Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимосвязи психологии с другими науками 6 страница




Другое непременное условие совершенствования и развития личности состоит в воспитании и актуализации у человека по­требности в труде. Ведь труд является источником материальных и духовных благ, культуры в целом. Отсутствие (или минимизация) такой потребности у человека ведет к сужению материального и духовного потенциала социума, а потребительское отношение личности к обществу — к ее деградации: удовлетворение потреб­ностей личности ведет не к ее обогащению,' а к развращению. Паразитические потребности, не регулируемые трудом, отмечает академик А. В. Петровский, могут стать и нередко становятся ис­точником антиобщественного и даже преступного поведения.

При изучении потребностно-мотивационной сферы личности важно учитывать, что основные, ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.

В западной да и в отечественной психологии популярной явля­ется концепция потребностей известного американского психо­лога А. Маслоу. Он выделяет несколько групп потребностей чело­века и выстраивает их в определенной иерархической системе в зависимости от степени социальной обусловленности соответству­ющих потребностей.

Принимая конструкцию системы потребностей А. Маслоу и беря ее за основу, в современных условиях жизнедеятельности нашего социума, общества можно выделить следующие потребности че­ловека, играющие в целом особую роль.

Основу жизнедеятельности человека составляет базовые, жиз­ненные, основные естественные, природные, физиологические потребности: в воздухе, пище и другой энергетике, одежде, жи­лище, сексуальная потребность, потребности в отправлении есте­

ственных нужд и др. Формы и способы реализации этих потребно­стей имеют социальный, культурно окрашенный характер.

К числу других естественных, природных потребностей, име­ющих вполне конкретные социально-содержательное наполнение, формы, средства и способы реализации, относятся также:

потребность в безопасности, защищенности;

потребность в принадлежности (аффилиации) к конкретному социуму (семье, профессиональной социальной группе, этносу, обществу, стране и т.д.).

Исключительно большое значение в формировании и разви­тии психических функций человека, его личностных структур имеют потребности в общении и обособлении.

Потребность в общении с другими людьми является одной из основных, базовых потребностей человека. Через реализацию этой потребности происходит усвоение человеком социальных норм, правил, ценностей, овладение социальным опытом, осуществля­ются нравственная, политическая, правовая и другая социализа­ция и профессионализация личности, формируется ее субъект­ность. Через общение человек научается познавать других людей и самого себя, наращивает свой коммуникативный потенциал, бо­лее успешно решает производственные и другие жизненно важ­ные задачи.

Потребность в общении выступает одной из форм проявле­ния общественной сущности человека. Эта потребность начинает функционировать с момента рождения человека и действует на протяжении всей его жизни. Она реализуется в различны^ фор­мах: эмоционально-эмпатийное общение матери с ребенком, иг­ровое, познавательное, педагогическое, профессиональное об­щение и т.д.

Наряду с потребностью в общении проявляет свое действие и потребность в обособлении, реализация которой создает допол­нительные возможности для развития и саморазвития личности, ее становления и социализации.

Удовлетворение этой потребности происходит:

1) через обособление личности в референтной социальной груп­пе (семья, дружеская компания и т.д.). В социальной психологии референтной принято считать группу, интересы, ценности, от­ношения, нормы, правила которой совпадают с личностными, и человек воспринимает их как свои личные. В референтной среде личность чувствует себя комфортно, ощущает свою защищенность, имеет возможность свободно проявлять свою индивидуальность, реализовывать свои значимые потребности;

2) через уединение, как обособление наедине с собой. Уедине­ние личности обычно имеет две основные формы:

а) умозрительное (теоретическое) уединение, когда человек хочет остаться наедине с собой для того, чтобы осмыслить проис­

шедшие события, наметить программу действий, спрогнозиро­вать результаты своего поведения и деятельности. Это и так назы­ваем^ девичьи и юношеские грезы и т. п. В подростковом, юно­шеском (да и не только) возрасте такое уединение является слож­ным процессом внутренней интеллектуально и эмоционально насыщенной жизни человека. Умозрительное обособление играет исключительно большую роль в развитии и вообще в жизнедея­тельности человека, формировании его самосознания, самооцен­ки, притязаний, коррекции своих позиций, отношений, оценок, установок;

б) в форме предметно-практической деятельности (чтение, вя­зание, рыбалка, охота и другое хобби).

Особую роль в жизнедеятельности человека и социума в целом играют этнические потребности человека, основу которых состав­ляют три ведущие биологически обусловленные потребности:

— в самосохранении;

— в продлении рода, формой выражения этой потребности является сексуальное влечение;

— в сохранении вида, формами выражения которой выступа­ют материнский инстинкт защиты потомства, самопожертвова­ние во имя других людей своего этноса и другие потребности.

Эти три потребности проявляются и у животных, обеспечивая существование того или иного вида. У человека эти потребности и содержательно, и по средствам, способам, формам реализации имеют социально-культурную окраску и наполнение.

При этом важно иметь в виду два следующих обстоятельства.

1. Лишь проявление, действие всех этих трех потребностей у людей обеспечивает существование и развитие социума, этноса. Разрушение, размывание хотя бы одной из них приводит к разру­шению этноса.

2. Энергетический потенциал этих трех потребностей неодина­ков. Например, энергетика третьей потребности примерно в 2,5 раза выше энергетики первой потребности (см.: Зимичев Л. М. Пси­хология политической борьбы). Это означает, что если у челове­ка, например, размыты или отсутствуют потребности в сохране­нии вида и продлении рода, то потребность в самосохранении не может обеспечить высокую энергетику (у престарелых людей, бом­жей) его поведения, деятельности, а потому и достаточный уро­вень его жизни.

К числу основных личностных потребностей относятся по­требность в самоопределении и самоактуализации, самоутверж­дении и признании окружающими, в первую очередь значимы­ми людьми.

Особое место занимает потребность в труде как источнике социальной жизни. Эта потребность облагораживает все другие потребности человека, наполняет их подлинно социальным смыс­

лом, а личность в таком случае становится социально значимой, соответствующей интересам развития и совершенствования со­циума.

Важную роль в обеспечении нормальной, успешной жизни и деятельности человека играют потребности в познании и само­познании.

Потребность в познании жизни, объективного мира реализу­ется по следующим основным направлениям, путям:

через науку. Здесь целью познания является истина. Ведущая черта, особенность такого познания — объективность знаний. Чем более близким к истине, научным является знание людей, тем более оно становится объективным, не зависящим от субъектив­ных устремлений позиций, предпочтений человека.

Вполне очевидно, что такие знания расширяют возможности человека, делают его более защищенным, позволяют принимать более адекватные, правильные решения, успешнее прогнозиро­вать свои действия и поступки;

через искусство, в котором проявляется стремление к непо­средственному, образному, субъективному восприятию, позна­нию и пониманию жизни. Цель такого познания состоит в позна­нии правды жизни, в достоверности знаний. Особенность такого знания состоит в его субъективности. В искусстве, во всех его ви­дах и жанрах представлено субъективное видение социальной жизни, ее отдельных граней. Центральной проблемой искусства (литературы, поэзии, музыки, живописи и других видов) явля­ются человек, его интересы, переживания, мысли, поступки,, дей­ствия, в этой сфере деятельности участвует немало талантливых и творческих людей. Поэтому искусство выступает одним из источ­ников познания психики людей;

через религию, так как значительная (если не большая) часть населения планеты (и наша страна в этом отношении не является исключением) живет с религиозным мироощущением и миропо­ниманием. И потому современный специалист должен владеть научной и религиозной картинами мира;

через собственный социальный, этнический, профессиональ­ный и другой опыт. Это в полной мере относится и к познанию психики как других людей, так и своей собственной.

К числу сугубо социальных потребностей человека относятся идеологические потребности. Это потребности человека в идее, в объяснении жизненных обстоятельств, проблем, в понимании причин происходящих событий, явлений, факторов, потребность в концептуальном, системном видении картины мира. Реализа­ция этих потребностей осуществляется:

через использование данных естественных, социальных, гумани­тарных, технических и других наук. В результате у человека скла­дывается научная картина мира;

. через усвоение человеком религиозных знаний, под влиянием ко­торых у него формируется религиозная картина мира.

Характерно, что у многих людей под влиянием идеологиче­ских потребностей и в процессе их реализации нередко склады­вается многополюсная, мозаичная картина мира с преоблада­нием, как правило, научной картины мира у людей со светским воспитанием и религиозной у людей с религиозным воспита­нием.

Одной из актуализированных и функционирующих в нашем социуме потребностей является потребность в справедливости, ко­торая выражается в соотношении прав и обязанностей в сознании человека, в его взаимоотношениях с общественным окружением, во взаимодействии с социальной средой.

В этом плане человек может быть ориентирован:

а) на отстаивание и расширение прежде всего своих прав;

б) на преимущественное исполнение своих обязанностей по отношению к другим людям, социальной сфере в целости;

в) на гармоничное сочетание своих прав и обязанностей при решении человеком социальных и профессиональных задач.

В соответствии со своими преобладающими ориентациями, со­образно своему пониманию того, что является справедливым, а что несправедливым, человек и оценивает поведение, действия других людей.

Важную роль в жизнедеятельности человека играют эстетиче­ские потребности: в понимании канонов красоты, гармонии, в восприятии и осуществлении поведения, деятельности, жизни в целом по законам красоты, в соответствующем отношении к без­образному, низменному, уродливому, нарушающему естествен­ную и социальную гармонию.

К числу социальных потребностей человека, занимающих в иерархии потребностей личности высшую ступень, относятся по­требности в развитии и саморазвитии, совершенствовании и са­мосовершенствовании. Каждому человеку в той или иной степени свойственно стремление быть более здоровым, умным, добрым, красивым, сильным и т. п.

На реализацию таких устремлений личности оказывают влия­ние не только внешние обстоятельства, условия жизни и деятель­ности человека, но и внутренние, личностные предпосылки (мо­тивы, способности, волевая подготовленность личности). При этом важную роль играет самооценочная деятельность личности, по­зволяющая ей выявлять и отслеживать уровень и динамику своего развития.

Таковы основные, ведущие потребности человека, оказываю­щие существенное влияние на его жизнь, деятельность и поведе­ние. Эти потребности находятся в определенном иерархическом расположении в их связях и отношениях между собой, и их акту­

ализация обусловлена как жизненными обстоятельствами, так и взаиморасположением в системе иерархических взаимосвязей. Так, например, в начале названные потребности требуют первостепен­ного удовлетворения по сравнению с последующими потребно­стями, которые начинают более активно и сильно действовать на человека после удовлетворения предыдущих потребностей. Спо­собы удовлетворения потребностей более высокого уровня, более разнообразны, нежели способы удовлетворения потребностей низшего уровня. При этом человек всегда испытывает действие каких-либо потребностей: место реализованной потребности за­нимает другая актуализированная потребность, обычно также про­являющаяся в системе многих других (А. Маслоу).

Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности личности как в сложном психическом свойстве личности, включающем в себя систему побуждений, которая и определяет активность личности и изби­рательность ее отношений к действительности. Направленность личности — это обусловленная системой побуждений личная целе­устремленность человека.

Система направленности личности включает следующие основ­ные элементы (компоненты):

систему ценностно-смысловых образований личности. Здесь речь идет, по существу, о двух взаимосвязанных системах образований личности (личностных конструктах): смысловых и ценностных;

притязания личности, как основанные на оценке ею своих воз­можностей и ситуации, обстановки ожидания личностью- оп­ределенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т. п. Это претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличност­ных отношений, на определенный успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Содержание притязаний оп­ределяется системой ценностных образований личности, а их уро­вень и характер — самооценкой личности. Самооценка выступает одним из базовых личностных образований. В ней выражаются два личностных параметра (и потому выделяют две разновидности самооценок личности):

1) уровень личностных и других возможностей, потенциал индивида. Эти возможности, соотнесенные с конкретными усло­виями жизни и деятельности, решаемыми человеком проблема­ми, могут быть высокими, средними или низкими. В связи с этим и самооценка по уровню может быть у конкретного человека вы­сокой, средней или низкой;

2) восприятие человеком самого себя, своих возможностей, сил: он либо завышает, либо занижает их, либо оценивает адек­ватно. Соответственно самооценка личности может оказаться за­вышенной, адекватной либо заниженной.

Таким образом, возможны девять сочетаний названных двух видов самооценок личности, каждое из которых создает своеоб­разие самооценки личности. Это и приводит к соответствующему уровню и характеру ее притязаний в конкретных обстоятельствах жизни и деятельности, при совершении тех или иных действий, поступ>«ов. Притязания личности — своеобразная интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности;

потребностные состояния личности, своеобразие которых за­висит не только от объективных обстоятельств, объектов и пред­метов потребностей человека, но и от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных осо­бенностей. Возникновение у личности тех или иных потребност-ных состояний обусловливает постановку соответствующих целей и возникновение мотивов их реализации.

Потребности человека имеют две основные функции: целепо-лагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысло­вых образований, а вторая — системой ценностных образований личности;

мотивы личности — это потребность (или система потребнос­тей) личности в функции побуждения. Мотивы — это внутренние психические побуждения к деятельности, поведению, обуслов­ленные актуализацией тех или иных потребностей личности. Это конкретные формы проявления потребностей человека.

Люди могут по-разному осознавать свои потребности. В зависи­мости от этого различают следующие мотивы:

• эмоциональные — желания, хотения, влечения и т.п.;

• рациональные — стремления, интересы, идеалы, убеждения. В психологии различают две группы взаимосвязанных между

собой мотивов жизни, поведения и деятельности личности:

• мотивы целей, генерализованные мотивы, содержание ко­торых выражает предмет потребностей и потому направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена степенью значимости для человека предмета его потребностей;

• мотивы выбора путей, средств, способов достижения, реали­зации цели: инструментальные мотивы. Данные мотивы обусловле­ны не только потребностным состоянием личности, но и степенью ее подготовленности, наличием других возможностей действовать успешно по реализации поставленных целей в данных условиях.

Первая и вторая группы мотивов в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не только влиять, но и изменять друг друга.

Есть и другие подходы к классификации мотивов. Так, например, по степени общественной значимости выделя­ют мотивы широкого социального плана (идеологические, этни­

ческие, профессиональные, религиозные и др.), группового пла­на и индивидуально-личностного характера.

Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач, мотивы одобрения, аффилиационные.

Мотивы не только побуждают человека к действию, но и при­дают его поступкам и действиям личностный, субъективный смысл (А. Н.Леонтьев). На практике важно учитывать, что, совершая оди­наковые по форме и предметным результатам поступки, люди не­редко руководствуются разными и порой прямо противоположны­ми мотивами, придают разное личностное значение своему поведению, действиям, соответственно и оценка этих поступков должна быть различной: и нравственной, и правовой;

цеди личности как образ ожидаемого, предполагаемого резуль­тата действий, поведения человека.

В целостном виде система направленности личности может быть представлена в виде схемы (см. схему 8).

Схема 8

Система направленности личности

Обозначения: СЦСОЛ — система ценностно-смысловых обра­зований личности; Пс — субъективная потребность личности, ее по-требностное состояние; Мц — мотив цели; Мпссрц — мотивы путей, средств, способов реализации цели; Ц — цель; Д — деятельность.

В зависимости от сферы проявления различают следующие виды направленности личности: профессиональная, нравственная, по­литическая, бытовая и др., например, в сфере творчества, спортив­ной деятельности и т. п.

Направленность личности характеризуется:

уровнем зрелости (степенью общественной значимости основ­ных устремлений личности, ее нравственным обликом, идеоло­гической позицией и т.п.);

широтой (диапазоном сфер проявления устремлений личнос­ти), которая может быть узкой или широкой;

интенсивностью (силой устремлений личности по реализации поставленных целей);

иерархией видов направленности конкретной личности. В систе­ме -видов направленности личности выделяются ведущие, глав­ные, доминантные и др.

Формирование у личности профессиональной и других жиз­ненно важных видов направленности в значительной мере сво­дится к формированию у нее соответствующих систем смысловых и ценностных образований, притязаний личности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Дайте общую характеристику направленности личности.

2. Какие психические феномены составляют систему направленности личности.

3. Раскройте понимание потребностей в психологии.

4. Дайте общую классификацию потребностей человека.

5. Что такое объект и предмет потребностей?

6. Дайте содержательную характеристику потребностей личности.

7. Проанализируйте основные функции потребностей человека.

8. Что необходимо учитывать при оценке потребностей человека?

9. Охарактеризуйте такие психические феномены, как притязания и самооценка личности.

10. Обоснуйте истоки потребностных состояний личности.

11. Раскройте понимание мотивов личности.

12. Проанализируйте основные подходы к классификации мотивов личности.

13. Раскройте понимание и содержание потребностно-мотивацион-ной сферы личности.

14. Дайте характеристику целей личности как психического феномена и обоснуйте их истоки.

ГЛАВА 7. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

ЧЕЛОВЕКА

Исключительно большую роль в жизни и деятельности человека играет его познавательная сфера, включающая в себя совокупность психических процессов: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы вы­ступают своеобразными инструментами познавательной, а также и других видов деятельности, обслуживая их и обеспечивая их эф­фективность. Основная функция этих процессов — познавательно-аналитическая. Однако их роль на разных этапах познания неодина­кова. Так, простое созерцание окружающей действительности про­исходит главным образом с помощью ощущения и восприятия, анализ и понимание объективной реальности осуществляются с помощью представления, воображения, мышления, речи. И ко­нечно же, на этих этапах познавательной деятельности функцио­нируют, обеспечивая качество познания, внимание и память.

Специалисту важно знать наиболее общие особенности каж­дого психического познавательного процесса, которые играют большую роль в любой профессиональной деятельности, в жиз­ни вообще.

Внимание — это динамическая сторона сознания, психики че­ловека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности со­знания на нем. Это обеспечивает адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно. Внимание обеспечивает также и успешность деятельности.

Внимание проявляется как в сенсорных процессах (зритель­ное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное и др.), где его объектами выступает действительность во всем ее много­образии, так и в мнемонических, мыслительных. Здесь объектами внимания являются воспоминания, представления человека, его мысли, переживания. Отсюда и функции внимания.

Основные функции внимания состоят в следующем:

1) отбор значимой, релевантной (соответствующей) инфор­мации;

2) удержание (сохранение) информации для совершения дей­ствия, алгоритм действия;

3) регуляция и контроль протекания действия, осуществление автоматизированного действия умственного контроля;

4) антиципация (предвосхищение) действительности, пред­видение результатов действия, поведения (здесь проявляют себя установки, ожидания, апперцепция).

Во внимании проявляется избирательный, направленный харак­тер психической и предметно-практической деятельности человека в соответствии с его интересами, потребностями, целями, задачами деятельности и поведения.

Физиологической основой внимания выступает общая активи­зация деятельности мозга и создания доминантных очагов воз­буждения в его коре. К. Д. Ушинский не без основания считал, что внимание — это дверь в сознание человека: есть внимание — дверь в сознание человека для поступления туда информации приот­крыта. Чем больше внимания, тем более подготовляется сознание для восприятия и анализа информации.

В зависимости от того, где находится объект внимания — во внешнем мире, вне субъекта познания и деятельности (матери­альные процессы, явления действительности, люди, их действия) или в субъективном мире личности (собственные мысли, пере­живания, планирование своего поведения и т.п.), — различают внимание внешнее (сенсорно-перцептивное) и внутреннее. Первое является необходимым условием познания и преобразования че­ловеком окружающего мира, второе — необходимым условием самопознания и самовоспитания.

Внешняя или внутренняя направленность внимания проявля­ется во взгляде, в позе, других признаках.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания, на основе которых фор­мируется внимательность как свойство личности.

Важно учитывать возрастные, профессиональные, половые и другие индивидуальные особенности внимания людей.

В зависимости от организации деятельности людей выделяют групповое и индивидуальное внимание. Групповое внимание за­ключается в сосредоточении внимания группы на собственном объекте в условиях работы в коллективе. Индивидуальное внима­ние — это сосредоточение сознания индивида на своем задании.

Различают три вида внимания.

1. Непроизвольное. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта (его новизны, неожиданности появления, силы воздей­ствия, степени значимости для человека и т.д.).

2. Произвольное. Это высшая специфическая человеческая фор­ма внимания. Она возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связана с ре­чью. В условиях затруднений в осуществлении деятельности (не хочу, а надо; ограничение времени; действия отвлекающих раз­дражителей, дефицит информации, средств, материалов для осу­ществления деятельности и т.п.) это внимание невозможно без волевой регуляции и использования специальных приемов сосре­доточения, поддержания, распределения, переключения внима­ния. Его иногда называют волевым вниманием. Это внимание, так же как и непроизвольное, тесно связано с чувствами, интереса­ми, установками, жизненным опытом личности.

3. Послепроизвольное. Возникает на основе произвольного, как бы вырастает из него и заключается в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости, интереса для личности. При этом сохраняется его сознательная целенаправленность и снима­ется волевая напряженность. Это внимание не требует усилий. С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и пло­дотворную умственную деятельность.

Внимание человека характеризуется рядом качеств, свойств.

Объем внимания определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу вре­мени в связи с какой-нибудь задачей. Индивидуальные различия по объему внимания значительны. Средним считается объем вни­мания, при котором человек воспринимает одновременно четы­ре—шесть объектов.

Объем внимания, как и другие качества психики, можно раз­вивать специальными упражнениями, деятельностью.

Распределение — способность одновременно держать в поле вни­мания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степени эффективно. Способность к рас­пределению внимания особенно необходима в условиях одновре­менного контролирования множества приборов, совершения со­тен умственных и сенсорно-моторных действий, например летчи­ком, оператором и т.д.

Высокая степень распределения внимания позволяет человеку осуществлять большой объем разных действий в единицу време­ни, создает резерв, запас времени. Эта характеристика внимания складывается в результате тренировок и зависит от психического и физического состояния человека.

Переключаемость — перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие. Это свойство внимания человека проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой, в скорости включения вни­мания в ту или иную деятельность, в быстроте его сосредоточе­ния на новом объекте, виде действий и скорости отвлечения вни­мания от предыдущих дел, объектов.

Эти характеристики внимания связаны с такими особенностя­ми нервной системы, как мобильность, возбудимость, торможе­ние (см. табл.).

Качества внимания

Актив- Направлен- Широта Переключае- Интенсив- Устойчи-
ность ность     мость ность вость
Произвольная Непроизвольная Внешняя Внутренняя Объем Распределение Легкая Трудная Высокая Н изкая Устойчивое Неустойчивое
                       

Концентрация — способность человека в деятельности сосредо­точиться на главном с одновременным отвлечением от второсте­пенного.

Устойчивость — это умение длительное время задерживать вни­мание на избранном объекте. Эта особенность внимания зависит от особенностей нервной системы человека (чем слабее нервная система и чем более возбуждена, тем устойчивость внимания ниже), от мотивации, внешних обстоятельств.

Концентрация и устойчивость внимания зависят от осознания ответственности за деятельность, чувства долга, понимания смысла деятельности, интереса к ней, волевых качеств личности.

Колебание внимания — это качество, противоположное устой­чивости.

Рассеянность — отрицательное качество внимания. Она высту­пает следствием различных причин. Самые существенные из них: низкая ответственность за порученное дело, отсутствие интереса, состояние утомления и напряженности, болезнь. В борьбе с рассе­янностью необходим тщательный анализ ее причин.

Рассеянность может быть мнимой: следствием сосредоточен­ности человека на чем-то, его углубления в работу и неспособно­стью долго сосредоточиваться на чем-либо, постоянным переклю­чением внимания, его переходом от одного объекта на другой.

Есть и другие расстройства внимания: болезненное сужение сознания, слабая распределяемость внимания, инертность, малая подвижность внимания или даже его патологическая фиксация на чем-то.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.076 сек.