КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Формы обучения
Цель изучения темы – сформировать целостное представление о существующих в педагогике формах обучения в их многообразии. Задачи изучения темы: 1) выявить сущность категории «форма обучения»; 2) ознакомиться с историей становления и развития организационных форм обучения; 3) изучить классно-урочную систему и собственно урок как основную форму организации обучения в современной школе. Объем темы: 4 часа. Содержание темы: Форма обучения как дидактическая категория. Из истории становления и развития организационных форм обучения. Индивидуальная – индивидуально-групповая – классно-урочная системы обучения. Белл-ланкастерская система. Батавская система. Маннгеймская система. Лабораторная система или система мастерских (Дальтон-план). Бригадно-лабораторная система как модификация Дальтон-плана. План Трампа. Современные модели организации обучения. Я.А. Коменский о классно-урочной системе обучения. Урок как основная форма организации учебной работы. Требования к уроку. Построение учебного процесса на уроке (взаимосвязь образовательных, воспитательных и развивающих задач урока, опора на личный опыт учащихся, воспитание положительных мотивов учения и самостоятельности, организация коллективной, групповой и индивидуальной работы, контроль за ходом и результатами учебной работы каждого ученика). Динамические пары. Сотрудничество в обучении. Структура урока и его элементы. Особенности построения различных типов уроков. Типы уроков: сообщения новых знаний, формирования и закрепления умений и навыков, повторения, обобщающий, контрольный, комбинированный, урок синтеза. Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного материала.
Другие формы организации обучения. Экскурсии. Виды учебных экскурсий, их значение. Практические занятия. Домашняя самостоятельная работа учащихся, ее своеобразие и значение. Виды домашних учебных заданий. Индивидуализация и дифференциация домашних заданий. Специфика и организация самостоятельной учебной работы в школах-интернатах, группах продленного дня. Организация учебного процесса в опыте учителей-новаторов. Методы: лекция, семинарское занятие. Литература: 1-3, 8, 11-13, 23, 24, 28, 29, 31-34, 37-41, 43, 46-48, 53-55. Вопросы для самопроверки: 1) Что такое форма обучения как дидактическая категория? 2) Выделите характерные черты организационных форм обучения в истории образования. 3) Охарактеризуйте урок как основную форму организации учебной деятельности в процессе обучения. 4) Перечислите формы обучения, существующие в школьной практике, кроме урока. Какие из них применяются активнее других? Почему? Вопросы и задания для самостоятельной работы: 1) Составьте словарь (глоссарий) по теме, выписав основные понятия и их определения. 2) Был ли Я.А. Коменский «изобретателем» классно-урочной системы обучения? Почему? 3) Почему урок так «прижился» в школе в сравнении с другими формами обучения? 4) Заполните таблицу: Становление и развитие форм организации обучения
Эссе, рефераты или доклады по теме: 1) Эссе на тему: «Лучший урок моей школьной жизни». 2) Реферат на тему: «Урок как основная форма обучения в отечественной школе XIX века».
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |