Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы управления образовательными системами. Образовательные учреждения, их типы




Образовательные учреждения, их типы

Система образования в РФ

 

знать: структуру системы образования и основные принципы государственной политики в области образования.

 

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Если рассматривать систему образования как макросистему, имеющую государственный статус, то ее основными элементами следует считать системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и послевузовского дополнительного образования.

Система образования в России строится на следующих принципах:

1. Образование находится в тесной связи с конкретными условиями и целями государственной политики при переходе к рыночным отношениям. На основе традиционных общих требований, предъявляемых к школе, постоянно корректируется содержание образования, организационно-управленческая структура всей системы образования, условия ее финансирования, права и гарантии граждан на получение образования в соответствии с изменившимися условиями.

2. Приоритетность образовательной сферы, светский характер образования, совместное обучение и воспитание лиц обоего пола, сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм обучения.

3. Необходимость обеспечения профессионального самоопределения молодежи с учетом как социальных потребностей, так и региональных, национальных и общекультурных традиций народов России. Большую роль играют способности, национальные и индивидуальные особенности молодых людей. Разнообразие типов и видов образовательных учреждений и форм получения образования в государстве обеспечивает реализацию данного принципа.

Функционирование любой образовательной системы подчинено конкретной цели.

Цель образовательной системы заключена в описании программы развития человека средствами образования, в описании системы знаний, норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по окончании образовательного учреждения. В современных условиях при отборе целей обычно учитываются как социальный запрос государства и общества, так и цели, интересы и склонности личности, желающей получить образование в конкретном образовательном учреждении.

Общество должно реализовать не только функции производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивного развития, но и функцию воспитания граждан. С этой целью общество и создает систему, включающую комплекс институтов образования.

 

 

знать: основные типы образовательных учреждений в РФ,

уметь: типологизировать образовательные учреждения, входящие в систему образования РФ

 

В качестве основного типа института образования выступают образовательные учреждения, которые обеспечивают содержание воспитания и обучения и/или реализуют одну или ряд образовательных программ.

По организационно-правовым формам образовательные учреждения могут подразделяться на государственные, муниципальные, негосударственные (частные, общественные и религиозные организации). Действие законодательства в области образования распространяется на все обра­зовательные учреждения на территории любого государства независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Дошкольные образовательные учреждения (детский сад, ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) созданы в помощь семье для воспитания детей от года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных спо­собностей и необходимой коррекции недостатков развития.

Общеобразовательные учреждения представлены в основном государственными общеобразовательными школами, а также учреждениями с углубленным изучением циклов дисциплин, в том числе гимназиями и лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет трехступенчатую структуру: I ступень — начальная школа (4 года); II ступень — основная школа (5 лет); III ступень — средняя школа (2 года).

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья созданы специальные образовательные учреждения (классы, группы) с учетом физических и психических особенностей обучающихся, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией учреждений такого типа и государственными органами управления образованием формируются условия для получения основного и среднего (полного) общего и начального профессионального образования, профессиональной подготовки, а также самообразования.

Профессиональные образовательные учреждения создаются для реализации профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования.

Начальное профессиональное образование реализуется в профессионально-технических и других училищах с целью подготовки работников квалифицированного труда по основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего образования. По некоторым видам профессий оно основывается на среднем (полном) общем образовании.

Среднее профессиональное образование реализуется в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (обычно — колледжах) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования и имеет цель готовить специалистов среднего звена, удовлетворять потребности личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

Высшее профессиональное образование реализуется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (университеты, академии, институты, колледжи) и предназначено для подготовки и переподготовки специалистов соответствующего уровня, для удовлетворения потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование дает гражданам возможность повысить уровень образования, научной и педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Для реализации этой цели созданы институты повышения квалификации, аспирантуры, докторантуры, ординатуры, адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства в специально создаваемых учреждениях дополнительного образования — в институтах повышения ква­лификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, а также в музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и др.

 

знать: основные принципы управления педагогическими системами

 

Принципы управления – идее по осуществлению управленческих функций.

Принципы внутришкольного управления:

демократизация и гуманизация управления;

системность и целостность в управлении;

рациональное сочетание централизации и децентрализации;

взаимосвязь единоначалия и коллегиальности;

научная обоснованность (научность) управления;

объективность, полнота и регулярность предоставления информации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 630; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.