Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перечень вопросов к итоговому экзамену




Тексты

Тексты

Тексты

 

Поэты революционного народничества. Л., 1967.

Революционное народничество 70-х годов ХIХ века. Сб. документов и материалов в 2-х т. М. – Л., 1965.

Поэты-демократы 1870-1880-х годов. Л., 1968.

 

Научная литература.

 

Лебедев Ю.В. Поэзия революционного народничества // История русской литературы в 4-х т. Т. 3.Л., 1982. С. 606-620.

Осьмаков Н.В. Поэзия революционного народничества. М., 1981.

 

Тема 2 «Творчество В.М. Гаршина в литературном процессе конца ХIХ века».

1. К какому литературному поколению принадлежал В.М. Гаршин? Назовите современных ему писателей, поэтов, критиков, публицистов.

2. Кто из критиков, на ваш взгляд, написал наиболее значительные статьи о творчестве Гаршина?

3. Кому принадлежат эти слова: «Есть таланты писательские, художественные, у него же был особенный талант – человеческий. Он обладал тонким, великолепным чутьем к боли вообще»?

4. Назовите рассказы В.М. Гаршина, имеющие трагический финал.

5. Можно ли назвать Гаршина пессимистом? Обоснуйте ответ.

6. Какие события в жизни Гаршина можно считать значительными, раскрывающими особенности его психологического склада, его общественные взгляды?

7. Выделите основные темы в творчестве писателя, назовите наиболее значительные произведения в каждой тематической группе.

8. Можно ли считать Гаршина народником?

9. Место Гаршина в спорах о судьбах реализма в литературе конца Х1Х века.

10. Проанализируйте особенности метода и стиля Гаршина в выбранном вами рассказе. Объясните причины вашего выбора.

 

Рекомендуемая литература

Гаршин В.М. Соч. М. – Л., 1963.

 

 

Научная и критическая литература

Аверин Б.В. Всеволод Гаршин// История русской литературы в 4 т. Т. 4. Л., 1983. С. 123-142.

Бялый Г. А. К вопросу о русском реализме конца Х1Х века // Бялый Г.А. Русский реализм конца Х1Ж века. Изд. ЛГУ, 1973. С.3-30.

Михайловский Н. К. О Всеволоде Гаршине. Еще о Гаршине и о других // Михайловский Статьи о русской литературе Х1Х-начала ХХ века. Л., 1989. С. 259 – 288.

 

Тема 3. «Поэзия С.Я. Надсона»

1. Кому принадлежат эти слова: «Надсон – поэт гораздо больший, чем все современные поэты, взятые вместе…Из всей молодежи, начавшей писать на моих глазах, только и можно отметить трех: Гаршина, Короленко и Надсона»?

2. А.Н. Толстой свидетельствовал: «В доме матери моей были кумиры: Щедрин, Тургенев, Некрасов и Надсон. Они были совестью нашего дома и главный из них – Надсон». Назовите еще известные вам признания современников о необыкновенной популярности поэзии Надсона. Особое внимание обратите на пьесы А.П. Чехова.

3. Найдите некрасовские и лермонтовские мотивы в поэзии Надсона.

4. Образную систему, стиль какого русского поэта напоминают эти строки Надсона:

Пусть стонет мрачный лес при шуме непогоды,

Пусть в берег бьет река мятежною волной,

С ночными звуками бушующей природы

Сливаюсь я моей истерзанной душой.

Я не один теперь – суровые страданья

Со мною делит ночь, могучий друг и брат.

В рыданиях ее – звучат мои рыданья,

В борьбе ее – мои проклятия кипят.

5.Задание то же:

Он спешил, чтоб пропеть о голодной нужде,

О суровой борьбе и суровом труде,

О подавленных, гибнущих силах,

О горячих, беспомощных детских слезах,

О бессонных ночах и безрадостных днях,

О тюрьме и бескрестных могилах.

……………………………………………….

Эта песня его и томила и жгла,

И вперед, все вперед неустанно звала!

6. Задание то же:

Льют хрустальные люстры потоки лучей,

Шелк, алмазы и бархат блистают кругом… (ст. «Олаф и Эстрильда»)

 

…Светлые слезы

Катились из светлых очей,

И плакали гордые розы,

И плакал в кустах соловей. (ст. «Грезы»).

7. Продолжите ряд поэтических афоризмов Надсона, ставших крылатыми:

«Как мало прожито – как много пережито!»;

«Пусть жертвенник разбит, – огонь еще пылает»;

«Только утро любви хорошо» …

  1. Согласны ли вы с признанием Надсона:

Милый друг, я знаю, я глубоко знаю,

Что бессилен стих мой, бледный и больной;

От его бессилья часто я страдаю,

Часто тайно плачу в тишине ночной…

Нет на свете мук сильнее муки слова:

Тщетно с уст порой безумный рвется крик,

Тщетно душу сжечь любовь порой готова:

Холоден и жалок нищий мой язык!..

Обоснуйте ваш ответ.

9. Найдите в лирическом герое Надсона социально-психологические черты лишнего человека. Почему этот тип получает в 1880-е годы «второе дыхание»?

10. Согласны ли вы с оценкой поэзии Надсона Чернышевским: «Нытье, не спорю, искреннее, но оно нас не поднимает».

 

Рекомендуемая литература

Надсон С.Я. Полн. собр. стихотворений. М.-Л., 1962.

 

Научная и критическая литература

Бялый Г.А. Поэзия С.Я. Надсона // Бялый Г.А. Русский реализм конца ХIХ века Изд. ЛГУ, 1973. С. 118 – 135.

Григорьян К.Н. Поэзия 1880-1890-х годов // История русской литературы в 4-х т. Т. 4. Л., 1983. С. 97 – 101.

 

1.Особенности литературного процесса 1870-х годов и критика этого времени.

2.Поэзия народников. Мотивы, образы, стиль. Анализ (по выбору экзаменующегося) творчества одного из поэтов этого круга.

3.Проза писателей народнической ориентации. Характеристика творчества одного из писателей этого ряда.

4.Творчество Г.И. Успенского 1860-1870-х годов. "Нравы Растеряевой улицы".

5.Крестьянские циклы Г.И. Успенского. Анализ одного из них.

6.Своеобразие творческого метода Г.И. Успенского. Освещение вопроса в научной литературе.

7.Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина 1840-1850-х годов. "Губернские очерки".

8.Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина 1860-х годов. Особенности сатиры. "История одного города".

9.Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина 1870-х годов. "Господа Головлевы", особенности жанра, сатирического изображения действительности.

10. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина в 1880-х годы. "Сказки", их место в творчестве писателя и литературном процессе.

11.Особенности творческой эволюции Н.С. Лескова.

12. Творчество Н.С. Лескова 1860-х годов. Народ и народный мир в изображении писателя.

13.Типы лесковских праведников: типология, эволюция, поэтика.

14.Особенности сказовой манеры Н.С. Лескова (показать на примере нескольких выбранных по усмотрению экзаменующегося произведений).

15.Творчество Н.С. Лескова 1880-1890-х годов. Новые тенденции.

16.Проблемы научного изучения творчества Ф.М. Достоевского. Анализ (по выбору экзаменующегося) одной из монография о Достоевском.

17.Творчество Ф.М. Достоевского 1840-х годов. Особенности восприятия в критике.

18.Особенности послекаторжного творчества Ф.М. Достоевского. "Записки из Мертвого дома".

19."Преступление и наказание". Преломление в нем особенностей метода и стиля Достоевского-художника.

20.Роман "Идиот". Образ "положительно прекрасного" человека.

21.Роман "Бесы". отражение в нем новых тенденций в творчестве Ф.М. Достоевского 1870-х годов.

22.Роман Ф.М. Достоевского "Подросток": жанр, поэтика, место в творчестве писателя.

23.Роман Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы": идеи, образы, жанр, стиль, место в творчестве писателя.

24.Становление творчества Л.Н. Толстого. Автобиографическая трилогия.

25.Творчество Л.Н. Толстого середины 1850-х – начала 1860-х годов: закономерности, основные тенденции.

26.Жанровое своеобразие "Войны и мира" Л.Н. Толстого.

27.Критическая литература о "Войне и мире" Л.Н. Толстого.

28.Философия истории и философия частной жизни в "Войне и мире" Л.Н. Толстого.

29.Роман Л.Н. Толстого "Анна Каренина": поэтика, жанр, предпереломные настроения автора.

30.Причины, сущность, следствия перелома в мировоззрении и творчестве Л.Н. Толстого ("Исповедь", "Так что же нам делать?").

31.Эстетические взгляды позднего Л.Н. Толстого ("Что такое искусство?").

32.Художественное послепереломное творчество Л.Н. Толстого (повести, народные рассказы, драматургия).

33.Роман Л.Н. Толстого "Воскресение" как итоговое произведение творчества писателя и русской классической романистики.

34.Проблемы научного изучения творчества Л.Н. Толстого. Анализ (по выбору экзаменующегося) одной из монографий о Толстом.

35.Особенности общественной и литературной жизни 1880-1890-х годов. Поэзия С.Я. Надсона.

36.Вопрос о характере и судьбах реализма в русской литературе конца XIX века. Дискуссионные моменты в его разрешении.

37.Творчество В.М. Гаршина, его место в литературном процессе 1880-х годов.

38. Особенности метода и стиля В.Г. Короленко.

39.Мастерство А.П. Чехова-прозаика. Показать на примере одного из произведений писателя.

40.Особенности идейно-художественной эволюции А.П. Чехова.

41.Творчество А.П. Чехова первой половины 1880-х годов. Значение художественного опыта раннего Чехова для последующего развития мастерства писателя.

42.Идейно-художественные искания А.П. Чехова во второй половине 1880-х – начале 1890-х годов. Повести "Степь", "Скучная история", "Дуэль".

43.Своеобразие творчества А.П. Чехова в 1890-1900-е годы.

44.Драматургия А.П. Чехова, ее идейно-художественная эволюция.

45.Драматургическое новаторство А.П. Чехова. Показать на примере пьес 1890-х годов ("Чайка", "Дядя Ваня").

46.Пьеса "Вишневый сад" в творческих исканиях А.П. Чехова- драматурга.

 

Примечание. Каждый билет состоит из 2-х вопросов и одного текстового анализа.

 

Задания по анализу текста.

 

№1.Проанализируйте первую главу рассказа «Зимний день». Какие особенности манеры «позднего» Лескова здесь проявляются?

№ 2.Проследите, как взгляды Толстого на выдающегося исторического деятеля проявляются в главе ХХХV, часть вторая, том третий.

№3. Проанализируйте особенности речи рассказчика в сказе «Запечатленный ангел».

№ 4. Проанализируйте одно из стихотворений С.Я. Надсона, выученное Вами наизусть, покажите, как проявляются в нем особенности поэтики и стиля автора.

№ 5. Проанализируйте предсмертный внутренний монолог Анны, как в нем отразился итог ее размышлений о жизни (часть седьмая, гл ХХХ – ХХХI).

№ 6. Дайте целостный анализ выученному вами наизусть стихотворению одного из поэтов-народников, покажите, как в нем проявляются типологические и индивидуальные особенности поэтики и стиля.

№ 7. Покажите своеобразие толстовского психологизма. («Детство», гл ХХVII «Горе», со слов «»Я смотрел и чувствовал»…)

№ 8. Проанализируйте начало рассказа В.М. Гаршина «Красный цветок». Как в нем проявляются своеобразие метода и стиля автора?.

№ 9. Проанализируйте рассказ В.Г. Короленко «Огоньки». Как в нем проявляются особенности метода и стиля автора.

№ 10.Определеите место и значение главы «От автора» (роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы») в общей структуре романа.

№ 11. Покажите мастерство А.П. Чехова-прозаика на примере рассказа «Тоска».

№ 12. Проанализируйте предсмертное письмо Ставрогина. Как раскрывается в нем характер героя.

№ 13. Проанализируйте отрывок из исповеди Ипполита Терентьева (роман Ф.М. Достоевского «Идиот»). Какие философско-религиозные проблемы здесь поставлены. Покажите их значимость для всего романа. (ч. 4., гл. VI. Со слов «На картине этой изображен Христос…»… до слов «и вошел Рогожин»).

№ 14. Покажите своеобразие диалогической речи в пьесе А.П. Чехова «Чайка» (д. I, сначала и до слов ««Впрочем, вам не понять этого». Диалог Маши и Медведенко).

№ 15. Покажите, как в каторжной грезе Раскольникова (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание») отражена квинтэссенция религиозно-философской проблематики романа.

№ 16. Проблема народа и особенности ее решения в «Записках из Мертвого дома» Ф.М. Достоевского (Гл. Х «Праздник Рождества Христова»: сначала до слов «…это было видно и понятно»)

№ 17. Особенности авторской позиции, способы и формы ее выражения в рассказе Н.Н. Златовратского «Деревенский король Лир» (сначала – до первой главы).

№ 18. проанализируйте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Студент». Покажите своеобразие творческой манеры «позднего» Чехова.

№ 19. Покажите своеобразии героя рассказа Г.И. Успенского «Выпрямила» (тип героя, социально-психологическая доминанта, с начала, до слов «Извините!..», т. 7, с. 232 – 233).

№ 20. Покажите своеобразие чеховского пейзажа (повесть «Степь» гл. 1, с слов «Между тем перед глазами ехавших…» – и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи»)

№ 20. Покажите связь «Нравов Растеряевой улицы» Г.И. Успенского с «натуральной школой» (сначала и до слов «тотчас потухшие в темном воздухе»).

№ 21. Покажите своеобразие метода и стиля повести «Двойник» Ф.М. Достоевского (конец со слов «Только что проговорил господин Голядкин…» – до конца).

№ 22. Покажите особенности сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина ан примере финальной сцены «Истории одного города», гл. «Подтверждение покаяния. Заключение». Со слов «А Угрюм-Бурчеев все маршировал…» до конца).

№ 23. Проанализируйте финал романа М.Е. Салтыкова_Щедрина «Господа Головлевы». Как раскрываются в нем главный герой романа, что нового появляется в сатире писателя?

№ 24. Объект сатиры в сказке М.Е. Салтыкова_Щедрина «Карась-идеалист» (со слов «Каким образом случилось»… – «Держи карман».

№ 25. Характер отношений Лопахина и Раневской, как проявляется в них особенности конфликта чеховской драматургии (д. 3. Со слов Лопахина «Я купил»… «О наша нескладная несчастливая жизнь»).

№ 26. Особенности авторского повествования и авторской позиции в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» (Сначала и до слов «чтобы властвовать друг над другом»).

№ 27. Покажите, как в очерке Н.С. Лескова «Воительница» проявились представления писателя об особенностях русского национального характера».

 

Автор-составитель Г.Г. Ермилова




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.281 сек.