Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

VI. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации




Содержание курса построено на кредитно - модульной основе. В каждом модуле определены цели и выделены те компетенции, которые будут сформированы у студентов при его изучении. При прохождении первого модуля студент получает 1,5 кредитные единицы, если набирают 30 рейтинговых баллов; при прохождении второго модуля – 1,5 кредитные единицы, если набирает 30 рейтинговых баллов при выполнении различных заданий, в том числе и проектных (в целом 2 модуля соответствуют 3 кредитам). Оценка выполненных заданий осуществляется как педагогом, так и самим магистрантом.

Рейтинговая оценка освоения учебного модуля:

Виды работ Количество баллов Самооценка
Ответы на вопросы    
Выполнение заданий, в том числе проектных    
Выполнение теста и т.д.    
Всего    

 

Контрольные задания к I модулю « Методология педагогической науки и педагогической деятельности »

1. Заполните таблицу «Исторические эпохи».

Историческая эпоха Назначение педагогики (зачем и для чего нужна педагогика?) Особенности развития науки педагогики Новое педагогическое знание
Первобытное общество      
Цивилизация Древнего мира      
Античный мир      
Средневековье      
Возрождение и Реформация      
Просвещение XVII -XVIII вв.      
Новое время XIX в.      

2. Реферат на тему «Детство как самоценный этап развития человека»

Реферат (от лат. refero - передаю, сообщаю) - краткое письменное изложение содержания первоисточника (книги, статьи, доклада), литературы по определенной теме.

Подготовить письменное изложение одной из книг, содержащих авторскую концепцию детства. Выбор книги осуществляется самостоятельно каждым студентом. Можно выйти за рамки предлагаемых концепций, предложив свой вариант.

Авторские концепции детства представлены в книгах:

1. Амонашвили Ш.А. размышления о гуманной педагогике. - М., 1995.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб., 2001.

3. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.

4. Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002.

5. Кудрявцев В.Т. Психология развития человека: основания культурно-исторического подхода. - Рига, 1999.

(Дополнительная литература:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. - М., 2000; Статьи и книги М.В. Осориной по проблеме детской субкультуры.). Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. - М., 2002.

1. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии: Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М., 2000.

2. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития //Вопросы философии. - 1998. - № 1.

3. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве - времени детства. - М., 1997.

4. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

Алгоритм действий при подготовке реферата

I. Выберите наиболее привлекательную для вас авторскую концепцию детства.

П. Прочитайте книгу, содержащую идеи концепции.

III. В процессе знакомства с концепцией осуществляйте ее анализ, отвечая на следующие вопросы:

1. В чем заключается ценность периода детства для автора данной концепции? Ради чего человеку, по мнению ученого, дано пережить детство? Старайтесь отвечать кратко и четко.

2. В чем еще для автора данной концепции ценность периода детства? Ответьте подробно, отмечая мельчайшие детали и нюансы. Вместе с тем старайтесь быть кратким и понятным в изложении. Используйте цитаты.

3. Каким, исходя из основных концептуальных положений, должно быть отношение педагога к ребенку? Что предлагает профессионально-педагогическому сообществу автор? Перечислите по пунктам, используя цитаты, излагая своими словами смысл прочитанного текста.

4. Каково ваше отношение к этой концепции? Изменилось ли оно после прочтения книги? Как именно изменилось, уточните. Перечислите, с чем вы согласны, с чем не согласны и почему, что понятно и что непонятно в авторских взглядах на природу детства, его самоценность.

5. Представьте, что вы имеете возможность лично пообщаться с автором, чью книгу только что прочитали или перечитали. Каких три вопроса, связанных с периодом детства и его самоценностью в становлении человека, вы задали бы ему? Зафиксируйте эти вопросы.

6. Как вы думаете, в основе какой (каких) образовательной программы для системы дошкольного образования лежат взгляды проанализированной вами концепции детства? Обоснуйте свой ответ.

 

3. Напишите сочинение на одну из тем: «Идеал педагога», «Имидж педагога», «Моё педагогическое кредо», «Учитель-мастер».

 

4. Составьте сравнительную таблицу характеристики государственных систем образования четырех стран: Великобритании, США, Франции и Японии. При этом критерии сравнения студент выбирает самостоятельно. Максимальное число критериев не ограничивается. Минимальное число – 6-7.

Примерные критерии:

1. Цель системы образования.

2. Педагогическая парадигма, к которой тяготеет данная система.

3. Характер взаимоотношений субъектов образовательного процесса.

4. Ступени образования, их продолжительность.

5. Виды образовательных учреждений.

6. Длительность обязательного образования.

7. Методы обучения.

8. Характер оценивания.

9. Методы наказания и поощрения.

10.Содержание образования каждой из ступеней.

11.Возможные образовательные маршруты и др.

 

Контрольные задания ко II модулю « Педагогический процесс как основная категория педагогики. Теории воспитания и обучения».

1. Проблемные ситуации. В современной общеобразовательной школе остро стоит проблема неумения детей работать в группе. Предложите методы изучения причин ее возникновения и возможные пути решения в рамках:

а) традиционной парадигмы;

б) гуманистической парадигмы

 

2. Эссе. Даны три цитаты. Определите, в рамках какого методологического подхода рассуждает автор каждой из них:

“Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том же смысле, в котором опыты всемирной истории принадлежат всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно также нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана”.

“Мой первый принцип заключается в том, что мы лишь в той мере можем хорошо воспитывать ребенка, в какой мы знаем, что он чувствует, к чему он способен, чего он хочет”.

“Если мы сравним господствующие систему образования и педагогические учения соответствующих эпох, то увидим, что все они отражают на себе этот общий колорит времени, подчиняя отдельные цели образования какой-нибудь одной из них, той, которая добилась гегемонии в культурном сознании эпохи”.

3. Заполните таблицу. Изучите сущностные характеристики личностно-ориентированного педагогического процесса. Задание выполняется каждым студентом индивидуально.

Сущностная характеристика педагогического процесса Пример личностно-ориентированного педагогического процесса (герменевтический эскиз образовательного опыта студента)
Субъективный характер  
Целенаправленность  
Социокультурный и психологический характер  
Межсубъектный характер  
Социальный и индивидуальный характер  
Целостный и полиструктурный характер  
Цикличность  
Закономерность  

 

Критерии оценки и самооценки задания:

· адекватность содержания таблицы;

· доказательность и аргументированность личной позиции;

· культура выступления;

· активность и инициативность в ходе выступления;

· конструктивность взаимодействия со студентами на занятии;

· удовлетворенность результатом занятия.

Список литературы для подготовки к практическому занятию

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - СПб., 2001.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д, 1999.

4. Кульневич С.В. Педагогика личности: от концепций до технологий. - Ростов н/Д, 2001.

5. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. - М., 2000.

6. Сериков В.В. Образование и личность. - М., 1999.

 

4. Подготовьте презентацию по одной из концепций воспитания:

· Концепция системного построения процесса воспитания (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова);

· концепции воспитания личности в коллективе (А.С. Макаренко);

· гуманистического воспитания человека (В.А. Сухомлинского);

· Концепция воспитания как педагогического компонента социализации ребенка (М.И. Рожков, Л.В. Байбородова, О.С. Гребенюк, М.А. Ковальчук, С.Л. Паладьев, В.Б. Успенский и др.);

· Концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н.Е. Щуркова);

· Концепция воспитания ребенка как человека культуры (Е.В. Бондаревская);

· Концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О.С. Газман и его ученики: Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин).

· Концепция воспитания на основе потребностей человека (В.П. Сезонов).

В ходе ознакомления с концепциями необходимо отметить:

- основные идеи воспитания, его цель;

- основные механизмы воспитания (этапы, методы, приемы);

- условия реализации идей концепции.

Внутри малой группы (2-3 человека) каждый участник определяет один из трех аспектов концепции, который вызывает у него наибольший интерес. (Это или основные идеи воспитания, его цело в концепции; или основные механизмы воспитания в данной концепции; или условия реализации идей концепции.) Должны быть выбраны или распределены между участниками группы все три аспекта. На практическом занятии каждый член подгруппы представляет выбранный аспект, используя наглядные средства, возможно, с использованием художественного слова, поэтической формы. В контексте выбранного аспекта изложения концепции воспитания студент формирует три проблемных вопроса к участникам других подгрупп, которые анализируют тот же аспект концепции, но другого автора.

Например, вас и вашу подгруппу привлекает концепция воспитания личности в коллективе А.С. Макаренко. Вы лично выбираете аспект изучения концепции - основные идеи воспитания, цель воспитания, индивидуально прорабатываете этот материал и готовите короткое выступление для аудитории, представляя основные идеи воспитания, цель воспитания в концепции А.С. Макаренко. Готовите три вопроса, связанных с основными идеями воспитания, его целью в концепции В.А. Сухомлинского (например: Что является определяющим в развитии личности - коллектив или сама личность? Согласны ли в с тем, что обе идеи двух концепций носят гуманистический характер? Аргументируйте свой ответ. Актуальна ли сегодня цель воспитания по А.С. Макаренко?) Вопросы строятся на сравнительном анализе, задаются с целью изучения общего и разного в этих двух концепциях по выделенным аспектам.

Подготовьте по результатам анализа выбранной вами концепции (системы) информационную справку (страницу-полторы печатного текста или две рукописного) в энциклопедию «Концепции и системы воспитания XX века».

Подсказка: Информационная справка оформляется в соответствии с требованиями:

1. Название концепции (системы). Автор.

2. Год рождения концепции (системы).

3. Цель воспитания в контексте авторской концепции (системы).

4. Принципы воспитания в контексте авторской концепции (системы).

5. Содержание воспитания.

6. Методы воспитания в контексте авторской концепции (системы).

7. Восемь «золотых правил» воспитания для педагогов (по результатам анализа концепции).

Критерии оценки и самооценки задания:

содержательность анализа понятия «воспитание»;

адекватность ассоциации;

доступность разъяснений ассоциации;

аргументированность своей позиции;

глубина анализа концепций воспитания;

соответствие результатов анализа выделенным критериям, их полнота и оригинальность;

адекватность результатов анализа содержанию концепций, их основным идеям;

общее впечатление от выступления;

содержательность и проблемность вопросов по классическим концепциям;

доступность информационной справки по современным концепциям;

соблюдение требований к информационной справке;

удовлетворенность результатами работы.

Список литературы для подготовки:

1.Макаренко А.С. Некоторые выводы из моего педагогического опыта: Соч.: В 7 т. - М., 1960. - Т. 5.

2.Макаренко А.С. О личности и обществе. Соч.: В 7 т. - М., 1960. - Т. 7.

3.Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. - М., 1972.

4.Макаренко А.С. О воспитании. - М., 1980.

5.Макаренко А.С. Цель воспитания. - М., 1982.

6.Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1979.

7.Сухомлинский В.А. Потребность человека в человеке. - М., 1981.

8.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 1979.

9.Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования //Классный руководитель. - 2000. - № 3.

10.Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 2001. - № 1.

11.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д, 1998.

12.Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д, 1999.

13.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 2000.

14.Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. - М., 2002.

15.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: уч. пособие. - М., 2000.

16.Рожков М.И., Байбородова Л.В., Гребенюк О.С. Концепция организации воспитательного процесса // Современные концепции воспитания / Под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль, 2000.

17.Сезонов В.П. Организация воспитательной работы в классе: Метод, пособие. - М., 2000.

18.Сезонов В.П. Педагогическая система на основе потребностей человека // Классный руководитель. - 1998. -№3.

19.Степанова Е.М., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2002.

20.Щуркова Н.Е. Классное руководство: Теория, методика, технология. - М., 1999.

21.Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.

22.Щуркова Н.Е. Образ жизни, достойный Человека, и его формирование у школьника. - Смоленск, 1995.

 

5. Разработайте 20 тестовых заданий к курсу «Теоретическая педагогика».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.