Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Формы обучения




Цель изучения темы – сформировать целостное пред­ставление о существующих в педагогике формах обучения в их многообразии.

Задачи изучения темы:

1) выявить сущность категории «форма обучения»;

2) ознакомиться с историей становления и развития организа­ционных форм обучения;

3) изучить классно-урочную систему и собственно урок как ос­новную форму организации обучения в современной школе.

Объем темы: 4 часа.

Содержание темы:

Форма обучения как дидактическая категория.

Из истории становления и развития организационных форм обучения. Индивидуальная – индивидуально-групповая – классно-урочная системы обучения. Белл-ланкастерская система. Батавская система. Маннгеймская система. Лабора­торная система или система мастерских (Дальтон-план). Бри­гадно-лабораторная система как модификация Дальтон-плана. План Трампа.

Современные модели организации обучения. Я.А. Комен­ский о классно-урочной системе обучения. Урок как основная форма организации учебной работы. Требования к уроку. По­строение учебного процесса на уроке (взаимосвязь образова­тельных, воспитательных и развивающих задач урока, опора на личный опыт учащихся, воспитание положительных мотивов учения и самостоятельности, организация коллективной, груп­повой и индивидуальной работы, контроль за ходом и результа­тами учебной работы каждого ученика). Динамические пары. Со­трудничество в обучении. Структура урока и его элементы. Осо­бенности построения различных типов уроков. Типы уроков: со­общения новых знаний, формирования и закрепления умений и навыков, повторения, обобщающий, контрольный, комбиниро­ванный, урок синтеза. Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного материала.

Другие формы организации обучения. Экскурсии. Виды учебных экскурсий, их значение. Практические занятия. Домаш­няя самостоятельная работа учащихся, ее своеобразие и значе­ние. Виды домашних учебных заданий. Индивидуализация и дифференциация домашних заданий.

Специфика и организация самостоятельной учебной ра­боты в школах-интернатах, группах продленного дня. Организа­ция учебного процесса в опыте учителей-новаторов.

Методы: лекция, семинарское занятие.

Литература: 1-3, 8, 11-13, 23, 24, 28, 29, 31-34, 37-41, 43, 46-48, 53-55.

Вопросы для самопроверки:

1) Что такое форма обучения как дидактическая категория?

2) Выделите характерные черты организационных форм обуче­ния в истории образования.

3) Охарактеризуйте урок как основную форму организации учеб­ной деятельности в процессе обучения.

4) Перечислите формы обучения, существующие в школьной практике, кроме урока. Какие из них применяются активнее других? Почему?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения.

2) Был ли Я.А. Коменский «изобретателем» классно-урочной системы обучения? Почему?

3) Почему урок так «прижился» в школе в сравнении с другими формами обучения?

4) Заполните таблицу:

Становление и развитие форм организации обучения

Название Время и место возникновения Краткая характеристика Основные достоинства Недостатки
         

Эссе, рефераты или доклады по теме:

1) Эссе на тему: «Лучший урок моей школьной жизни».

2) Реферат на тему: «Урок как основная форма обучения в оте­чественной школе XIX века».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.