Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогические идеи христианских мыслителейм




Боепитание и обучение в христианских общинах

Зарождение христианских общин

4. Основы христианского воспитания

1. В восточных провинциях Римской империи в I веке н. э. возникают ран­нехристианские общины, отражавшие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход Мессии, Спасителя.

В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследова­ниям со стороны государственной власти Римской империи прежде всего за отказ признавать божественность императоров. Со времени императора Константина I Великого (ок. 285 - 337), когда Миланским эдиктом (313) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя получили возможность свободно препода вать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную исто­рию, литературу и философию с позиций христианского вероучения.

2. Основными способами обучения в христианских общинах были:

• устные и письменные назидания,

• совместное чтение отрывков из библейских книг,

• составление и произнесение проповедей,

• разучивание молитв, псалмов, притч,

• чтение вслух переводов священных текстов с древнееврейского на арамейский и греческий и т. д.

Особое значение в христианских общинах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, отноше­ния к учению как богоугодному делу.

Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, поэтому их называли "учителями праведности". Содержание образования ориентировалось на Библию - собрание кано­нических сочинений, состоящее из Ветхого Завета и Нового Завета:

• первая часть - иудейские священные тексты II и I тысячелетий до н. э., в том числе притчи царя-мудреца Соломона, содержание которых было положено в основу воспитания;

• вторая часть своими евангельскими и апостольскими текстами служила собственно христианскому обоснованию целей и содержания воспитания.

3. Климент Александрийский (ум. в 211/212 н. э.) - священнослужитель и руководитель школы христианского богословия в Александрии.

Он был автором дошедшей до нас книги "Педагог", в которой нарисо- ван образ педагога, ведущего юношей по пути добра и в активном диа­логе закладывающего основы постижения истины. Климент Александрийский полагал, что:

• помимо внешней образованности человек должен обладать религиозным чувством;

• цель воспитания - ввести ребенка в христианский образ жизни;

• должно уметь ставить воспитательные цели и соответствующими сред­ствами влиять на ход их достижения;

• целью деятельности педагога является не простая передача знаний, не "научение", а "улучшение души";

• пример жизни педагога - образец для подражания воспитанникам. Климентом детально описаны правила поведения ребенка. Семь свобод­ных искусств рассматривались им лишь в качестве дополнительного сред­ства воспитания.

Ориген (ок. 186 - 253/254), известный богослов и философ, возглавил школу в Александрии после Климента. Он видел в человеке "соедине­ние тела с духом", что и создает, по его мнению, возможность борьбы со злом и ведет к самоусовершенствованию самого человека. Наиболее видным христианским мыслителем эпохи Древнего Рима был Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354 - 430). Августин был широко образованным человеком, философом, усвоив­шим идеи скептицизма и неоплатонизма. Христианином он стал уже в зрелом возрасте, в 387 году, начав вести аскетическую жизнь, система­тически упражняясь в духовном самосовершенствовании. В автобиогра­фическом труде "Исповедь" он проследил в основном весь путь станов­ления человека-христианина с детских лет до зрелого возраста. Цель воспитания, по Августину, - слияние с Богом. Основой знания он считал сочетание ощущений, мыслей и благочести­вых стремлений. Ведущим методом познания, по его мнению, является самоуглубление, так как истина заключена в душе и лишь познание этой истины приводит развивающегося человека к Богу. Религиозный государственный деятель остготского государства Кассио-дор (ок. 487 - ок. 578) основал в Италии монашеское общежитие, кото­рое благодаря библиотеке и скрипторию (книгохранилищу) стало од­ним из центров средневековой науки. Сам Кассиодор написал ряд школьных учебников, пользовавшихся популярностью на протяжении всех средних веков: "Наставление в божественном чтении", "Наставле­ние в мирском чтении", "Об орфографии" и др.

4. Таким образом, к концу Римской империи начала складываться прин­ципиально новая форма воспитания - христианское воспитание. Для него были характерны:

• особое внимание к личности человека, его/уше;

• приоритет веры над знанием, наукой;

• понимание обучения Священному Писанию как богоугодного дела;. • неразрывная связь образования с нравственным воспитанием;

• осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления с ран­них лет трудового воспитания.

Использованные источники: История педагогики и образования, С. 80 - 84.

 

Вопрос 12. Воспитание и образование в Византии

1. Домашнее воспитание

2. Школьная система

3. Педагогическая мысль

4. Значение византийского влияния на развитие просвещения

1. В Византийской империи (IV в. - XV в.) высокого уровня развития дос­тигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, харак­терные еще для греко-римского мира.

В знатных семьях мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педаго­га, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка, раз­влекать его и учить грамоте.

Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети обучались письму и чтению, если грамотными были их родители.

В состоятельных и знатных семьях грамоте обучались не только мальчи­ки, но и девочки; в простонародных семьях в основе лежало трудовое и начальное христианское воспитание, передача от отца сыну знания оп­ределенного ремесла, а от матери дочери навыков домоводства.

2. Система образования в византийском обществе была на протяжении ты­сячелетия наиболее передовой.

На первой ступени обучения - в школах грамоты - дети получали эле­ментарное образование. Число таких школ могло сокращаться или уве­личиваться, но сеть их была более широкой, чем в Западной Европе. Курс обучения, как правило, длился 2-3 года, а дети начинали учить­ся с 5 - 7-летнего возраста.

Византийская школа грамоты являлась как бы христианизированным продолжением эллинистической элементарной школы. Произошли лишь некоторые изменения в средствах обучения.

В содержании начального образования отсутствовала физическая подго­товка детей, а музыка и мелодекламация заменялись церковным пени­ем. Учителя начальных школ - дидаскалы - использовали мнемоничес­кие приемы и соблюдали последовательность в обучении - от простого к сложному, от известного к новому.

Элементарные школы для большинства детей были первой и последней ступенью организованного обучения.

Повышенное образование византийцы получали в частных, церковных и государственных грамматических школах.

Цель обучения в конечном счете состояла в формировании у юноше­ства общей культуры и красноречия, развития мышления. Важным сред­ством обучения считалось состязание школьников друг с другом в тол­ковании текстов и риторике.

Методика обучения в повышенных школах была традиционной: учитель читал, давал толкование, задавал учащимся вопросы, отвечал на вопросы учени­ков, организовывал дискуссии. Школьное обучение имело своей целью на­учить детей активному владению речью, развить у них умение пересказы­вать, цитировать на память тексты, давать описания, импровизировать. Ученики составляли речи, комментарии к текстам, давали описания памят­ников искусства, импровизировали на произвольную тему и пр. Овладение искусством толкования требовало от учеников достаточно широких знаний в области античной и библейской истории, геогра­фии, мифологии и т. д.

Создание высшей ступени образования - характерная черта византийской цивилизации. В этом отношении Византия являлась прямой наследницей высших школ греко-римского мира. В V веке продолжали действовать выс­шие школы в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске. В Константинополе высшая школа была организована при императоре Феодосии II в 425 году и получила наименование "Аудиториум" (от лат. "audire" - слушать). Само название говорит об основном методе препо­давания: это были лекции и комментарии преподавателей, которых на­зывали "консулами философии", "главами риторов".

В константинопольской высшей школе времени ее расцвета обучали пла­тоновской и неоплатоновской философии, комментированию и крити­ке греческих текстов, знакомили с комментариями к сочинениям отцов церкви, с метафизикой как методом исследования природы, филосо­фией, богословием, медициной и музыкой. Основной формой обучения являлся диспут.

Идеал выпускника высшей школы - энциклопедически образованный в тогдашнем понимании государственный или церковный деятель.

Об уровне обучения в этой школе можно судить по деятельности ее уче­ников - славянских просветителей Кирилла (Константина-философа) и Мефодия, организовавших в славянском мире школы "ученья книжного".

Помимо высших школ в Византии существовали своеобразные круж­ки-салоны, как бы домашние академии, объединявшие образованных людей, группировавшихся вокруг мецената-философа. Эта традиция шла от греко-римского мира, философских школ древности. Примером мо­гут служить кружки патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), императора Алексея I Комнина, (ок. 1048 - 1118), кружок, созданный при дворе императора Андроника II Палеолога (XIV в.), который назы­вали "школой всяческих добродетелей", "гимназией эрудиции".

3. Византийские богословы в течение VI - XV вв. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения, которые ока­зали сильное влияние на весь православный средневековый мир:

Авва Дорофей (VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины;

Максим Исповедник (VII в.) определял человека как микромир, кото­рый следует путем воспитания привести к гармонии между земным и небесным существованием;

Иоанн Дамаскин (675 - 753), будучи одним из первых средневековых схоластов, в философско-педагогическом трактате "Источник знания" развивал идею универсальной, энциклопедической образованности;

• патриарх Фотий (820 - 897) учил, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы в православной христианской интерпретации;

Симеон Новый Богослов (949 - 1022) крайне отрицательно относился к светской образованности и ратовал за монастырское религиозное обу­чение и воспитание;

Михаил Шелл (1018 - 1096), общественный деятель и философ, вклю­чал в программу образования освоение светских знаний, не противоре­чащих догматам церкви, и религиозное обучение;

Георгий Гемист Шифон (1355 - 1452) полагал, что достижение совер­шенства - цель идеального воспитания;

Григорий Палама и Георгий Схоларий - религиозные деятели периода XIV - XV вв., когда в педагогической мысли Византии резко усилились кле­рикальные тенденции, - крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию; считали главным при становле­нии личности нравственно-религиозное воспитание.

4. Генезис образования и воспитания в Западной Европе невозможно пол­ностью уяснить без учета традиций византийского просвещения.

Страна высокой образованности, Византия оказала огромное культур­ное воздействие на государства Востока, Западной и Восточной Евро­пы, послужив для остального мира мостом, соединившим античность и средневековье.

Гуманистическая концепция человека, ставшая с XIV века знаменем эпохи Возрождения, выработана Европой и Византией совместно.

Труды ряда византийских педагогов-философов пользовались популяр­ностью в ученых кругах Западной Европы. К ним относятся:

• "Шестоднев" Василия Кесарийского,

• "Источник знания" Иоанна Дамаскина.

Византия оказала сильное влияние и на становление воспитания и об­разования в арабо-исламском и славянском мирах.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 64 - 66, 70 - 71.

История педагогики и образования. С. 93 - 96.

 

Вопрос 13. Воспитание и школа на Ближнем и Среднем Востоке в VII - XVII вв.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.