Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 11. Методы воспитания. Формы, средства воспитания. Воспитание как целостная система




План:

1. Методы воспитания.

2. Классификация методов воспитания Г. И. Щукиной.

3. Функции методов организации деятельности и формирования опыта поведения.

4. Функции методов формирования сознания.

5. Функции методов стимулирования.

6. Организационные формы воспитания.

7. Основные средства воспитания.

8. Воспитание как целостная система.

Под методом воспитания понимается способ воздействия на личность ребёнка с воспитательной целью через организацию их деятельности и взаимодействие воспитателя и воспитанников.

В настоящее время наиболее распространённой является классификация Г. И. Щукиной. Она выделяет методы воспитания на основе направленности личности:

Методы организации деятельности и формирования опыта поведения Методы формирования сознания Методы стимулирования
Упражнение, поручение, приучение, требование, воспитывающие ситуации Рассказ, диспут, объяснение, внушение, разъяснение, доклад, лекция, инструктаж, этическая беседа, пример Соревнование, поощрение, наказание

 

В современной педагогической науке существует множество классификаций методов воспитания. Каждая научная классификация определяет общий признак, составляющий предмет классификации. Некоторые классификации более пригодны для решения практических задач, другие представляют только теоретический интерес. Это позволяет и начинающему, и опытному педагогу сделать свой выбор в пользу той или иной классификации.

Основной функцией методов организации деятельности и формирования опыта поведения является выработка норм правильного поведения.

Рассмотрим некоторые из данной группы методов:

Упражнение - неоднократное совершение поступков на основе общепринятой нормы. Этот метод используется в среднем школьном возрасте. Эффективность метода зависит от систематичности выполнения, самоанализа, поощрения воспитателем и общественного одобрения.

Приучение- побуждение к систематическому выполнению определённых действий. Применяется данный метод, начиная с самого раннего возраста, когда ребёнок вовремя ложиться спать, убирает свои игрушки, учится вести себя в обществе. Эффективен тогда, когда выполняемое действие понятно и полезно воспитаннику, ему даётся образец выполнения, для этого созданы максимально благоприятные условия.

Воспитывающие ситуации- создание обстановки, системы отношений, которые вынуждают ребёнка совершить какой-либо поступок. Данный метод требует от воспитателя особого такта, постоянного контроля, разнообразия воспитательных средств.

Основной функцией методов формирования сознания является усвоение знаний о правилах инормах поведения.

Рассмотрим некоторые методы данной группы:

Беседа - вопросно-ответное обсуждение фактов, событий, поступков. Можетпроводиться индивидуально, в группах, в коллективе. Тема и план проведения беседы должны быть обдуманы заранее. Эффективность беседы повышается, если воспитатель учитывает интересы детей, выслушивает их мнения, характер взаимоотношений.

Диспут - разновидность спора, когда воспитанники активно высказывают свои мнения, обсуждают какую-либо проблему. Диспут, как правило, готовиться заранее. Воспитатель не вправе осуждать ребёнка за высказанную им мысль, учитывая его право на выбор, свободу слова.

Лекция - раскрытие воспитателем какой-либо нравственной, эстетической, политической, экологической темы. Метод используется, в основном, в старших классах. Лекция должна раскрывать историю вопроса, современный взгляд и предполагаемые пути решения проблем, затрагиваемых в рамках данного вопроса.

Основной функцией методов стимулирования являетсяположительная или отрицательная оценка их деятельности или поведения.

Рассмотрим методы данной группы:

Поощрение - положительная оценка поведения ребёнка. В качестве поощрения часто используются словесное одобрение, похвала, благодарность, награда. При применении данного метода воспитателю необходимо учитывать, что поощрять нужно только за действительные успехи, поощрение должно быть своевременным, должно быть поддержано коллективом.

Наказание - отрицательная оценка поведения и действий воспитанника. В качестве наказания могут выступать замечание, выговор, лишение права участвовать в коллективной деятельности, лишение почётных обязанностей. Основными требованиями к применению данного метода являются следующие: наказание должно быть попятно воспитаннику; наказание не должно унижать личность; недопустимо применение физических наказаний; наказание поддерживается коллективом; наказание вызывает чувство вины и раскаяния.

Соревнование- создание ситуации, в которой воспитанникстремится достичь более высоких результатов по сравнению с другими. Данный метод позволяет внести эмоциональный настрой в деятельность воспитанников, увлечь идеей соревнования, проявить активность, инициативу, свои способности.

Каждый метод реализуется в зависимости от опыта работы педагога, индивидуального стиля его профессиональной деятельности, возникшей педагогической ситуации. Основная проблема заключается в выборе методов воспитания. Необходимо учитывать цели и задачи воспитания, возрастные особенности школьников. Кроме того, большое влияние на выбор методов воспитания оказывают индивидуальные и личностные особенности воспитанников. Методы зависят также от социального окружения, от уровня развития коллектива, в который входят воспитанники. Большое значение имеет оптимизм и вера в успех самого педагога и его воспитанников.

Организационные формы воспитания:

В современной педагогике нет единого мнения по поводу выбора форм воспитательной работы. Это объясняется, с одной стороны, неоднозначностью в определении самого термина «форма», с другой стороны, наличием в теории и практике воспитания нескольких классификаций форм воспитательной работы.

Под «формой » понимается внешнее выражение какого-либо содержания. Тогда «форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.

Е. В. Титова предлагает классификацию, в которой она выделяет три вида форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.

Мероприятия- это занятия, события, ситуации, организованные педагогами с целью воздействия на воспитанников.

Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры- это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По времени проведения формы делятся на:

• Кратковременные; продолжительные; традиционные.

По видам деятельности различаются:

• формы учебные; трудовые; спортивные; художественной деятельности.

По способу влияния педагога:

• Непосредственные; опосредованные.

По субъекту организации:

• деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива в организации деятельности принадлежит детям.

Классификации взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагогом подхода одна и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.

Основные средства воспитания (общение, учение, игра, труд).

Согласно теории П. Ф. Каптерева, человеческую деятельность можно разделить на четыре вида: общение, игру, учение, труд.

Средства воспитания - процессы, явления, ситуации, предметы, которые используются в воспитании детей. К средствам воспитания можно отнести различные виды воспитывающей деятельности. Учение, игра, труд, спорт, досуговая деятельность - все они могут быть средствами воспитания, если они пронизаны социально ценными отношениями (И. 3. Гликман).

В отличие от дидактического понятия «средства обучения» средства воспитания носят нематериальный характер.

Общению как средству воспитания в своей педагогической практике уделяли большое внимание такие педагоги как С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский. Но в педагогике рассматривается не просто общение, как взаимодействие с людьми, а педагогическое общение - в основе которого лежит воспитательный характер и предусматривается решение педагогических задач.

Под учением, как средством воспитания, понимается деятельность ученика, в результате которой осуществляется усвоение знаний, умений и навыков. Учение обеспечивает формирование определённого отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. Особое значение в последние годы приобретает проблемное и программированное обучение.

Игру, как средство воспитания, чаще всего определяют не как деятельность, выполняемую не для получения конкретного предметного результата, а ради выполнения самой деятельности. Игровая деятельность в воспитании направлена, прежде всего, на развитие положительных качеств личности.

Труд, как средство воспитания, в свою очередь рассматривается как деятельность, направленная на преобразование окружающей действительности для удовлетворения потребностей человека. Труд самым тесным образом связан с учением, игрой и общением. Особую роль в воспитании играет физический труд, интеллектуальный, душевный.

Воспитательная эффективность методов, форм и средств воспитания зависит от создания благоприятнойэмоциональной обстановки, душевной отзывчивости, без принуждения, на основе заботы о радостях и бедах каждого ребёнка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 8672; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.