КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогические идеи христианских мыслителейм
Боепитание и обучение в христианских общинах Зарождение христианских общин 4. Основы христианского воспитания 1. В восточных провинциях Римской империи в I веке н. э. возникают раннехристианские общины, отражавшие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход Мессии, Спасителя. В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римской империи прежде всего за отказ признавать божественность императоров. Со времени императора Константина I Великого (ок. 285 - 337), когда Миланским эдиктом (313) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя получили возможность свободно препода вать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную историю, литературу и философию с позиций христианского вероучения. 2. Основными способами обучения в христианских общинах были: • устные и письменные назидания, • совместное чтение отрывков из библейских книг, • составление и произнесение проповедей, • разучивание молитв, псалмов, притч, • чтение вслух переводов священных текстов с древнееврейского на арамейский и греческий и т. д. Особое значение в христианских общинах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, отношения к учению как богоугодному делу. Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, поэтому их называли "учителями праведности". Содержание образования ориентировалось на Библию - собрание канонических сочинений, состоящее из Ветхого Завета и Нового Завета: • первая часть - иудейские священные тексты II и I тысячелетий до н. э., в том числе притчи царя-мудреца Соломона, содержание которых было положено в основу воспитания;
• вторая часть своими евангельскими и апостольскими текстами служила собственно христианскому обоснованию целей и содержания воспитания. 3. Климент Александрийский (ум. в 211/212 н. э.) - священнослужитель и руководитель школы христианского богословия в Александрии. Он был автором дошедшей до нас книги "Педагог", в которой нарисо- ван образ педагога, ведущего юношей по пути добра и в активном диалоге закладывающего основы постижения истины. Климент Александрийский полагал, что: • помимо внешней образованности человек должен обладать религиозным чувством; • цель воспитания - ввести ребенка в христианский образ жизни; • должно уметь ставить воспитательные цели и соответствующими средствами влиять на ход их достижения; • целью деятельности педагога является не простая передача знаний, не "научение", а "улучшение души"; • пример жизни педагога - образец для подражания воспитанникам. Климентом детально описаны правила поведения ребенка. Семь свободных искусств рассматривались им лишь в качестве дополнительного средства воспитания. Ориген (ок. 186 - 253/254), известный богослов и философ, возглавил школу в Александрии после Климента. Он видел в человеке "соединение тела с духом", что и создает, по его мнению, возможность борьбы со злом и ведет к самоусовершенствованию самого человека. Наиболее видным христианским мыслителем эпохи Древнего Рима был Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354 - 430). Августин был широко образованным человеком, философом, усвоившим идеи скептицизма и неоплатонизма. Христианином он стал уже в зрелом возрасте, в 387 году, начав вести аскетическую жизнь, систематически упражняясь в духовном самосовершенствовании. В автобиографическом труде "Исповедь" он проследил в основном весь путь становления человека-христианина с детских лет до зрелого возраста. Цель воспитания, по Августину, - слияние с Богом. Основой знания он считал сочетание ощущений, мыслей и благочестивых стремлений. Ведущим методом познания, по его мнению, является самоуглубление, так как истина заключена в душе и лишь познание этой истины приводит развивающегося человека к Богу. Религиозный государственный деятель остготского государства Кассио-дор (ок. 487 - ок. 578) основал в Италии монашеское общежитие, которое благодаря библиотеке и скрипторию (книгохранилищу) стало одним из центров средневековой науки. Сам Кассиодор написал ряд школьных учебников, пользовавшихся популярностью на протяжении всех средних веков: "Наставление в божественном чтении", "Наставление в мирском чтении", "Об орфографии" и др.
4. Таким образом, к концу Римской империи начала складываться принципиально новая форма воспитания - христианское воспитание. Для него были характерны: • особое внимание к личности человека, его/уше; • приоритет веры над знанием, наукой; • понимание обучения Священному Писанию как богоугодного дела;. • неразрывная связь образования с нравственным воспитанием; • осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления с ранних лет трудового воспитания. Использованные источники: История педагогики и образования, С. 80 - 84.
Вопрос 12. Воспитание и образование в Византии 1. Домашнее воспитание 2. Школьная система 3. Педагогическая мысль 4. Значение византийского влияния на развитие просвещения 1. В Византийской империи (IV в. - XV в.) высокого уровня развития достигли домашние формы воспитания и обучения детей и молодежи, характерные еще для греко-римского мира. В знатных семьях мальчика 5-7 лет отдавали в руки наставника-педагога, в обязанности которого входило наблюдать за играми ребенка, развлекать его и учить грамоте. Конечно, о воспитании детей особенно заботились в семьях с высоким социальным статусом, но и в семьях ремесленников дети обучались письму и чтению, если грамотными были их родители. В состоятельных и знатных семьях грамоте обучались не только мальчики, но и девочки; в простонародных семьях в основе лежало трудовое и начальное христианское воспитание, передача от отца сыну знания определенного ремесла, а от матери дочери навыков домоводства.
2. Система образования в византийском обществе была на протяжении тысячелетия наиболее передовой. На первой ступени обучения - в школах грамоты - дети получали элементарное образование. Число таких школ могло сокращаться или увеличиваться, но сеть их была более широкой, чем в Западной Европе. Курс обучения, как правило, длился 2-3 года, а дети начинали учиться с 5 - 7-летнего возраста. Византийская школа грамоты являлась как бы христианизированным продолжением эллинистической элементарной школы. Произошли лишь некоторые изменения в средствах обучения. В содержании начального образования отсутствовала физическая подготовка детей, а музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя начальных школ - дидаскалы - использовали мнемонические приемы и соблюдали последовательность в обучении - от простого к сложному, от известного к новому. Элементарные школы для большинства детей были первой и последней ступенью организованного обучения. Повышенное образование византийцы получали в частных, церковных и государственных грамматических школах. Цель обучения в конечном счете состояла в формировании у юношества общей культуры и красноречия, развития мышления. Важным средством обучения считалось состязание школьников друг с другом в толковании текстов и риторике. Методика обучения в повышенных школах была традиционной: учитель читал, давал толкование, задавал учащимся вопросы, отвечал на вопросы учеников, организовывал дискуссии. Школьное обучение имело своей целью научить детей активному владению речью, развить у них умение пересказывать, цитировать на память тексты, давать описания, импровизировать. Ученики составляли речи, комментарии к текстам, давали описания памятников искусства, импровизировали на произвольную тему и пр. Овладение искусством толкования требовало от учеников достаточно широких знаний в области античной и библейской истории, географии, мифологии и т. д.
Создание высшей ступени образования - характерная черта византийской цивилизации. В этом отношении Византия являлась прямой наследницей высших школ греко-римского мира. В V веке продолжали действовать высшие школы в Александрии, Афинах, Антиохии, Бейруте, Дамаске. В Константинополе высшая школа была организована при императоре Феодосии II в 425 году и получила наименование "Аудиториум" (от лат. "audire" - слушать). Само название говорит об основном методе преподавания: это были лекции и комментарии преподавателей, которых называли "консулами философии", "главами риторов". В константинопольской высшей школе времени ее расцвета обучали платоновской и неоплатоновской философии, комментированию и критике греческих текстов, знакомили с комментариями к сочинениям отцов церкви, с метафизикой как методом исследования природы, философией, богословием, медициной и музыкой. Основной формой обучения являлся диспут. Идеал выпускника высшей школы - энциклопедически образованный в тогдашнем понимании государственный или церковный деятель. Об уровне обучения в этой школе можно судить по деятельности ее учеников - славянских просветителей Кирилла (Константина-философа) и Мефодия, организовавших в славянском мире школы "ученья книжного". Помимо высших школ в Византии существовали своеобразные кружки-салоны, как бы домашние академии, объединявшие образованных людей, группировавшихся вокруг мецената-философа. Эта традиция шла от греко-римского мира, философских школ древности. Примером могут служить кружки патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), императора Алексея I Комнина, (ок. 1048 - 1118), кружок, созданный при дворе императора Андроника II Палеолога (XIV в.), который называли "школой всяческих добродетелей", "гимназией эрудиции". 3. Византийские богословы в течение VI - XV вв. предложили ряд идей, составивших основы религиозного воспитания и обучения, которые оказали сильное влияние на весь православный средневековый мир: • Авва Дорофей (VI в.) рассматривал светскую образованность как путь познания божественной истины; • Максим Исповедник (VII в.) определял человека как микромир, который следует путем воспитания привести к гармонии между земным и небесным существованием; • Иоанн Дамаскин (675 - 753), будучи одним из первых средневековых схоластов, в философско-педагогическом трактате "Источник знания" развивал идею универсальной, энциклопедической образованности; • патриарх Фотий (820 - 897) учил, что подрастающее поколение должно усваивать точно сформулированные общечеловеческие нравственные нормы в православной христианской интерпретации; • Симеон Новый Богослов (949 - 1022) крайне отрицательно относился к светской образованности и ратовал за монастырское религиозное обучение и воспитание; • Михаил Шелл (1018 - 1096), общественный деятель и философ, включал в программу образования освоение светских знаний, не противоречащих догматам церкви, и религиозное обучение; • Георгий Гемист Шифон (1355 - 1452) полагал, что достижение совершенства - цель идеального воспитания; • Григорий Палама и Георгий Схоларий - религиозные деятели периода XIV - XV вв., когда в педагогической мысли Византии резко усилились клерикальные тенденции, - крайне отрицательно относились к светской образованности, античному знанию; считали главным при становлении личности нравственно-религиозное воспитание. 4. Генезис образования и воспитания в Западной Европе невозможно полностью уяснить без учета традиций византийского просвещения. Страна высокой образованности, Византия оказала огромное культурное воздействие на государства Востока, Западной и Восточной Европы, послужив для остального мира мостом, соединившим античность и средневековье. Гуманистическая концепция человека, ставшая с XIV века знаменем эпохи Возрождения, выработана Европой и Византией совместно. Труды ряда византийских педагогов-философов пользовались популярностью в ученых кругах Западной Европы. К ним относятся: • "Шестоднев" Василия Кесарийского, • "Источник знания" Иоанна Дамаскина. Византия оказала сильное влияние и на становление воспитания и образования в арабо-исламском и славянском мирах. Использованные источники: Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 64 - 66, 70 - 71. История педагогики и образования. С. 93 - 96.
Вопрос 13. Воспитание и школа на Ближнем и Среднем Востоке в VII - XVII вв.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 3684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |