КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Но тьютор не советует, не формирует, не наставляет. 4 страница
• наглядности обучения и развития творческого мышления; • системности и систематичности; • принцип перехода от обучения к самообразованию, и комплексы методических, технических и дидактических условий его отбора, включения в исследовательскую деятельность учащихся, формирования знаний и умений в области ШФЭ у учащихся и студентов физиков педвузов. Т. Н. Шамало, также исследующая функции учебного физического эксперимента, склоняется к выводу о нетождественности интеллекта мышлению, которое она определяет как многоуровневую, иерархическую, организованную целостность взаимосвязанных элементов, а проблему мышления как о одну из центральных в дидактике. Учитывая выделение Э. В. Ильенковым воображения, умения "схватить целое раньше части" и выводы С. Л. Рубинштейна: при изучении проблемы первоначально внимание обращается на часть или целое в зависимости от того, что из них имеет наиболее доступное содержание, Т. Н. Шамало делает следующий шаг в анализе обучения мышлению — важно рефлексию учащихся направить на понятия "часть" и "целое" и осмысленно изучить предмет дважды: от целого к частям и от части к целому. Принимая за основу положение о том, что мышление — это интеллект в действии (С. Л. Рубинштейн, В. Г. Разумовский, A. А. Смирнов, Н. А. Менчинская, Л. Л. Гурова, Н. А. Зверева, Ю. В. Сенько, С. Е. Каменецкий, В. В. Каменецкий), автор исследует дальнейшие пути развития интеллекта средствами экспериментальной физики, исходя из того, что в эксперименте сливаются «абстрактный и образно-наглядный элементы мысли». При этом выделяется в развивающей функции эксперимента три составляющие: созерцательную и генетическую функции и логический поиск, воплощенный в наглядную форму.
В поиске повышения продуктивной мыслительной деятельности разработан метод малых творческих задач (П. Я. Гальперин, B. Л. Данилова). И. Н. Семенов, Ю. В. Степанов в контексте этой проблемы указывают на личностно-рефлексивную подструктуру мышления, взаимодействующую с интеллектуально-рефлексивной подструктурой в процессе преодоления проблемно-конфликтной ситуации и, в результате самомобилизации и самоорганизации, ведущую к увеличению продуктивности решения творческих задач («Формирование творческого мышления и культивирование рефлексии»). Изучены многочисленные методы развития мышления (Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин, Н. Н. Нечаева, Е. В. Бодрова, Л. Л. Гурова, В. В. Давыдов, В. Л. Данилова, Д. Н. Завалишина, В. К. Зарецкий, Е. Н. Кабанова-Меллер, А. М. Матюшкин, Л. Ф. Обухова). Из анализа типов и форм мышления и способов их развития видно, что в практике преподавания преобладает развитие рациональных форм, среди которых наиболее эффективны методики с превалированием аналитической деятельности (Н. А. Менчинская, Е. Н. Кабанова-Меллер, М. Н. Шардаков). Согласно И. С. Ладенко краеугольная идея, на которой основывается решение конкретных практических задач привития навыков, умений познавательной, творческой активности, состоит в том, что развитие мышления в современном образовании связано с переменой систем мышления, переходом от одной — ньютоновской, местнической, «старой», авторитарной, технократической и так далее, к другой — эйнштейновской, глобалистической, «новой», демократической, гуманистической. Эффективно смена систем происходит в рефлексивно-инновационном процессе переосмысления устаревших структур мыслительной деятельности. В таком случае новые мышления оказываются более гармонизированными с осмысляемой действительностью. В поисках путей развития мышления в связи с его спецификой изучаются методы и формы организации коллективной мыследеятельности (КМД) начиная с диалоговой формы обучения мышлению. И. С. Ладенко основывает методологическую теорию интеллектуальных систем на решении вопроса о конкретном ведении диалога и эффективном использовании интеллектуальных возможностей.
И. В. Палагина и И. Н. Семенов, обращая внимание на изучение продуктивных, творческих процессов в условиях, близких к реальной действительности школьного обучения и общения, приводят результаты своего исследования качественных особенностей рефлексивного механизма процесса совместной мыслительной деятельности, начиная с парного решения задач. При этом, помимо операционально-предметного плана ими выделяется рефлексивный план, в котором обозначены отдельные виды рефлексии: коммутативная, кооперативная, личностная и интеллектуальная, инициируемые продуктивным диалогом («Рефлексивная регуляция мышления в проблемном диалоге»). На решение проблем соорганизации интеллектуальных возможностей больших коллективов специалистов направлены разработки, содержащие концептуальные и методологические средства. К ним относятся созданные И. С. Ладенко теория и методология проектирования ИС, методология систем мыследеятельности и организационно-деятельностных игр Г. П. Щедровицкого. Феномен коллективной деятельности в обучении мышлению изучается и рассматривается философами, психологами, социологами, педагогами А. Г. Зинченко, И. С. Ладенко, С. Ю. Степановым, И. Н. Семеновым, Г. П. Щедровицким, И. В. Палагиной, С. А. Смирновым. Плодотворность этих исследований сказалась в продуктивности теоретического осмысления метода игровой имитации и игры как феномена сознания (И. Е. Берлянд). Гуманизацию естественнонаучного образования исследователи связывают с формированием мировоззрения, основу которому в естествознании представляет научная. картина мира. Изучению общенаучной картины мира в настоящее время посвящены многочисленные работы. Интерес к проблеме связан с разработкой различных методологических подходов и попыткой их соединения в одной общенаучной картине мира. В литературе теория личности разрабатывается как теория духовности личности, теоретическое изучение нравственных проблем (Н. А. Коваль, С. П. Суровягин,
A. С. Ахиезер). Педагогическую теорию личности предлагает B.C. Ильин. В образовательном процессе изучаются интеллектуальное и нравственное начало ребёнка, его интеллектуальное развитие, одаренность, интеллектуальный потенциал (Н. Ф. Талызина, А. В. Тураева, М. А. Холодная, Н. Г. Стрикуне, А. Н. Малахов, А. В. Брушлинский, Л. В. Темнова, К. А. Абульханова, В. А. Лозовой, И. Н. Пучина, B. В. Пичурин [156. С.344-347]. Душе, как проблеме философии личности (V. Possenti, S. I.Alisjahbana, H. La Plante, К Дэй, A. И. Кузнецов, Г. П. Меньчиков) посвящены исследования внутреннего мира человека, его духовной реальности, связи сознательного и подсознательного структуры личности и духовной культуры общества. Несмотря на присутствие вопросов философии образования в течение всей истории мысли, только в XX столетии она выделяется в самостоятельное научное исследование. В это время определились направления: эмпирико-аналитическое направление философии образования (А. Фишер, Р. Лохнер, В. Брезинка), гуманитарная педагогика (Г. Ноль, Т. Литт, В. Флитнер, Э. Венигер), диалогическая философия образования (М. Бубер, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси), педагогическая антропология (О. Больнов, Г. Рог, М. Лангевилд). Начиная с 40 -50-х гг. можно говорить о расширении проблематики и оформлении первого этапа отечественной философии образования как самостоятельной науки (А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков, C. Л. Рубинштейн). Целеполагание и обоснование практики образования в 60-е годы носит рационализаторский характер, а функция философии образования состоит в осмыслении и обосновании передового опыта. В это лее время наряду с обоснованием необходимости алгоритмизации Л. Н. Ланда) и программированного обучения (П. Я. Гальперин, Н. Д. Никандрров), осмыслением оптимизации образования (Ю. К. Бабанский) и его управления (Н. Ф. Талызина) ведётся критика этого направления. Позицию теоретико-деятельностного подхода противопоставляют Н. Г. Алексеев, В. М. Розин, Г. П. Щедровицкий, интеллектуально-деятельностный подход развивают В. В. Давыдов, Н. И. Непомнящая.
В психологии и гносеологии (Э.В.Ильенков) в 1970-е годы в рамках философии образования было обосновано проблемное обучение, стимулировавшее познавательную активность в процессе обучения (Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарёв). В этом направлении разрабатывался личностно-деятельностный подход в " " психологии (А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский) и системно-деятельностный аспект в философии (Г. С. Батищев, Н. Г. Алексеев, Э. Г. Юдин). Как особый этап развития философии образования авторы рассматривают диалогическую (М. М. Бахтин, В. С. Библер) и культурологическую (А. Г. Асмолов, И. С. Кон) парадигмы. В 80-е годы в рамках философии образования начинается изучение взаимодействия технократической и гуманистической ориентаций в обучении (И. Н. Семёнов, С. Ю. Степанов) в ситуации его компьютеризации и одновременной гуманизации в рамках диалога культур. В настоящее время философия образования как методологическая основа науки об образовании представлена в трудах Н. Г. Алексеева, Л. В. Загрековой, Р. Б. Квеско, А. Т. Москаленко, С. Кинелева. Методологию интеллектуальных систем в образовании разработал И. С. Ладенко. Направление на широкий спектр проблем методологии и философии образования, реализации творческого потенциала личности, осмысления и освоения обществом новых технологий образования задают работы Н. В. Наливайко. С 1990 - х годов философия образования оформляется в особую область знания в методологических и теоретических трудах (О. С. Анисимов, У. Асанова, В. Н. Гончаров, Б. С. Гершунский, Н. В. Наливайко, В. М. Розин, И. Н. Семенов, А. И. Субетто). В 1997 году, подводя итоги разработанности философии образования, Н. Алексеев, И. Семёнов, В. Швырёв отмечали, что при формулировке целей современного обучения и воспитания необходимо исходить из приоритетов формирования свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать, сочетающей в себе профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием. Проблему личности в философии образования необходимо решать в широкой перспективе цивилизационного развития. Содержание возникших в конце 50-х начале 60-х годов личностно-ориентированных концепций гуманистической направленности анализируется в «Истории образования и педагогической мысли» В. Г. Пряниковой и 3. И. Равкина, Как идея современной гуманистической философии оформляется проблема устойчивого развития цивилизации (В. А.Коптюг), и связанная с нею идея экологического образования (Н. Г. Каропа «К созданию методики экологического образования школьников»). В 90-е годы проблема гуманизации раздельно решается для естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. В связи с этим (В. Т. Петрова, Л. А. Минасян, В. Г. Воронцова) появляются исследования, определяющие границы естественнонаучного образования и связи естественных, общественных и технических наук (И. В. Прокудин, В. В. Калиниченко, Н. К.Серов, С. М. Гой). Изучаются сущность, цели, пути гуманизации образования как философской проблемы, как фактор культуры, как ценностное основание В. Н. Турченко, В. А. Швец, М. С. Слуцкий, В. П. Лежников, Л. С. Перевозчикова, Н. А. Поволокина, Д. В. Полежаев, Е. В. Уварова, М. В. Шманова). Вопросы гуманизации естественнонаучного образования относят к методологической и мировоззренеской области теории образования (Н. Н. Моисеев, Е. А. Мамчур, Л. А. Минасян). Л. В. Суркова и В. А. Яковлев для решения проблем исследования используют метод диалога философии и естествознания. Фундаментальная проблема формирования мировоззрения изучается, в основном, в контексте гуманизации естественнонаучного образования. Интерес к проблеме связан с разработкой различных методологических подходов и попыткой их соединения в одной общенаучной картине мира. Разнообразны сами используемые термины «Великое объединение» (Н. Г. Кудюков), «Совершенная неизменная система» (Е. Е. Петросьян, Е. М. Алкон), «Ноокосмологическая картина» (А. И. Панченко), «Образ мира» (Г. Гачев). Отмечается роль физической картины мира в современном процессе научного познания (С. В. Крючков, Г. П. Прыгунов), её динамичность (Л. Ф. Кузнецова), её роль в мироописании и миропонимании (Г. Бревде, Д. Козырев), в формировании сознания (С. В. Половнёв). Общенаучная картина объединяет в себе различные фрагменты: «педагогическая картина мира» (А. А. Макареня), естественнонаучную и художественную картины мира (А. В. Солдатов), философская картина мира (Н. А. Садчикова), квантово-физическая картина мира (Ю. И. Борсяков), информационная картина мира (Р. Ф. Абдеев, Р. Р. Абдеев). Небольшая часть работ посвязена проблеме современной научной картине мира в образовании (И. В. Черникова, В. И. Табуркин). В ряде работ научная картина мира рассматривается в соотношении с человеком, с попыткой включения человека в научную картину мира (А. Г. Шевцов, Г. Н. Хон, А. Н. Сажин, В. Г. Буданов, Л. Н. Смирнова). Исследование динамики научной картины мира показывает на освоение в ней идеи глобального эволюционизма (В. В. Казютинский). Включение человека в общенаучную картину мира требует проведение соответствующего научного исследования, разработки философской теории личности. Философскую проблему здоровья нации в связи её с просвещением и образованием ставит В. П. Казначеев. Такой подход требует от философии образования выхода в системы «наука», «культура», «цивилизация» (В. П. Каратеев). Это сказывается и на подготовке специалистов, в которой кроме социализации должны присутствовать «культурологизация» (А. А. Касьян). Становление философии образования с идеей духовного обновления России связывают Е. М. Глухова, Г. А. Дубинина, В. Н. Гончаров. Осваивается философско-космологический подход. М. И. Махмутов исследует возможности философии образования в осмыслении национального самосознания. Г. Г. Сорокина представила анализ идеалов и ценностей Российского губернского образования. И. И. Сулима исследует возможности философии образования в осмыслении и влиянии на судьбу России. Философская идея здоровья Российского этноса разрабатывается в трудах А. И. Субетто. Философия совместно с идеологией и политикой образования России представлена в трудах Н. В. Наливайко, О. В. Третьякова, А. А. Фролова, М. И. Фишера. Исследуя культурные традиции и содержательную историю идеи гуманизации, Е. Н. Шиянов и И. Б. Котова приходят к выводы, что в отечественной науке теории личности • трансформировались в идеи гуманизации образования. Несмотря на то, что в научной литературе многократно затрагивались различные аспекты обсуждаемой проблемы, в ней нет сколько-нибудь целостного ее рассмотрения. Анализ литературы по данной теме показывает, что попытки комплексного рассмотрения идей гуманистической философии образования еще не предпринимались. 42 – вариативность, многоукладность школьного образования за рубежом и в россии
Основные стратегические ориентиры вариативного образования: . Многоукладность и вариативность образования предусматривает разгосударствление образовательной системы, многообразие форм собственности на образование и образовательные учреждения, выбор различных каналов и форм получения образования. Жизнь разрушает единый государственный уклад образования, ибо школа как социальный институт не может жить только на государственном дыхании – рано или поздно у нее наступает «кислородное голодание». Сегодня в России, наряду с государственной, создается негосударственная система образования, возникают частные и общественные образовательные учреждения, различные формы домашнего образования
По организационно-правовым формам выделяют:
1) государственные;
2) негосударственные;
3) муниципальные образовательные учреждения.
В России существуют следующие типы образовательных учреждений:
1) дошкольные;
2) массовые, общедоступные школы;
3) учреждения профессионального образования;
4) школы-интернаты;
5) специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т. д.
К дошкольным образовательным учреждениям относятся:
1) детские сады;
2) детские ясли;
3) развивающие центры и т. д.
Они занимаются укреплением, развитием и необходимой коррекцией умственных, психических, физических способностей детей в возрасте от 1 года до 6 лет.
Общеобразовательные учреждения представлены:
1) школами;
2) гимназиями;
3) лицеями.
В них учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего продолжения образования, овладевают основами культурного и здорового образа жизни и т. д.
В структуру общеобразовательной школы входят:
1) начальная;
2) средняя;
3) старшая школы.
Лицеи и гимназии отличаются от обычных школ более серьезным подходом к изучению разнообразных предметов.
Учреждения профессионального образования подразделяются на следующие виды:
1) учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования;
2) учреждения среднего профессионального образования – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или начального профессионального образования;
3) учреждения высшего профессионального образования – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего профессионального образования;
4) учреждения послевузовского профессионального образования – готовят специалистов научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.
Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья.
43 – дифференцированное обучение
Copyright (c) 2004-2010 MatrosSoft
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |