Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иерархия потребностей по Маслоу




Основные принципы гуманистической психологии

Ж.-П. Сартр

Теория мотивации Абрахама Маслоу

«Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам…»

1. Люди в ответе за свою судьбу. Человек свободно делает свой выбор среди множества предоставленных ему возможностей.

2. Концепция становления предполагает, что человек не статичен, он развивается и меняет роли (подросток – студент – специалист – отец семейства – …).

3. Человек сам несет ответственность за свой выбор. Поиск пути не легок, особенно в современный век конфликтов и глубоких культурных перемен. Свобода может быть как проклятьем, так и благословением.

4. Индивид – единое целое. Каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. «Психологи изучали деревья, а не лес». Фактически теория Маслоу развивалась как протест против тех теоретиков, которые пытались изучать отдельные проявления поведения, игнорируя индивидуальность человека.

5. Люди по своей природе скорее добры или равнодушны, чем злы. В каждом человеке есть импульс к росту, к реализации потенциала. Разрушительные силы в человеке являются результатом фрустрации, переживания неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков.

6. Творчество является наиболее универсальной чертой, потенциально присутствующей в каждом человеке.

7. Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке. Он был убежден, что нельзя понять природу психического заболевания, пока мы не знаем, что такое психически здоровый человек.

Жизнь человека характеризуется тем, что он постоянно чего-то желает. Маслоу полагал, что люди мотивированы поиском личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он предположил, что все потребности организованы в иерархическую систему, которую можно представить в виде пирамиды потребностей. Потребности, расположенные снизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие высших потребностей.

5. Самоактуализация (желание стать тем, кем хочешь стать, раскрывая свой потенциал, свои способности и таланты).

4. Самоуважение (уверенность, компетентность, достижения, независимость, свобода;

престиж, признание, статус, оценка; чтобы быть «прочным», нужно стремиться к действительной

значимости, а не строить свой престиж на искусственно созданном образе).

3. Принадлежность и любовь (привязанность к другим – иначе муки одиночества,

отверженность, отсутствие друзей и любимых).

2. Безопасность и защита (организация, стабильность, закон и порядок, предсказуемость событий,

защита от болезней, хаоса и страха).

1. Физиологические потребности (определяют биологическое выживание – пища, питье, кислород...,

физическая активность, сон).

Маслоу допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Он признавал, что есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы ради них переносить голод, жажду, неустроенный быт. К таким людям могут относиться творческие личности, которые выражают свой талант, несмотря на серьезные трудности и социальные проблемы. Некоторые люди могут создавать свою иерархию потребностей благодаря особенностям своей биографии. Средний человек, как правило, удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 10% – самоактуализация, 40% – самоуважение, 50% – любовь и принадлежность, 70% – безопасность и защита, 85% – физиологические потребности. Неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей, если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут удовлетворены.

Большинство людей нуждаются во внутреннем совершенствовании и ищут его, но многие не видят своего потенциала, не знают о его существовании. Некоторые склонны сомневаться и даже бояться своих способностей. Страх успеха, который мешает совершенствованию, Маслоу называл «комплексом Ионы». К тому же социальное и культурное окружение часто подавляет стремление к самоактуализации. Если бы большое число людей достигло самоактуализации, а этого достигает менее 1% населения, то могли бы измениться потребности человечества в целом. Для этого нужно реорганизовать многие социальные и политические структуры.

Я - концепция

«Никогда не поздно изменить образ собственного Я и, следовательно, начать новую жизнь».

Максуэлл Мольц [8]

Ни один аспект психологии не привлекал к себе такого большого внимания, какое в течение многих лет уделялось вопросам Я-концепции и самооценки. Еще в 1890 году Уильям Джеймс[9] посвятил феномену Я целую главу своей знаменитой книги «Принципы психологии».

Я-концепция – это динамическая система представлений индивида о себе, сопряженная с самооценкой. Она влияет на характер и показатели общения и деятельности. Самооценка – это суждение о собственных качествах, о себе, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Самооценка является регулятором поведения, она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.Эмоционально окрашенное убеждение, связанное с определенным объектом, называется установкой (по Р. Бернсу).

Структуру Я-концепции можно представить в виде следующей схемы.

самооценка образ Я

или принятие себя

тенденция

поведения

Я-концепция как

совокупность

установок «на себя»

 
 

 


Реальное Я, Идеальное Я, Зеркальное Я,

или представление или представление или представление о том,

о том, каков я на самом деле о том, каким я хотел бы быть как меня воспринимают другие

           
     
 


АСПЕКТЫ

физическое Я

социальное Я

умственное Я

эмоциональное Я

Составляющие Я-концепции:

описательная, или дескриптивная – набор характеристик типа: «Я счастливый», «Я фантазер», «Я некрасивый» (своего рода «образ Я» или «картина Я»);

самооценочная – набор характеристик типа: «меня это радует», «мне это неприятно».

На формирование положительной Я-концепции влияют три решающих фактора, которые нужно учитывать родителям и воспитателям:

– мир должен убеждать ребенка в том, что он нужен (в его самоценности, значимости для других);

– что ребенок нравится;

– что ребенок способен добиваться успеха в том или ином деле.

Эти три фактора создадут условия, которые не позволят в будущем взрослой личности совершать деструктивные действия по отношению к себе или окружающим. Человек с положительной Я-концепцией уверен в себе и самодостаточен. Он не сомневается в необходимости своей созидательной деятельности, не допускает недостойных слов и дел, принимает себя как полноценную и гармоничную личность.

Негативная Я-концепция сопровождается неприятием себя, самоотрицанием, ощущением собственной неполноценности, негативным отношением к своим качествам. Часто все это не осознается. Плохое поведение, недостойные слова, бранная лексика, слабая успеваемость, низкая мотивация во многом обусловлены заниженной самооценкой, отрицательным отношением к себе, ощущением собственной незначимости.

Одной из важнейших функций Я-концепции является устранение противоречий, возникающих в восприятии своего Я. Неадекватное поведение связано с внутренней несогласованностью личности. Когнитивный диссонанс – это психологический дискомфорт, возникающий в ситуации, когда новый опыт, или новая информация, полученная индивидом, не согласуется с существующими сформировавшимися представлениями о себе. Человек реагирует на такое рассогласование: 1) стремлением достичь гармонии с окружающей средой, избавиться от ощущения дискомфорта и таким образом защититься от когнитивного диссонанса, либо 2) отказом видеть и воспринимать информацию такой, какая она есть.

Поскольку человек воспринимает и оценивает ситуацию в соответствии со своими представлениями о себе (самооценкой), то в этом случае Я-концепция выполняет функцию внутреннего квазифильтра, определяющего характер искажений воспринимаемой информации, способ осмысления ситуации.

Тот, кого в детстве очень часто критиковали, подвержен впоследствии опасности неправильно оценивать свои хорошие и даже блестящие успехи. У такого человека создается впечатление, что он не способен сделать правильно хоть что-нибудь. Тем самым его внимание постоянно приковано к тем немногим ошибкам, которые он допускает, и он не ценит тех плюсов, которые помогают ему добиваться успехов. Все это искажает восприятие действительности... (В. Ф. Биркенбиль «Как добиться успеха в жизни»).

В современном обществе каждый имеет широкие возможности выбора целей, связанных с различными компонентами нашего Я, и у каждого есть собственное представление о жизненных целях и назначении человека. Постулат Уильяма Джеймса гласит: представление о том, кем бы мы хотели стать, какое положение хотели бы занимать в этом мире, определяет нашу самооценку жизненных проявлений, самооценку масштаба успеха или неудачи.

Самооценка растет в процессе взаимодействия с людьми, когда Я оказывается для кого-то значимым. Ребенок старается овладеть каким-то навыком и достичь успеха, чтобы повысить свою самооценку в глазах своих родителей. Взрослый может снизить свою самооценку, реагируя на критику окружающих.

Как правило, человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям и соответствии с этими целями формирует свою самооценку. В юности часто выдвигаются завышенные, нереалистические притязания, подростки переоценивают свои способности, в результате это приводит к неудачам, разочарованиям и конфликтам.

В простой формуле Уильяма Джеймса самооценка определяется отношением успеха к уровню притязаний: (Самооценка = ). В соответствие с этой формулой человек может изменять свою самооценку, манипулируя числителем или знаменателем.

У индивидов с недостаточным развитием самооценки могут проявляться симптомы эмоциональных расстройств, в частности симптомы тревожности. Было обнаружено, что низкая самооценка способствует употреблению алкоголя, наркотиков и внебрачной беременности. Низкая самооценка связана с расстройствами аппетита, такими как анорексия и булимия. Она также является фактором, способствующим возникновению депрессии.

Экспериментальные исследования психологов (Э. Аронсон и др.) показали, что в основе безнравственного поведения лежит завышенная или заниженная самооценка.

Успех – вещь спорная. То, что одни считают успехом, другие могут воспринять как неудачу. Успех – это вопрос масштаба, вопрос ожидаемых результатов и, не в последнюю очередь, вопрос целевой установки. Говорят, что нет ничего на свете более успешного, чем сам успех, а у Никколо Макиавелли в 18 принципе читаем: «О делах большинства людей, и особенно государей, над которыми нет судей, судят по успеху». Стремящийся к успеху должен считаться с тем, что ему придется познать и темные стороны жизни и уяснить себе, что рецептов гарантированного успеха не бывает. Глубоко ошибается тот, кто полагает, что для достижения успеха не надо сильно утруждать себя, а требуется всего лишь немного везения. Немаловажно также знать, что сам человек понимает под «успехом»...




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.