Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть III. Психология и педагогика профессиональной деятельности 7 страница




социальные параметры среды;

социально-психологические особенности социальной среды (ее нормы, правила, требования, санкции, ожидания от личности, степень общности ценностных и других основ ее жизни);

содержание, средства, условия и другие особенности ведущей (и других видов) деятельности.

Психологическая адаптация — это процесс приближения пси­хической деятельности личности к социальным и социально-пси­хологическим требованиям среды, условиям и содержанию дея­тельности человека; это процесс гармонизации внутренних и внешних условий жизни и деятельности личности и среды.

В процессе адаптации личности происходит гармонизация пси­хической деятельности человека с заданными условиями среды и его деятельности в тех или иных обстоятельствах. В связи с этим показателем степени психологической адаптированности лично­

сти может выступать уровень (степень) внутреннего, психологи­ческого комфорта личности, определяемый сбалансированностью положительных и отрицательных эмоций человека, степенью удов­летворения его потребностных состояний.

В адаптированной, привычной среде жизни и деятельности личности, в процессе успешного разрешения адаптационных труд­ностей, противоречий возникает состояние личностного, психо­логического комфорта, адаптивности. Нарушение этого состоя­ния комфортности и дестабилизация личности приводят к актуа­лизации потребностных состояний, побуждающих личность к активности во взаимодействии со средой с целью восстановления гармонизации взаимоотношений. Успешность такого процесса спо­собствует позитивным эмоциональным состояниям.

В этом смысле есть основание говорить о формировании у лич­ности потребности в определенном и повторяющемся нарушении гармонии взаимодействия со средой с целью получения положи­тельных эмоциональных подкреплений процесса и результатов де­ятельности по восстановлению внутреннего и внешнего баланса сил, уравновешиванию, гармонизации взаимодействий со средой.

Очевидно, что психологическая адаптация может выступать од­ним из механизмов развития и саморазвития личности, а при ак­туализации негативных по содержанию потребностей человека, например в алкоголе, табакокурении, наркотиках, — разрушения организма и психики, физического и психического здоровья в целом.

Истоком процесса адаптации личности выступают ее потреб-ностные состояния, возникающие при осуществлении взаимо­действия личности со средой и включении ее в различные виды деятельности. По сути, дезадаптационные состояния как физио­логического, так и психологического характера есть не что иное, как состояния потребностные. А процесс адаптации является про­цессом реализации, удовлетворения возникающих дезадаптаци-онных потребностных состояний.

Это может осуществляться по следующим направлениям:

1) изменением окружающей среды путем перестройки ее ожи­даний от личности, норм и ценностей в соответствии с личност­ными, через очеловечивание среды в личностном плане, подчи­нение ее личности и т.п. В целом, путем преобразования среды и снижения уровня ее рассогласования с личностью;

2) перестройкой функциональных систем, ценностных ориен­тации, интересов человека через приспособление человека к сре­де, ее ценностям, нормам, правилам и т.п.;

3) соединением и гармонизацией первых двух путей.

При этом в управлении адаптационными процессами важно учитывать, что параметры физиологических и психологических возможностей человека и возможностей среды, условий и содер­

жания деятельности вполне определенны, не безграничны в плат не перемен, перестройки.

Возникающие в процессе осуществления деятельности и вза­имодействия со средой дезадаптационные, потребностные со­стояния личности создают у нее состояния психического и фи­зиологического дискомфорта и заставляют, побуждают проявлять активность, действовать либо по снижению, либо по снятию, либо по устранению вообще этих состояний.

Дезадаптационные, потребностные состояния разнообразны. Обычно адаптационные процессы инициируются комплексом по­требностей человека: физиологических, в активности (поисковой, процессуально-деятельностной и др.), общении, уединении, за­щищенности, аффилиации, справедливости, этнических, потреб­ностей в самоутверждении и т.д.

Все потребности человека взаимосвязаны. Успешность процесса адаптации по реализации одних потребностей оказывает влия­ние на другие. Место реализованных потребностей занимают дру­гие, и, как отмечал А. Маслоу, человек постоянно испытывает какие-либо потребности, комплекс потребностей, среди которых одни выходят на первый план, доминируют и определяют ха­рактер и направленность поведения и деятельности человека, избрания средств и способов действий, а другие — общий рису­нок поведения, действий, их своеобразие. И в таком случае че­ловек выступает в двух своих ведущих состояниях и проявлениях: как человек потребностный и как человек деятельный, действую­щий, активный.

При адаптации личности в малой социальной группе, коллек­тиве ведущую роль играет потребность в самоутверждении в раз­личных формах и различных видах деятельности. Эта потребность выступает как системная и относительно самостоятельная, как одна из основных и ведущих, постоянно проявляющаяся потреб­ность человека. Потребность в самоутверждении (в различных ее вариациях) — атрибутивная потребность личности. Она играет осо­бую роль как в создании дезадаптационной ситуации, своеобра­зия потребностных состояний личности, так и в активизации адап­тационного поведения, в избрании его путей, средств, способов.

Психологическая адаптация взаимосвязана с таким психиче­ским феноменом, как социализация. Эти процессы близкие, вза­имозависимые, взаимообусловленные, но нетождественные.

Социализация личности — это процесс овладения ею социальны­ми и социально-психологическими нормами, правилами, ценно­стями, функциями.

Одним из ведущих механизмов социализации личности и вы­ступает процесс ее адаптации. Не всякий процесс адаптации ве­дет к социализации личности: например, конформное поведение личности, ее инструментальная адаптация обычно не выступают

процессами ее социализации. Вместе с тем полная, внутренняя психологическая адаптация личности может оказаться тождествен­ной процессу ее социализации.

Становление личности специалиста имеет два аспекта:

1) профессионально-ролевую социализацию личности;

2) профессионализацию как определенную степень овладения личностью профессиональной деятельностью, специальностью.

В этом смысле становление личности профессионала осуще­ствляется через его профессиональную социализацию и профес­сионализацию, а одним механизмом такого становления лично­сти и выступает ее профессиональная адаптация.

Профессиональная адаптация — это процесс вхождения чело­века в профессию и гармонизация взаимодействий его с профес­сиональной средой.

Своеобразие профессиональной адаптации специалиста обус­ловлено обстоятельствами внешнего и внутреннего характера.

Внешние обстоятельства, факторы, влияющие на процесс про­фессиональной адаптации специалиста, включают в себя:

а) особенности содержания, целей, организации, используе­мых средств, технологий профессиональной деятельности;

б) своеобразие социальных и других условий, в которых осу­ществляется профессиональная деятельность.

Все это и создает специфику предметных областей, сфер про­фессиональной адаптации специалиста.

Внутренние обстоятельства профессиональной адаптации спе­циалиста — это уровень его адаптационного потенциала, степень развитости, адаптивности как качества личности и организма, адекватность мотивации профессиональной деятельности требо­ваниям этой деятельности.

Базовую, определяющую роль в профессиональной адаптации специалиста играют внешние обстоятельства, предметные облас­ти, сферы профессиональной адаптации человека. Именно они выступают своеобразным профессиональным полем, на которое приходит, попадает молодой (и не только) специалист.

Очевидно, что не все сферы жизни и деятельности специали­ста могут быть отнесены к профессиональным (например, семей-но-бытовая, личностно-досуговая и др.).

Профессиональная адаптация специалиста осуществляется в следующих основных предметных областях его профессионально­го взаимодействия со средой:

профессионально-деятельностной: адаптация к профессиональ­ной деятельности: ее содержанию, целям, средствам, технологии осуществления, режиму и интенсивности деятельности;

организационно-нормативной: адаптация к требованиям произ­водственной, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам и т.п.;

социально-профессиональной: адаптация к профессионально-ролевым социальным функциям, социально-профессионально­му статусу (учитель, врач, военнослужащий, юрист, инженер) и т.д.;

социально-психологической: адаптация к социально-психологи­ческим ролевым функциям, неписаным, неофициальным нор­мам, правилам, ценностям, отношениям и т.п. в трудовом кол­лективе, организации;

социальной в широком смысле слова: адаптация к тем социальным обстоятельствам, в которых происходит профессиональная дея­тельность специалиста, — социально-политической, этнической, правовой, религиозной и другой среде.

Каждая из этих предметных областей профессиональной адап­тации специалиста предполагает наличие определенного уровня его подготовленности, адаптационного потенциала. При адапта­ции личности в тех или иных предметных областях доминируют разные тенденции.

Так, адаптация к организационно-нормативным и профессио-нально-деятельностным обстоятельствам в первую очередь осу­ществляется как процесс овладения их требованиями. Это связано с тем, что данные предметные области профессиональной адап­тации не подлежат коррекции и адаптация к ним преимуществен­но происходит как приспособление, овладение ими.

Успешность или неуспешность адаптации молодого специали­ста в этих сферах носит относительно автономный характер. Вме­сте с тем эти процессы взаимосвязаны особенно в таких сферах, как профессионально-деятельностная и социально-психологиче­ская. Особенности социально-психологической адаптации специ­алиста существенно влияют на успешность профессионально-де-ятельностной и в целом профессиональной адаптации специали­ста. Однако ведущую роль в профессиональной адаптации молодых специалистов играет успешность их профессионально-деятель-ностной адаптации. И потому трудности, противоречия, возника­ющие у специалиста прежде всего в этой сфере и в сфере нефор­мальных связей отношений, выступают источником его активно­сти по осуществлению процесса профессиональной адаптации. Следовательно, в подготовке современного специалиста акцент должен быть на формировании профессиональной и психологи­ческой готовности к профессиональной деятельности. Это никак не умаляет роли, значения его подготовки в организационно-нор­мативном, социально-профессиональном и социальном в широ­ком смысле слова отношениях.

Профессиональная адаптация молодого специалиста — это пер­манентно идущий процесс, имеющий свою динамику, содержа­тельные и другие особенности. Ее успешность зависит от многих обстоятельств, среди которых ведущую роль играют следующие:

1) наличие у специалиста необходимых внутренних предпосы­лок: соответствующей подготовленности, достаточного уровня адаптивности, мотивации профессиональной деятельности, чет­ких представлений о содержании и условиях этой деятельности;

2) особое внимание самого специалиста, руководителей и тру­дового коллектива в целом к процессу профессиональной адап­тации;

3) осуществление процесса адаптации с учетом особенностей специалиста, закономерностей как самого этого процесса, так и развития социальной среды;

4) специальное психологическое обеспечение этого процесса, основанное на прогнозе его особенностей и оказании специалис­ту необходимой психологической помощи.

Вполне очевидно, что с позиций системного подхода эти ус­ловия взаимосвязаны и проявляются в основных предметных областях профессиональной адаптации молодого специалиста: организационно-нормативной, профессионально-деятельност-ной, а также в сферах социальных и психологических ролевых отношений.

Успешность профессиональной адаптации молодого специали­ста в первую очередь зависит от его личностных и других психоло­гических особенностей.

Одной из таких особенностей выступает соответствие представ­лений специалиста об условиях жизни и деятельности при осуще­ствлении профессиональной деятельности.

Иными словами, адекватность образа будущей профессиональ­ной деятельности способствует более успешной адаптации, и на­оборот, несоответствие представлений и ожиданий человека о реальных условиях его предстоящей жизнедеятельности делает его психологически неподготовленным к встрече с неожиданными трудностями, к осуществлению процесса психологической адап­тации. Хотя полной адекватности ожиданий и реальности сфор­мировать у специалиста обычно не удается.

Изучение показало, что у подавляющего большинства молодых специалистов их представления и ожидания не совпадают с тем, с чем они встретились в реальной жизни после окончания вуза. И поэтому в своей профессиональной адаптации они сталкивают­ся с большими препятствиями. В связи с этим одной из коренных проблем подготовки специалистов является формирование у сту­дентов правильных представлений о своей профессии, адекватных своим возможностям и условиям деятельности ожиданий.

Создание адекватного образа — это задача вузовской подготов­ки, хотя даже в идеальном случае соединение представления с реальностью носит чаше кризисный характер. Как бы человек не готовился к будущей профессии, все же до какого-то мгновения он еще студент, а в следующее мгновение уже инженер, учитель,

врач. Меняется все: и способы бытия, и приемы деятельности, и характер общения.

Неполное соответствие образа будущей деятельности действи­тельности приводит к эмоциональным дополнительным нагруз­кам, которых и без того много в любой современной профессио­нальной деятельности. Поэтому необходимо не только сформиро­вать у студентов адекватный специальности и профессиональной деятельности образ, но и подготовить их в соответствии с этим образом, привить им вкус, любовь к своей профессии, специаль­ности, стремление совершенствоваться в ней, наращивать свой профессионализм.

Важным индивидуально-личностным параметром, оказываю­щим влияние на процесс адаптации, выступают уровень и харак­тер самооценки как сложного системного психического образо­вания личности.

Самооценка личности по уровню развития может быть высо­кой, средней и низкой, что характеризует уровень развития лич­ности как в целом, так и ее отдельных сфер, структур, качеств. При этом по характеру каждая из этих самооценок может оказать­ся завышенной, адекватной либо заниженной. Это характеризует способность личности к рефлексии в системе тех или иных обсто­ятельств. Уровень самооценки личности преимущественно влияет на направленность ее активности, а характер самооценки — на стабильность и динамику поведения и действий личности, на стиль ее взаимодействия с окружающей средой, на степень уверенно­сти личности в себе.

Исключительно большую роль в успешности профессиональ­ной адаптации играет саморегуляция личности.

Профессиональная адаптация молодого специалиста — перма­нентный процесс преодоления внутренних и внешних трудностей, препятствий. Это создает те или иные стрессовые состояния, пре­одоление и недопущение которых требует дополнительных уси­лий и специальной подготовленности. К тому же успешная адап­тация невозможна без постоянного самообразования и самовос­питания специалиста. Все это предполагает наличие у молодого специалиста навыков саморегулирования, достаточной волевой подготовленности. П. А. Просецкий справедливо считал, что од­ной из трудностей адаптации личности является «...несформиро-ванность саморегулирования поведения и деятельности, которая вызвана недостаточной подготовленностью, слабостью воли, не­умением самоорганизовываться, управлять собой, своим поведе­нием, неумением составить и выполнить правильный режим дня, организованный личный быт и досуг».

На успешность профессиональной адаптации молодых специа­листов оказывает своеобразие их индивидуально-психологических и психотипических особенностей. Ведущую роль в этом играет си­

стема ценностей личности специалиста, определяющая его ори­ентации и отношения к себе самому, к сотрудникам и руководи­телям, избранной профессии, к своим служебным обязанностям. И вполне очевидно, что эти отношения могут оказаться как по­зитивными, так и негативными.

В этом отношении определенный интерес представляет разра­ботанная М. Е. Литваком типология социогенов личности.

Он выделяет четыре сферы отношений, ориентации личности.

1. «Я» — отношение к себе, которое может быть как положи­тельным, так и отрицательным (+, —).

2. «Вы» — отношение к непосредственному социальному окру­жению: другим членам своего коллектива, своим руководителям, друзьям, родственникам (+, —).

3. «Они» — отношение к людям вообще, к новым контактам, связям, взаимоотношениям с новыми людьми (+, —).

4. «Труд» — отношение к предметной профессиональной дея­тельности, к овладению специальностью и совершенствованию в ней (+, -).

Совокупность и своеобразие этих отношений составляют базо­вую психологическую мозаику личности, ее социоген (М. Е.Лит-вак), психологический тип, определяющий поведение и деятель­ность молодого специалиста.

Я ±-"-Вы ±

Они +-г*- Труд +

Рассмотрим основные личностные особенности специалистов и особенности их психологической адаптации к профессиональной деятельности в зависимости от выделенных выше параметров.

При отношении «Я+» человек воспринимает себя как благо­получную личность, уверен в себе, ощущает свою значимость. Такая «Я—позиция» способствует поддержанию его психического здоровья, уверенности в себе, стабильности поведения и дея­тельности.

При отношении «Я—» человек проявляет неуверенность, ро­бость, нестабильность в межличностных отношениях. Он стремится к бесконфликтности в общении за счет уступок своих интересов. Это конформные люди с недостаточно выраженным чувством собственного достоинства и со слабой ориентацией к конкурен­ции. У них часто проявляются пессимизм, подавленность. Вместе с тем их характеризуют трудолюбие и повышенная ориентация на

социальные нормы. Их психологическая адаптация к деятельнос­ти проходит достаточно успешно, но состояние неудовлетворен­ности собой остается.

При отношении «Вы+» человек обычно ориентирован на по­ложительные качества окружающих, считает их хорошими, впол­не достойными людьми. А это выражается в его дружелюбии, доб­рожелательности, стремлении устанавливать и поддерживать связи с другими людьми. Такая позиция специалиста способствует его психологической адаптации.

При отношении «Вы—» человек критически настроен к своим близким, сотрудникам, которых рассматривает как имеющих не­достатки в своем развитии. В отношениях с товарищами проявляет иронию, сарказм, высокомерие, завышенную самооценку, готов­ность к конкуренции и разрыву эмоциональных связей даже по незначительному поводу. У таких специалистов возникают боль­шие трудности в психологической адаптации в социально-психо­логической сфере их жизнедеятельности.

При отношении «Они+» личность проявляет экстравертиро-ванную установку, расположенность к новым связям, к деловым отношениям, дружелюбие, позитивную настроенность на тех, с кем вступает в контакт. Специалисты с такой ориентацией успеш­нее осуществляют психологическую адаптацию в системах дело­вых, служебных связей и отношений, в том числе и в учебно-познавательной деятельности.

При отношении «Они—» личность проявляет интравертирован-ность, застенчивость, стремление избежать новых контактов, рас­ширять «поле общения». Взаимодействие с новыми людьми для них связано с большими трудностями. Психологическая адапта­ция к профессиональной деятельности таких специалистов про­ходит медленно и часто с большими затруднениями. Они предпо­читают узкий круг друзей, дорожат сложившимися хорошими от­ношениями с друзьями, близкими людьми, родственниками, часто проявляют высокое трудолюбие, старательность в освоении про­фессионального и вообще любого дела.

При отношении «Труд+» человек позитивно ориентирован на профессиональную деятельность, проявляет к ней интерес, твор­ческий подход, стремление к самосовершенствованию в ней.

При отношении «Труд—» человек проявляет нежелание успеш­но овладевать своей специальностью, ориентирован преимуще­ственно на конечные результаты труда, внешние его показатели, статусовые параметры. Профессиональная адаптация в таком слу­чае осуществляется внешне, поведенчески, инструментально, а внутренняя перестройка психики происходит с большими труд­ностями и лишь частично, поверхностно. Личность специалиста, профессионала у таких людей складывается медленно, перестройка базовых личностных структур, образований происходит с боль­

шим трудом и часто не в полном соответствии с потребностями профессиональной деятельности.

Сочетание в социогене личности особенностей рассмотренных выше ценностей, ориентации создает то ее своеобразие, которое в определяющей степени и обусловливает индивидуальный стиль отношений и поведения человека, оказывая влияние на своеоб­разие и успешность адаптивного поведения.

Так, например, наиболее адаптивной и психически устойчи­вой является личность, имеющая социоген: «Я+», «Вы+», «Они+», «Труд+». Достаточно успешно адаптируются к профес­сии, овладевают ею и совершенствуются в ней люди с типом социогена: «Я+», «Вы—», «Они+», «Труд+» (условно называе­мые высокомерными творцами). Основной недостаток таких специалистов состоит в том, что их поведение, обусловленное позицией «Вы—», часто ведет к неуживаемости с сотрудниками и «возмущениям» в ближайшей социальной среде. Но, как пра­вило, это способные, талантливые специалисты. Они успешно овладевают профессиональными обязанностями, проявляют ак­тивность, инициативу и творчество в различных сферах жизни и деятельности.

Особые трудности в профессиональной адаптации испытыва­ют люди с социогеном «Я+», «Вы+», «Они+», «Труд—».

Личность с социогеном «Я+», «Вы+», «Они+», «Труд—», как правило, способна успешно овладевать профессией и адаптиро­ваться к ней, но ее ориентация «Труд—» создает в этом большие затруднения, поскольку у этих людей слабо выражена мотивация к деятельности и нужны большие волевые усилия для успешного ре­шения профессиональных задач. Выявлено две группы специалис­тов с таким социогеном: у одной ориентация «Труд—» связана с разочарованием в профессии, в выбранной специальности, а у дру­гой — является следствием слабой трудовой подготовки до поступ­ления в вуз и даже негативного отношения к трудовой деятельно­сти вообще, с достаточно выраженным стремлением к праздности.

Специалисты с социогеном «Я+», «Вы—», «Они+», «Труд—» (высокомерные бездельники) составляют немногочисленную часть (10—15 %), но они создают много проблем. У них возникают наи­большие трудности в профессиональной адаптации, в становле­нии личности специалиста.

Есть молодые специалисты с типом социогена «Я—», «Вы+», «Они+», «Труд+». Это люди старательные, успешно выполняю­щие свои профессиональные обязанности и имеющие достаточно высокие результаты в труде. Их психологическая адаптация к про­фессии проходит достаточно успешно. Однако их заниженная са­мооценка создает внутриличностные проблемы, принижение своих достоинств и успехов, ведет к дестабилизации личности и к не­уверенности в себе.

Большие затруднения в профессиональной адаптации испы­тывают акцентуированные личности, а также специалисты, име­ющие другие дезадаптивные комплексы.

Профессиональная адаптация специалиста — перманентно иду­щий процесс, и поэтому необходимо его специальное психологи­ческое обеспечение.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Раскройте смысл термина «адаптация человека».

2. Покажите вклад У. Кеннона, И. П. Павлова, Г. Селье, Э. Фромма в разработку проблем адаптации человека.

3. Раскройте суть и содержание термина «психологическая адаптация человека».

4. Проанализируйте различные виды психологической адаптации че­ловека.

5. Раскройте смысл терминов «адаптивность», «дезадаптивность», «адап­тационный потенциал личности».

6. Как соотносятся такие понятия, как «адаптация», «дезадаптация», «переадаптация», «реадаптация личности»?

7. Проанализируйте процесс адаптации специалиста.

8. Раскройте особенности и взаимосвязи двух основных тенденций в адаптационном процессе: адаптивной и адаптирующей.

9. Как вы относитесь к утверждению: дезадаптивность личности как неизбежность. Поясните.

10. Дайте сравнительный анализ следующих феноменов: потребно­сти, дезадаптационных, стрессовых состояний человека.

11. Охарактеризуйте феномен «профессиональная адаптация специ­алиста».

12. Обоснуйте предпосылки успешности профессиональной адапта­ции специалиста.

13. Проанализируйте основные психологические затруднения дости­жения успешности профессиональной адаптации специалистом.

ГЛАВА 29. СТРЕСС И ЛИЧНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА

Стрессы — вечный спутник жизни человека. Они необходимы для нормальной жизни и обеспечения здоровья человека. Стрессы опасны тогда, когда их воздействия превышают адаптационные возможности человека. Поэтому можно говорить о хорошем и пло­хом стрессе. Однако по мере развития цивилизации стрессовость жизни и деятельности людей возрастает, все более нарастает не­гативное воздействие стрессовых обстоятельств на психику и фи­зиологию человека: техногенных катастроф, стихийных бедствий, социальных потрясений, насилия, этнических, межрегиональных, религиозных и других конфликтов.

Психологические травмы, возникающие в результате стрес­совых воздействий, могут привести к стойким изменениям в лич­ности как у участников этих событий, так и у членов их семей, близких, к нарушениям и даже разрушению психического и фи­зического здоровья.

Термин «стресс» был введен канадским физиологом Гансом Селье для обозначения неспецифической реакции организма («об­щего адаптационного синдрома»). Будучи студентом-медиком, он обратил внимание на то, что у всех пациентов, страдающих от самых разных заболеваний, возникает ряд общих симптомов, та­ких, как потеря аппетита, мышечная слабость, повышенное ар­териальное давление, температура и др. Эти неспецифические для конкретного заболевания реакции и были названы стрессом (в переводе с англ. — давление, напряжение). Одно из последних определений стресса таково: это «неспецифическая реакция орга­низма на любое требование извне» (Г. Селье).

В дальнейшем этот термин стал широко использоваться не толь­ко в физиологии, но и в других областях знаний, в том числе и в психологии.

В настоящее время термином «стресс» обозначают широкий круг явлений: стрессовые ситуации, стрессоры, стрессовые состояния: разнообразные физиологические и психические состояния людей, возникающие в ответ на стрессовые воздействия (стрессоры и стрессовые ситуации).

Понятие «стресс» используется также для описания системы состояний человека в экстремальных, необычных, нетипичных обстоятельствах, условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. В этом смысле выделяется три вида стрес­са: физиологический, психологический и поведенческий.

В отечественной психологии исследования стресса тесно свя­заны прежде всего с разработкой проблем психической напря­женности и эмоционально-волевой устойчивости, оказывающих болыпре, а порой и решающее влияние на профессиональную деятельность человека. Однако психологические проблемы стрес­са не ограничиваются и не сводимы к психической напряженно­сти и эмоционально-волевой устойчивости. Они включают также проблемы гнева, агрессии, страха, паники, утомляемости, фрус­траций, фобий и других феноменов индивидуальной и группо­вой, массовой психики.

Таким образом, под стрессом понимается общее явление, вклю­чающее в себя совокупность стрессовых факторов, ситуаций, об­стоятельств и возникающих под их влиянием стрессовых состоя­ний у людей.

Стрессоры — настоящий и всеусиливающийся бич нашего вре­мени. Однако это явление неоднозначное. Исследования специа­листов показали, что в определенной степени стресс полезен для

человека, поскольку играет мобилизующую и побуждающую роль в его жизнедеятельности и способствует адаптации к изменив­шимся условиям жизни и деятельности. Вместе с тем если стрес­совые воздействия на человека превышают его адаптационные возможности либо осуществляются в течение длительного време­ни, то они могут приводить к нежелательным негативным по­следствиям в психическом и физиологическом здоровье человека.

Г. Селье выявил (и современные исследования подтверждают правомерность этого) три стадии в развитии стресса и стрессовых состояний.

1. Аларм-стадия, или стадия тревоги, когда происходит моби­лизация адаптационных ресурсов организма. На этой стадии чело­век находится в состоянии некоторой напряженности и насторо­женности. Это своего рода подготовка к следующему этапу. Поэтому иногда 1-я стадия называется «предстартовой готовностью». Фи­зически и психологически человек чувствует себя очень хорошо, пребывает в приподнятом настроении. На этой фазе часто исчеза­ют заболевания, которые относятся к разряду так называемых психосоматических: гастриты, колиты, язвы желудка, мигрени, аллергии и т.п. Правда, к 3-й стадии они возвращаются с утроен­ной силой. Это хорошо известный феномен: во времена Великой Отечественной войны люди чрезвычайно редко болели простуд­ными и другими «обычными» заболеваниями — настолько они были внутренне мобилизованы. Зато после окончания войны за­болевания резко возросли. Аналогичный пример можно привести и из нашей действительности. В 1992—1993 гг., когда наше обще­ство было стрессировано чрезвычайно быстрыми социальными, экономическими и политическими переменами, больницы и по­ликлиники опустели. Объясняется это тем, что люди вынуждены были мобилизовывать все имеющиеся у них в распоряжении адап­тационные ресурсы, запас которых, конечно же, небезграничен, на выживание в сложных условиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.