КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История развития отечественной методики преподавания биологии в XX веке
В начале ХХ века перед школьным естествознанием стоят те же самые проблемы – отбор содержания, выбор методов и форм обучения. Правительство под влиянием революционного движения в стране было вынуждено пойти на уступки. В области народного образования планировалась новая школьная реформа. Естествознание было вновь возвращено в гимназии. Остро встал вопрос о разработке новой программы. Ее разработка была поручена профессору кафедры лесного инженерного искусства Петербургского лесного института Дмитрию Никифоровичу Кайгородову (1846-1924). И основную задачу школы, работающей по изучению общежитий природы он видел в том, чтобы "научить своих питомцев ведать природу". Проводником эволюционных идей в содержание школьного естествознания был Валериан Викторович Половцов (1862-1919 гг.).
В.В. Половцов, призывал широко использовать в школьном преподавании биологический метод: изучать не только внешние признаки организмов, но и их жизнь, их взаимоотношения с другими организмами, со средой. 1. От простого и легкого переходить к более трудному и сложному, от конкретного к отвлеченному. 2. Учебный предмет следует излагать научно, выбирать из науки для учебного предмета самое существенное, необходимое для правильного понимания явлений природы и методов их исследования. Октябрьская революция, свершившаяся в 1917 г. открыла новый качественно отличный период в развитии народного образования в России. Многочисленные сословные школы царского времени сменила единая трудовая общеобразовательная школа. Естествознание в ней стало одним из основных учебных предметов. Изучаемый предмет естествознания стали называть предметом биологии. Основной задачей содержания естествознания стало воспитание диалектико-материалистического и атеистического мировоззрения, обучение в тесной связи с производительным трудом и воспитание самостоятельности учащихся в приобретении знаний. Проявлялось стремление включить в трудовую деятельность учащихся, в школьное обучение элементы научного исследования. Усилия методистов и учителей в этот период были направлены на укрепление преподавания предмета естествознания, как важного для образования и воспитания подрастающего поколения. В теории и практике обучения шла напряженная творческая работа отдельных ученых и целых коллективов в деле развития школьного естественнонаучного образования и методики обучения естествознанию.
Многое открывалось заново. Особенно широко пропагандировались идеи дарвинизма, теперь они в незавуалированном виде были представлены в программах содержания изучаемого предмета. По свидетельству Б.Е. Райкова, учащихся дореволюционной школы в лучшем случае можно было только исподволь готовить к восприятию эволюционного учения путем рассмотрения разнообразных приспособлений (адаптаций) организмов к среде. Все 20-е годы в России велись активные поиски новой структуры содержания естествознания, которая отвечала бы целям воспитания материалистического мировоззрения. Большое влияние на обучение и воспитание учащихся оказывала организованная в 1918 г. Московская биостанция юных любителей природы (с 1920 г. она называется Биостанция юных натуралистов им. К.А. Тимирязева, или сокращенно БЮН), где развернулась деятельность видных педагогов-естественников – Б.В. Всесвятского, Ю.В. Рычина, П.П. Смолина, Е.А. Флеровой и других, а также Биосад, созданный В.Ф. Натали. Ленинградская педагогическая станция, которая славилась экскурсиями, проводимыми П.И. Боровицким, В. Л. Комаровым, И.И. Полянским, С.А. Павловичем, Б.Е. Райковым, Н.М. Римским-Корсаковым, В.Н. Сукачевым и другими учеными и методистами.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 1713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |