Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип природосообразности. Краткий биографический очерк




Этапы познания

Взгляд на человека

Краткий биографический очерк

I. Ян Амос Коменский (1592 - 1670) - крупнейший педагог-демократ, вы­дающийся общественный деятель XVII века.

Он родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Образование получил традиционное для того времени - окончил латинскую школу, учился в Гернборнском и Гейдельбергс-ком университетах в Германии. После этого Коменский был проповед­ником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педа­гогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции.

Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира, включая Россию. Последние издания его иллюстрированного учебника латинского языка, дававше­го одновременно сведения об окружающем мире, относятся ко второй половине XIX века

Коменский был основоположником педагогики Нового времени. В его теорети­ческих трудах по вопросам обучения и воспитания детей - "Материнс­кая школа", "Великая дидактика", "Новейший метод языков", "Пансофическая школа" и др. - рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

2. Коменский признает божественное происхождение природы и чело­века и приписывает им божественные атрибуты.

Вершина божественного творения, "чистейший образец своего создателя" - человек. Он есть "самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение" ("Великая дидактика"), это микрокосмос в макрокосмосе. Он создан для познания предметов, нравственной гармонии и любви к Богу, Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, обладает его каче­ствами, в нем заложены исключительные и безграничные возможности и задатки. В этом утверждении Коменского содержится новый, передо­вой и смелый взгляд по сравнению со средневековым, когда человек объявлялся порочным и греховным от рождения. От рождения человек не имеет никаких знаний и идей. Врожденным является стремление человека к знанию. Душа, как часть божественного духа, способна к познанию.

3. Ступени познания:

чувственное познание;

обобщение, абстракция, научное знание;

• осмысление, проверка практикой, мудрость.

Характеризуя познание ми￿а в его еди￿￿тве, Коменский намечает такую последовательность:

• человек, прежде всего, должен знать, что что-либо существует (ознакомление),

• далее - что это такое по своим свойствам и причинам (понимание),

• и, наконец, знать, как использовать свое знание.

Отсюда вытекает представление Коменского о том, чему должны учить школы:

• во-первых, теории,

• во-вторых, практике.

Этим путем можно воспитать пансофа-мудреца, а мудрость есть искусство жизни, т. е. знания нужны не для созерцания мира, а для того, чтобы служить человеку, достигать с их помощью благосостояния и счастья.

4. В основу педагогики Коменским положен принцип природосообразности:

природа едина,

• в ней все происходит целесообразно,

• царят гармония и порядок,

все протекает постепенно,

• природа не терпит ничего бесполезного.

Человек, являющийся частицей природы, подчиняется ее общим зако­нам и развивается по естественным законам. У каждого периода жизни ребенка имеются свои природные закономерности. Воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. "Нет необходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать, выяснять, что он имеет заложенным в себе самом".

Важнейшие черты педагогической теории Я.А. Коменского:

демократизм,

гуманизм,

народность.

Использованные источники:

1. Латышина Д. И. История педагогики. С. 26 - 27.

2. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1981. С. 79.

 

Вопрос 28. Школа и ее назначение по Я.А. Коменскому

 

1. "Великая дидактика"




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.