыта менялись, что привело к появлению зачатков организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивалось в руках специально назначенных для этого лиц. В первобытных общинах охотников и собирателей период детства и воспитания продолжался лишь до 9 - 11 лет. В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности. Старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия. Взрослея, мальчики приобретали мужские трудовые навыки под руководством мужчин; девочек-подростков женщины обучали ведению домашнего хозяйства. На исходе первобытнообщинного периода появились дома молодежи для детей и подростков как следствие коллективной традиции воспитания. Со временем характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи менялись: • при матриархате женщины воспитывали мальчиков и девочек до 7 - 8 лет совместно, в более старшем возрасте детей разделяли; • при патриархально-родовом строе воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. Дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными; • по мере роста имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для состоятельных и для рядовых членов общины. Все подростки, достигшие 10-15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые: религиозный обряд, сопровождаемый традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Программа подготовки к инициации:
• для мальчиков была более длительной и сложной (проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка) и включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., • для девочек - обучение ведению домашнего хозяйства. Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательская группа "Форум" - "Инфра-М", 1998. С. 4 - 9.
Вопрос 2. Школа и воспитание в Древнем Египте и Месопотамии 1. Воспитание и обучение в Древнем Египте 2. Школы в Месопотамии 1. Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к III тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в эту эпоху должны были формировать ребенка, подростка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание. Огромную роль в Древнем Египте играло семейное воспитание: •мальчикам и девочкам уделялось равное внимание; • дети усваивали мысль о том, что праведная жизнь на земле определяет счастливое существование в загробном мире; • ребенок прежде всего должен был научиться слушать и слушаться; • признавалась естественность и необходимость физических наказаний; • абсолютный и безоговорочный авторитет отца; • обычай передавать профессию по наследству - от отца к сыну. Своего рода государственные школы существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Характерные черты обучения в древнеегипетских школах. • основная цель - подготовка служилых писцов, из которых составлялась администрация египетского государства; • школьная дидактика отличалась утилитаризмом; • обучение, как правило, начиналось с 5 лет; • профессиональное образование продолжалось иногда до 25 - 30 лет; • ученики должны были относиться к учителю как к отцу;
• школа не только давала сумму знаний, но и воспитывала стиль поведения; • широко применялись телесные наказания; • основа образования - обучение сложной системе письма: ученики копировали текст целиком, письмо считалось "словом бога"; • образование включало также знание религиозных текстов и магических формул; • обучение строилось на заучивании текстов; • математические задачи обычно имели практический характер; • немаловажное значение придавалось обучению игре на музыкальных инструментах. 2. Шумерские школы первоначально существовали при храмах. Храмы в Шумере играли важную экономическую роль и вели крупное хозяйство, требовавшее письменной документации и подготовки грамотного персонала. Видимо, уже в середине III тысячелетия до н. э. сложился тип школы, общий для всех шумерских городов. В связи с распадом храмовых хозяйств в начале II тысячелетия до н. э. утрачивают значение и храмовые школы, уступая место частным школам, открывавшимся с одобрения властей во всех городах. Учителями в них были обычно писцы-практики, взимавшие с учеников регулярную плату, а также получавшие единовременные поощрения. Обучение в школах Месопотамии: • обычно от 12 до 20 учеников у одного учителя; • телесные наказания (за опоздания, баловство, вставание без разрешения, плохой почерк); • большая часть учеников - из знатных семей, но встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков и даже рабов; • обучение в школе начиналось с 5 - 7 лет (первая стадия продолжалась 3-4 года); • профессиональную подготовку юноша получал к 20 - 25 годам; • в школах, как правило, учились только мальчики; • основное внимание уделялось изучению языка и литературы; • ученики упражнялись в переводах и в заучивании религиозно-магических шумерских текстов; • переписывали текст много раз, учитель комментировал отдельные формулы; • общее обучение включало также основы арифметики и геометрии; • заучивались списки слов по определенной тематике, в том числе специальные термины жрецов, ювелиров, юристов; • учащимся нередко давали профессиональные сведения о различных ремеслах, они изучали знаменитые Законы Хаммурапи; • во главе шумерской школы стоял "отец школы", его помощники именовались "старшими братьями"; • школы имели библиотеки клинописных текстов (за что именовались "домами табличек") и являлись центрами культуры. В то же самое время начала складываться особая литература, обслуживавшая школу. Первые словари и хрестоматии, оформленные в виде клинописных табличек, появились в Шумере за 3 тыс. лет до н. э. В них включались поучения, назидания, наставления. Использованные источники: История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. / Под ред. академика РАО А. И. Писку нова. - М.: ТЦ Сфера, 2001. С. 24 - 25. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. - М.: Большая российская энциклопедия, 1993. С. 296. Вопрос 3. Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве и Древнем Иране
1. Воспитание и обучение в Израильско-Иудейском царстве
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |