Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследования И. А. Сикорского и Г. И. Чепанова




1. Представители "экспериментальной педагогики" намеревались создать объективную эмпирическую базу воспитания и обучения, сосредоточив­шись на детальном изучении психофизического развития детей.

Значительный вклад в разработку новых психолого-педагогических ме­тодов исследования ребенка внесли труды Владимира Михайловича Бех­терева (1857 - 1927). Раскрывая взаимосвязь среды, наследственности, воспитания, решающую роль в формировании личности он отводил общественной среде и воспитанию с обязательным учетом наследственности, которая, по его мнению, создает предпосылки раз­вития личности.

Такой подход позволил Бехтереву рассматривать личность как взаимо­связь внутренних мотивов и активного отношения к окружающей дей­ствительности на основе индивидуальной переработки внешних воздей­ствий. Это дало возможность ученому выдвинуть положение о воспитании как решающем факторе формирования личности. В процессе правильно организованного воспитания гармонически развиваются физические и духовные силы ребенка, формируются твердые убеждения, стойкий характер, воля и другие качества личности, совершенствуется эмоцио­нально-чувственная сфера.

В формировании личности, по Бехтереву, играют важную роль все ас­пекты воспитания, каждый из них способствует развитию определен­ных качеств и черт ребенка.

Как и многие другие ученые и педагоги, Бехтерев выступал за введение в учебный план общеобразовательной школы трудового обучения.

Бехтерев был одним из первых педагогов, разрабатывавших проблемы воспитания детей младшего возраста. Рассматривая жизненный опыт ребенка, его практическую деятельность в качестве основы сенсорного и умственного развития, Бехтерев особое внимание уделял развитию анализаторов, умению наблюдать, выявлять специфические особенно­сти предметов, линий, красок и звуков, овладению различными фор­мами движения.

Воспитание разносторонне развитой личности требовало совершенство­вания форм и методов учебной и воспитательной работы. Важнейшими из них Бехтерев, раскрывая при этом психофизиологическую природу воздействия отдельных методов, считал:

• внушение,

•пример,

• поощрение,

• убеждение,

• и в редких случаях наказание.

2. Видным представителем экспериментальной психологии и педагогики был и Александр Петрович Нечаев (1875 - 1943). Его теоретические взгля­ды на личность ребенка как совокупность психических процессов и ее развитие как процесс внутреннего созревания организма под воздействи­ем психофизических законов послужили обоснованием психологического эксперимента.

А.П. Нечаев главное внимание уделял разработке таких методов изуче­ния психических явлений, которые могут помочь при решении педагоги­ческих проблем. Экспериментальная работа проводилась по нескольким направлениям:

• выявление возможностей использования экспериментального метода при исследовании педагогических проблем в сочетании с другими научны­ми методами,

• взаимоотношение лабораторных и внелабораторных методов в психоло­го-педагогических исследованиях.

Проблема методов исследования личности ребенка в начале столетия только начинала оформляться как педагогическая. Двигаясь в психоло­гической логике ее решения, А.П. Нечаев показал принципиальные раз­личия между психологическими и педагогическими способами иссле­дования личности ребенка.

3. Александром Федоровичем Лазурским (1874 - 1917) и его учениками была разработана методика изучения ребенка, содержание которой определя­лось десятью отдельными упражнениями, соответствующими различ­ным видам школьных занятий. Этот метод позволял исследовать разно­образные психические проявления личности в непосредственной связи с педагогическими факторами: содержанием, методами, приемами обу­чения. Составленные А.Ф. Лазурским программы наблюдений за учащи­мися на уроках по различным предметам позволяли приблизить экспе­римент к практике. Учитывая особенности проявления психических функций ребенка в различных видах учебной деятельности, эти про­граммы позволяли учителю корректировать, варьировать обучающие условия соответственно индивидуальным особенностям ученика.

4. Один из первых отечественных представителей "экспериментальной пе­дагогики" И.А. Сикорский (1842 - 1919), исследуя утомляемость школь-

ников от умственной работы, применил тест в виде диктанта: до и пос­ле определенной умственной работы дети писали сравнительно оди­наковый по трудности диктант; процент увеличения числа ошибок слу­жил мерой утомляемости.

При исследовании детей и учебно-воспитательного процесса проводил­ся эксперимент с различными количественными измерениями, которые осуществлялись с помощью математического аппарата. Так, Г.И. Чепа­нов (1861 - 1936) проводил эксперимент, целью которого было изуче­ние субъективных состояний человеческого сознания.

Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 364.

История педагогики и образования. С. 424 - 427.

 

Вопрос 91. Особенности развития школы в Западной Европе и США




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.